
Получившие большой международный резонанс саммит глав государств СНГ и встреча в формате «Центральная Азия – Россия» (Душанбе, 9-10 октября), ознаменованные укреплением отношений стран ЦА и Москвы, важными переговорами в рамках Содружества с появлением нового формата – «СНГ+», вызвали в структурах Европейского союза самую настоящую истерику.
10 октября на сайте Европейской службы внешних связей (EEAS) появилось гневное заявление, что, мол, Душанбе просто обязан арестовать Владимира Путина во время его визита в Таджикистан, который является участником Римского статута Международного уголовного суда. И раз он это не сделал, значит «не выполнил свои обязательства по исполнению ордера на арест». Брюссель же «решительно поддерживает меры по привлечению к ответственности за международные преступления, совершенные», как утверждается в заявлении, «в результате российской агрессивной войны».
|
Напомним, что в марте 2023 года Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на арест российского лидера, который «предположительно, несёт ответственность за военные преступления, связанные с незаконной депортацией населения (детей) с оккупированных территорий Украины на территорию Российской Федерации». Соответственно, Москва подобные ложные обвинения категорически отвергла, учитывая, что с точки зрения международного права решение суда является ничтожным, поскольку Россия не является участницей Римского статута МУС и не несёт по нему обязательств.
Примечательным во всей этой истории является тот факт, что выдавший ордер прокурор МУС британский юрист Карим Хан, порицавший российского лидера за якобы незаконный вывоз украинских детей, по информации агентства Reuters, временно ушёл в административный отпуск на фоне расследования его сексуальных домогательств в отношении подчинённых.
По оценке Reuters, самоустранение Хана является беспрецедентным шагом, а у МУС и ООН даже нет процедуры замены прокурора, что ещё больше усугубляет щекотливое положение суда, который уже находится под санкциями США за выдачу ордера на арест Нетаньяху и других израильских чиновников.
Так что, вместо того чтобы шантажировать Душанбе, европейским «законникам» хорошо бы сначала разобраться с секс-скандалами своих местами озабоченных представителей.
Но – нет, они еще и «делом» лидера Таджикистана готовы заняться. Группой оппозиционных партий и движений подан иск в МУС в отношении Эмомали Рахмона, таджикистанских министров, депутатов парламента, представителей судебной системы, прокуроров, судей Верховного суда, сотрудников милиции и госкомитета нацбезопасности, основанный на таких обвинениях, как «произвольные аресты, пытки, изнасилования, одиночные заключения, насильственные исчезновения подозреваемых, принудительная эмиграция, убийства» и другие. В подготовке иска участвовали три организации – запрещённая в Таджикистане и России ПИВТ*, запрещённые в России Украинский фонд международных добровольцев (FUVI)* и Freedom For Eurasia* при поддержке Норвежского Хельсинкского комитета*.
Но как ни надрываются «собаки», караван российско-таджикистанских отношений спокойно продолжает свой путь. Государственный визит Владимира Путина в Таджикистан (8-9 октября) был весьма успешным и ознаменовался углублением стратегического партнёрства и союзничества Москвы и Душанбе. В рамках этого визита состоялись переговоры главы Минобороны России Андрея Белоусова с таджикским коллегой генерал-полковником Эмомали Собирзодой. В ходе общения А. Белоусов отметил, что «сегодня от сотрудничества между нашими военными ведомствами зависит очень многое, и прежде всего – стабильность в Центральной Азии. Текущая ситуация остается очень сложной». В связи с этим наши страны будут и далее укреплять взаимодействие по всем направлениям, начиная от военного сотрудничества, обмена опытом, обучения и заканчивая военно-техническим сотрудничеством.
В свою очередь, Э. Собирзода заявил, что Душанбе ожидает дальнейшего развития стратегического партнерства с Российской Федерации в военной и военно-технической областях. По его словам, пребывание на территории Таджикистана 201-й российской военной базы и оптико-электронного узла подчеркивают высокий уровень двустороннего военного сотрудничества.
И действительно: подводя итоги государственного визита в Душанбе, Владимир Путин отметил, что «Таджикистан – важный для нас партнёр... Несмотря на то, что у нас нет общих границ, но всё-таки это имеет чрезвычайно важное значение и для безопасности России. Неслучайно здесь до сих пор службу несут наши пограничники... у нас пограничная служба здесь присутствует, с коллегами в тесном контакте. И находится наша военная база». В. Путин также подчеркнул, что российская военная база в Таджикистане является гарантом безопасности во всей Центральной Азии, и, хотя нынешнее правительство Афганистана делает все, чтобы нормализовать ситуацию в стране, проблем в регионе ещё остается достаточно много.
Напомним, что 201-я российская военная база считается крупнейшим военным объектом России и расположена одновременно в городах Душанбе и Бохтаре. Она включает в себя подразделения мотострелков, танкистов, артиллеристов, разведчиков, а также силы противовоздушной защиты, радиационной, химической и биологической защиты, службы связи.
Помимо своей основной деятельности, российские воины регулярно оказывают помощь нуждающимся семьям, раздают продукты питания ветеранам Афганистана, теплую одежду и обувь малообеспеченным жителям, а также помогают «особенным» детям. 13 октября российские военные провели акцию по передаче гуманитарной помощи пожилым людям, ветеранам войны и вооружённых конфликтов, в том числе более сотни килограммов продуктов питания.
Вывод: организованный Евросоюзом банальный шантаж Душанбе в целях стравливания его с Москвой в очередной раз с треском провалился. Так будет – нет сомнений – и в дальнейшем.