Освоение международного ж/д транзита в ЕАЭС требует системных решений - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 25.11.2025 |

Освоение международного ж/д транзита в ЕАЭС требует системных решений

Современные тенденции развития железнодорожного транспорта и новые логистические решения, инфраструктурные вопросы и инновации обсуждены в ходе совместного круглого стола ЕЭК и Международного Координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП). При этом итоговое коммюнике форума содержит не столько конкретные меры по расшивке узких мест в означенных вопросах, сколько рекомендации по их решению.

Форум объединил представителей государственных органов, железнодорожных администраций, логистического бизнеса, научного сообщества стран ЕАЭС. Представители ведущих транспортно-логистических компаний евразийского региона обсудили ситуацию с цепочками поставок, перспективы контейнерных перевозок и развитие мультимодальной логистики. Внимание было уделено и вопросам подготовки кадров для цифровой трансформации транспортной отрасли.

«Железнодорожный транспорт остается ключевым элементом интеграции наших стран и основой для реализации транзитного потенциала ЕАЭС. Требуется активно формировать будущее комплексной транспортной системы Союза», – отметил в приветственном слове министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Арзыбек Кожошев. По его мнению, странам ЕАЭС целесообразно усилить координацию национальных программ по развитию транзитных коридоров и транспортных погранпереходов, совместно ускорить цифровизацию перевозочного процесса и таможенных процедур.

Практически аналогичные оценки высказали другие участники форума, добавив предложения по решению имеющихся в этой сфере вопросов. Скажем, глава правления Финансово-бизнес-ассоциации Евро-Азиатского сотрудничества Александр Мурычев отметил, что железнодорожная логистика «сегодня выполняет также роль фактора экономической устойчивости и конкурентоспособности государств Евразийского пространства». Ключевыми задачами остаются «синхронизация национальных транспортных программ стран Союза, устранение институциональных и технологических барьеров, развитие мультимодальных коридоров и ускоренная цифровизация между операторами и контролирующими органами».

В свою очередь, директор департамента таможенного законодательства ЕЭК Куат Рахимов сообщил о мерах по стимулированию контейнерных перевозок, в том числе по более оперативному отслеживанию этих перевозок: «Согласовано упрощение в нормативно-правовой базе ЕАЭС для контейнеров: если контейнеры перемещаются без товаров, таможенное декларирование контейнеров производиться не будет. Что ускорит сопутствующие процедуры при контейнерных перевозках».

Вдобавок с февраля 2026 г. вводится «мера обеспечения таможенного сквозного контроля: отслеживание перевозок с использованием навигационных пломб, которые могут применяться как средства идентификации». Упомянутые меры, по оценке К. Рахимова, «минимизируют применение мер таможенного и иного государственного контроля».

Тем временем контейнеризация международных перевозок в рамках ЕАЭС пока не демонстрирует устойчивые темпы роста. По данным ГК «Дело» (транзитно-логистический холдинг РФ), контейнерный рынок России за 10 истекших месяцев с. г. показал снижение на 5,6% к уровню прошлого года: объем груженых перевозок составил 5,9 млн ДФЭ (стандартная контейнерная единица). При этом доля РФ в объеме рынка контейнерных перевозок в ЕАЭС превышает 80%. Что, в свою очередь, сказалось на соответствующем показателе по Союзу: объем контейнерного рынка фактически пока стагнирует, снизившись примерно на 3%.

Означенная ситуация главным образом связана, как считают профильные эксперты, с уменьшением транзитных перевозок между Китаем и Европой, спадом импорта через порты Дальнего Востока. Последнее обусловлено в основном недостаточной пропускной способностью многих контейнерных погрантерминалов и примыкающих к ним ж/дорог. Падение в этом сегменте перевозочного рынка лишь частично компенсировали импортные перевозки через порты Ленинградской области, экспорт через сухопутные пограничные переходы с большинством стран Азией и каботаж в Калининград (имеются в виду грузы в контейнерах).

По итогам форума было принято совместное коммюнике, в котором участники круглого стола констатировали необходимость ускорения цифровизации транспортно-логистических процессов; развития инфраструктуры для укрепления транзитного потенциала ЕАЭС; гармонизации нормативной базы и внедрения инновационных решений; усиления координации между государствами-членами ЕАЭС по ключевым направлениям развития транспортной системы.

В итоговом коммюнике, повторим, превалируют сугубо рекомендательные меры, например «содействие реализации комплексного отраслевого развития в инфраструктурной, нормативно-правовой, технической, технологической и организационной областях; создание условий для увеличения пропускной способности железных и автомобильных дорог, доступности портовых терминальных мощностей, модернизации пунктов пропуска и подвижного состава. А также... для проведения технологических мероприятий, гарантирующих качество банка данных, электронный обмен данными, автоматическую выдачу и электронную обработку транспортных и сопроводительных документов».

Показательно, что с проведением упомянутого форума почти совпало по времени решение ряда упомянутых вопросов между РФ и Казахстаном. Глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров и председатель правления «Казахстан темир жолы» (железные дороги) Талгат Алдыбергенов подписали в Москве соглашение «О развитии межгосударственных стыковых пунктов (МГСП)». Согласно документу, в 2025-26/27 гг. стороны будут реализовывать меры по повышению эффективности работы стыковых ж/д пунктов (таковых шесть); совместно анализировать и развивать их пропускные способности; регулярно обмениваться данными о номенклатуре и динамике грузовых объемов. А также расширять применение безбумажных технологий и в целом развивать электронное взаимодействие в данной сфере. По оценкам сторон, выполнение соглашения позволит увеличить обмен грузовыми составами между РФ и Казахстаном через МГСП с 70 до 85 пар поездов в сутки.

Очевидно, что аналогичные документы востребованы в рамках всего ЕАЭС с участием ряда транзитных стран СНГ. В этом контексте упомянем и недавнюю разблокировку железнодорожного сообщения с членом ЕАЭС Арменией через Азербайджан.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
238
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика