Современные тенденции развития железнодорожного транспорта и новые логистические решения, инфраструктурные вопросы и инновации обсуждены в ходе совместного круглого стола ЕЭК и Международного Координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП). При этом итоговое коммюнике форума содержит не столько конкретные меры по расшивке узких мест в означенных вопросах, сколько рекомендации по их решению.
Форум объединил представителей государственных органов, железнодорожных администраций, логистического бизнеса, научного сообщества стран ЕАЭС. Представители ведущих транспортно-логистических компаний евразийского региона обсудили ситуацию с цепочками поставок, перспективы контейнерных перевозок и развитие мультимодальной логистики. Внимание было уделено и вопросам подготовки кадров для цифровой трансформации транспортной отрасли.
«Железнодорожный транспорт остается ключевым элементом интеграции наших стран и основой для реализации транзитного потенциала ЕАЭС. Требуется активно формировать будущее комплексной транспортной системы Союза», – отметил в приветственном слове министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Арзыбек Кожошев. По его мнению, странам ЕАЭС целесообразно усилить координацию национальных программ по развитию транзитных коридоров и транспортных погранпереходов, совместно ускорить цифровизацию перевозочного процесса и таможенных процедур.
Практически аналогичные оценки высказали другие участники форума, добавив предложения по решению имеющихся в этой сфере вопросов. Скажем, глава правления Финансово-бизнес-ассоциации Евро-Азиатского сотрудничества Александр Мурычев отметил, что железнодорожная логистика «сегодня выполняет также роль фактора экономической устойчивости и конкурентоспособности государств Евразийского пространства». Ключевыми задачами остаются «синхронизация национальных транспортных программ стран Союза, устранение институциональных и технологических барьеров, развитие мультимодальных коридоров и ускоренная цифровизация между операторами и контролирующими органами».
В свою очередь, директор департамента таможенного законодательства ЕЭК Куат Рахимов сообщил о мерах по стимулированию контейнерных перевозок, в том числе по более оперативному отслеживанию этих перевозок: «Согласовано упрощение в нормативно-правовой базе ЕАЭС для контейнеров: если контейнеры перемещаются без товаров, таможенное декларирование контейнеров производиться не будет. Что ускорит сопутствующие процедуры при контейнерных перевозках».
Вдобавок с февраля 2026 г. вводится «мера обеспечения таможенного сквозного контроля: отслеживание перевозок с использованием навигационных пломб, которые могут применяться как средства идентификации». Упомянутые меры, по оценке К. Рахимова, «минимизируют применение мер таможенного и иного государственного контроля».
Тем временем контейнеризация международных перевозок в рамках ЕАЭС пока не демонстрирует устойчивые темпы роста. По данным ГК «Дело» (транзитно-логистический холдинг РФ), контейнерный рынок России за 10 истекших месяцев с. г. показал снижение на 5,6% к уровню прошлого года: объем груженых перевозок составил 5,9 млн ДФЭ (стандартная контейнерная единица). При этом доля РФ в объеме рынка контейнерных перевозок в ЕАЭС превышает 80%. Что, в свою очередь, сказалось на соответствующем показателе по Союзу: объем контейнерного рынка фактически пока стагнирует, снизившись примерно на 3%.
Означенная ситуация главным образом связана, как считают профильные эксперты, с уменьшением транзитных перевозок между Китаем и Европой, спадом импорта через порты Дальнего Востока. Последнее обусловлено в основном недостаточной пропускной способностью многих контейнерных погрантерминалов и примыкающих к ним ж/дорог. Падение в этом сегменте перевозочного рынка лишь частично компенсировали импортные перевозки через порты Ленинградской области, экспорт через сухопутные пограничные переходы с большинством стран Азией и каботаж в Калининград (имеются в виду грузы в контейнерах).
По итогам форума было принято совместное коммюнике, в котором участники круглого стола констатировали необходимость ускорения цифровизации транспортно-логистических процессов; развития инфраструктуры для укрепления транзитного потенциала ЕАЭС; гармонизации нормативной базы и внедрения инновационных решений; усиления координации между государствами-членами ЕАЭС по ключевым направлениям развития транспортной системы.
В итоговом коммюнике, повторим, превалируют сугубо рекомендательные меры, например «содействие реализации комплексного отраслевого развития в инфраструктурной, нормативно-правовой, технической, технологической и организационной областях; создание условий для увеличения пропускной способности железных и автомобильных дорог, доступности портовых терминальных мощностей, модернизации пунктов пропуска и подвижного состава. А также... для проведения технологических мероприятий, гарантирующих качество банка данных, электронный обмен данными, автоматическую выдачу и электронную обработку транспортных и сопроводительных документов».
Показательно, что с проведением упомянутого форума почти совпало по времени решение ряда упомянутых вопросов между РФ и Казахстаном. Глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров и председатель правления «Казахстан темир жолы» (железные дороги) Талгат Алдыбергенов подписали в Москве соглашение «О развитии межгосударственных стыковых пунктов (МГСП)». Согласно документу, в 2025-26/27 гг. стороны будут реализовывать меры по повышению эффективности работы стыковых ж/д пунктов (таковых шесть); совместно анализировать и развивать их пропускные способности; регулярно обмениваться данными о номенклатуре и динамике грузовых объемов. А также расширять применение безбумажных технологий и в целом развивать электронное взаимодействие в данной сфере. По оценкам сторон, выполнение соглашения позволит увеличить обмен грузовыми составами между РФ и Казахстаном через МГСП с 70 до 85 пар поездов в сутки.
Очевидно, что аналогичные документы востребованы в рамках всего ЕАЭС с участием ряда транзитных стран СНГ. В этом контексте упомянем и недавнюю разблокировку железнодорожного сообщения с членом ЕАЭС Арменией через Азербайджан.





