Какао-бобы и их производные, казалось бы, не стратегический продукт мировой торговли. Но в экономических взаимосвязях РФ/ЕАЭС со многими развивающимися странами данный продукт предопределяет основные тенденции. И вовсе не в последнюю очередь - их политический климат.
ЕЭК в конце октября, несмотря на позицию многих предприятий кондитерской отрасли Союза, сохранила введенные с мая с. г. ввозные пошлины на какао-масло/пасту/жиры в 3-5%, а это ключевые компоненты готовой какаосодержащей продукции. При том что пошлины были нулевыми с 2016 года.
В результате производство такой продукции в ЕАЭС стагнирует, а, например, в РФ и вовсе падает. Себестоимость производства такой продукции возросла на 3-4%. Зато, по оценкам «Рексфот консалтинг» (РФ) и других профильных структур, госбюджетный выигрыш от восстановления тех пошлин оценивается в 2 млрд руб. Правда, к началу 2026-го дискуссия по этому вопросу в рамках ЕЭК должна возобновиться.
Какао-бобы и продукты их первичной переработки – это стратегическая экспортная продукция более 20 государств. Никто из них не примкнул к антироссийским и антибелорусским санкциям Запада, они частично участвуют в «параллельном» импорте и реэкспорте в РФ/Белоруссию подсанкционных товаров. На этом фоне, по неофициальной информации, некоторые страны-поставщики могут ввести ограничения на импорт из РФ/ЕАЭС из-за восстановленных ввозных пошлин. Вот он – зримый ущерб отказа от нулевых пошлин
По данным торговой статистики, ЕАЭС в среднем за год с начала 2020-х ввозит (с учетом реэкспорта) 65-80 тыс. тонн какао-бобов, до 50-54 тыс. тонн какао-пасты, до 50-52 тыс. т какао-масла и почти столько же масложирового какао-полуфабриката. До 75% этих показателей приходится на РФ. Основные поставщики в 2023-25 гг. – Эквадор, Кот-д`Ивуар (в целом более 30%), Турция (реэкспорт африканской продукции), Камерун, Нигерия, Гана, Бразилия, Индонезия. Кстати, доля Кот-д`Ивуара в общемировом экспорте - минимум 25%.
Мировое производство и основные торговые потоки какао-бобов и их полуфабрикатов
Многие эксперты полагают, что введение пошлин связано со всё более широким использованием в «кондитерке» дешевых заменителей какао-продуктов и их полуфабрикатов. При том что такие заменители небезопасны для здоровья потребителей. Зато достигается удешевление готовой продукции, что, в свою очередь, позволяет многим производителям повышать конечные цены за счет низкой «стартовой» ценовой базы.
Доля же натурального какао и его производных в «кондитерке» снижается примерно с середины 90-х: скажем, в 2024 г. в РФ произвели почти 70 тыс. тонн заменителей какао-масла, что примерно на 15% больше, чем в 2023-м. В такой ситуации натуральное масло оказывается как бы излишним.
Введение с мая с. г. пошлин огульно охватывает не только дружественные ЕАЭС страны-производители какао-бобов и продуктов их первичной переработки (паста, масло, жир), но и страны-производители этих продуктов, но являющиеся сугубо импортерами первичного сырья (то есть самих какао-бобов) – Бельгию, Нидерланды, ФРГ, Швейцарию, Финляндию, Италию, Южную Корею. При том что поставляемые из этих стран какао-масло/паста/жир, во-первых, минимум на треть дороже, чем из стран-поставщиков самих бобов. Во-вторых, эти же продукты – часть бартерной оплаты восемью африканскими и шестью центральноамериканскими «какао-странами» поставок из РФ/ЕАЭС.
Следовательно, было бы целесообразно эти страны вывести из режима пошлин. И не только потому, что они дружественные к РФ-ЕАЭС, а, прежде всего, потому, что они входят в перечень стран, пользующихся правом беспошлинного экспорта и экспорта без квот (без ограничений по объемам и ассортименту) в РФ/ЕАЭС.
Весьма четкая позиция по этой проблематике у белорусской стороны, изложенная в обращении «Белгоспищепрома» в ЕЭК (в конце июня с. г.): «Снижение ввозных пошлин на эти продукты сроком на 3 года необходимо в целях повышения конкурентоспособности производителей кондитерских изделий в регионе ЕАЭС» И, как поясняется, для сохранения «взаимовыгодных экономических связей с дружественными странами».
Такая позиция поддерживается многими российскими производителями «кондитерки». Например, в обращении фабрики «Гомер» (Москва) в ЕЭК и Минсельхоз РФ отмечено: «Мы готовы продолжать развивать инвестиции в линии по производству готовой продукции и поддерживаем продление нулевых пошлин на какао-сырье, чтобы сохранялись конкурентные цены, качество выпускаемой продукции и доступность какао-продуктов на российском рынке». Та же позиция у «БрянскКофи».
Дополнительные аргументы приводятся в обращении шоколадной фабрики «Барри Каллебаут НЛ Раша» (РФ), которая полностью поддерживает инициативное предложение Белоруссии. В нем отмечено: «В большинстве других стран, где производятся шоколадные кондитерские изделия из импортного сырья и с кем нам приходится конкурировать, ввозные пошлины на какао-продукты равны нулю. Для сохранения конкурентоспособности наших изделий с какао мера по обнулению пошлин очень важна».
В свою очередь, «Московская ореховая компания» подчеркивает, что «возврат к пошлинам с 1 мая 2025 г. привел к росту производственной себестоимости, что негативно сказывается как на конкурентоспособности нашего предприятия, так и на кондитерской отрасли в целом». Причем эта тенденция характерна ныне для большинства использующих какао-производные кондитерских фабрик стран ЕАЭС, поскольку, по имеющейся информации, возврат пошлин в ЕАЭС повысил в странах Союза на 10-14% примерно с июля с. г. конечную цену изделий, содержащих какао-полуфабрикаты.
Словом, вполне можно согласиться с вышеупомянутыми мнениями производителей и экспертов: целесообразно восстановить нулевые ввозные пошлины на означенную продукцию, по крайней мере, из стран-производителей какао-бобов. За это, повторимся, «голосует» и дружественный характер взаимоотношений РФ/ЕАЭС с этими странами, отвергающими западные санкции против РФ и Белоруссии.





