Латвия вышвыривает русских пенсионеров, назначенных «угрозой безопасности» - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 08.11.2025 |

Латвия вышвыривает русских пенсионеров, назначенных «угрозой безопасности»

Продолжается депортация русских пенсионеров из Латвии. Осенью этого года латвийские власти аннулировали виды на жительство ещё 841 лица из числа тех, кто проживает в республике уже многие десятилетия. Людей беспардонно принуждают оставить родные дома и выпроваживают в Российскую Федерацию, где у них зачастую нет ни друзей, ни родственников. Соучастниками этого преступления по факту являются Еврокомиссия и Европарламент, безучастно наблюдающие за депортацией стариков. Однако российские эксперты полагают, что процесс выдворения соотечественников из Латвии пора переносить на международные площадки.

Крест пенсионера Ерёменко

«Ритм Евразии» уже не раз обращался к трагедии депортируемых из Латвии стариков, но стоит ещё раз вкратце напомнить суть дела. Как известно, в начале 90-х восстановленная Латвийская Республика отказала 740 тысячам своих русских жителей в гражданстве. Впоследствии некоторые из них взяли российское гражданство и латвийские виды на жительство – официальная Рига против этого не возражала. Но в 2022-м власти задним числом пересмотрели правила игры, аннулировав ВНЖ, выданные в предыдущие годы латвийским россиянам. Тем, кто не хотел, чтобы его выгнали из родных домов, выставили жёсткие условия: во-первых, доказать почти идеальное знание латышского языка, во-вторых, заполнить так называемые анкеты лояльности. Тех, кто не выполнил эти условие в отведённые сроки, лишают пенсионных выплат, права на бесплатную медицину и вычёркивают из всех реестров.

Расчет заключался в том, что люди, поставленные перед лицом голодной смерти, «добровольно» покинут Латвию. Однако не все такие «лишенцы» согласились уехать: тем более что у многих есть родственники с латвийским гражданством, которые брали на себя содержание попавших в беду родичей. И тогда власти начали практиковать в отношении «упрямцев» насильственное выдворение. Индивидуальные истории депортированных не всегда становятся достоянием общественности – порой люди молчат, в страхе накликать неприятности на родственников, ещё оставшихся в Латвии. Тем не менее иногда подобные ситуации всё-таки попадают в фокус общественного внимания.

Так 2 октября сопредседатель оппозиционной партии «Русский союз Латвии» Андрей Пагор сообщил о выдворении 74-летнего Григория Ивановича Ерёменко, жившего в городе Елгава ещё с начала 70-х. Он родился в Черниговской области Украинской ССР, после окончания школы был призван на срочную службу в Советскую армию, попал в воинскую часть в Елгаве. После «дембеля» собрался возвращаться домой, но его попросили остаться: нужно было поднимать местное предприятие «Елгавсельмаш». И на малую родину Григорий Ерёменко уже не вернулся. После развала СССР он получил в Латвии позорный статус негражданина. Позже принял гражданство РФ: не выезжая из Латвийской Республики и не имея ни одного родственника в России.

Григорий Иванович не смог набрать нужный балл в ходе языкового экзамена. Тут необходимо ещё одно пояснение: все эти люди, которых сейчас выдворяют под предлогом незнания латышского, когда-то его учили. По латвийскому законодательству в стране нельзя устроиться ни на одну работу без наличия удостоверения о знании латышского. Но выйдя на пенсию, русские старики латышский подзабыли – потому что в Латвии в ряде городов существует компактная русскоязычная среда.

Очень часто бывает, что человек вполне сносно говорит на латышском, но «срезается» в ходе письменного экзамена, который очень жесткий – именно так произошло с елгавчанином Григорием Еременко. «Родственников в Латвии у него нет. С потерей ВНЖ в 2023 году Григорий лишился возможности получать пенсию, зарегистрироваться по месту жительства, а значит – получать помощь от самоуправления. Два года без пенсии, два года мы помогали Григорию, два года переписки с Управлением по делам гражданства и миграции, два года скитаний», – скорбно повествует Пагор.

При этом сам процесс насильственного выдворения зачастую обставлен для депортируемых крайне мучительно. После того как за Григорием Ивановичем пришли силовики, он на некоторое время пропал из поля зрения правозащитников. Его отправили в центр размещения задержанных иностранцев в Даугавпилсе. Это закрытая территория: задержанные не выходят за её пределы. Ерёменко содержался там вместе с пойманными в Латвии нелегальными мигрантами из Азии и Африки. Позже ему «великодушно» вручили автобусный билет до России, и он оказался на территории Псковской области. Помощью ему занялась уполномоченный губернатора по работе с соотечественниками Елена Полонская. Старику вручили СНИЛС, медицинскую страховку ОМС, проверили здоровье. Потом Ерёменко направили в один из московских центров соцадаптации и теперь ищут ему жильё. По свежим данным, Григорию Ивановичу могут предложить квартиру в Астраханской области.

Не «выдворили», но «выдавили»

Ещё одной жертвой депортации стала 75-летняя Людмила Анатольевна Межиньш, урождённая рижанка. Это личность достаточно известная – писатель и поэтесса, автор сборников стихов и детских сказок, обладательница нескольких российских литературных премий. Её книги выходили на русском, латышском и английском языках, она – член Союза писателей России и Союза русских писателей Латвии. Экзамен по латышскому ей уже не угрожал в силу возраста (ему не подвергают тех, кто уже достиг семидесяти пяти лет), но она не захотела «правильно» заполнить анкету. Пенсионерка написала, что отрицательно относится к произведённому в Латвии сносу памятников освободителям от нацизма и получила предписание в месячный срок покинуть страну.

Тут стоит сделать ремарку. Необходимость заполнять эти анкеты, где необходимо «правильно» ответить на вопросы об отношении к СВО, о принадлежности Крыма, о сносе памятников очень мучает многих людей, ложится тяжким грузом на их совесть. Их заставляют идти на сделку с совестью, чтобы не оказаться выкинутыми из родных домов. Российское посольство в Риге постаралось негласно передать согражданам: мы всё понимаем, не собираемся вас осуждать и ставить вам в вину то, что вы, став жертвами шантажа, вынуждены заполнять эти проклятые анкеты. Однако находятся люди, которые даже под угрозой выселения отказываются идти на поводу у мучителей.

Власти Латвии посчитали, что пожилая женщина представляет «угрозу государственной безопасности». С ней уехал муж, 85-летний Пётр Янович Межиньш – этнический латыш, потомственный гражданин Латвии и тоже литератор, поэт. Их последний с супругой творческий вечер в Риге состоялся ещё 25 сентября: супруги читали свои произведения и принимали поздравления от коллег по творческому цеху. Петерис отказался бросать супругу, с которой прожил тридцать семь лет, и расставаться с ней по воле властей: покинул родину, хотя и очень болен. У Людмилы тоже серьёзные проблемы со здоровьем. После того как кадры со спотыкающейся женщиной, которую ведут под руки представители псковского центра по переселению соотечественников, облетели СМИ, всполошились в латвийском министерстве иностранных дел. Там назвали историю о депортации супругов Межиньш «российской дезинформацией и пропагандой».

Формально они правы – Межиньши уехали, не дожидаясь насильственной депортации. А вот если бы они не сделали этого в установленный им месячный срок, то дошло бы и до силовых методов. Что не преминула отметить юрмальская правозащитница Елизавета Кривцова: супругов не выдворили, а выдавили из страны. Кривцова раскритиковала заявление МИД о том, что «Латвия – демократическая страна, которая соблюдает права человека и законы». Правозащитница отметила: «Мне бы очень хотелось, чтобы последнее утверждение было верным, но для того необходимо официальное заявление МВД, что принудительно выдворять старых и больных нельзя. А следующим логичным шагом должно быть принятие сеймом законодательной инициативы, позволяющей этим старикам остаться и спокойно дожить свой век». Напрасные надежды! Кривцова и другие русские правозащитники Латвии пытались остановить процесс выселения стариков через конституционный суд страны, но там пришли к выводу, что в этом нет ничего противозаконного…

Некоторые латыши принялись писать Кривцовой, что выселяемые старики могли бы выучить язык или в случае болезни получить освобождение от экзамена. Правозащитница ответила по пунктам: «Знаете ли вы, что, например, такие болезни как рак не освобождают от экзамена? Знаете ли, что получение освобождения – это месяцы очередей и хождения по дорогостоящим специалистам? Знаете ли вы, что основная проблема экзамена по латышскому языку – это письменная часть? Проведите письменный тест по родному языку своей 70-летней бабушке и сообщите о результатах!» В доказательство Кривцова привела результаты языковых тестов конкретных стариков – все более или менее справились с устной частью, но не набрали нужного количества баллов по письменной…

Они боятся международной огласки

Журналист Алексей Стефанов, политэмигрант из Латвии, который помогает депортируемым устроиться в России, констатирует: «И знаете, что страшно для стариков, которых сейчас депортируют и вынуждают уехать из Латвии? Не только сорваться с насиженных десятилетиями мест, не только оказаться в новом для них месте и начинать жизнь с нуля, когда этой жизни осталось всего ничего. Страшно ещё и то, что они не могут понять: за что? За что над ними издеваются власти? За что так поступают? За что заставляют сдавать экзамен по латышскому языку и заполнять анкеты лояльности? За что депортируют? Старики – они же как дети. И плачут, вспоминая, как с ними поступили, тоже искренне…»

Стефанов побеседовал с Людмилой Межиньш, и та поделилась с ним воспоминаниями о рижской молодости: «Занималась литературой, писала стихи, занималась с детьми, учила делать дымковские игрушки. Отмечали дни рождения Пушкина... В санатории "Белоруссия", где я была культоргом, работала с чернобыльскими детьми, приезжавшими к нам лечиться. Многие дети "хватанули": от всего лечились... И вот мы с ними работали. А что мы делали? Ходили рисовать закат: в Булдури (посёлок на берегу моря. – Авт.) этот санаторий находится... Зимой строили из снега фигурки на пляже. А вечером танцевали – всегда дискотеки были. К нам приезжали наши друзья – русские детские писатели». Пожилой женщине, вся жизнь которой прошла в Риге и её окрестностях, тяжело было, конечно, покидать родной город…

Но как быть, каким образом защитить этих людей? Журналист и политолог Дмитрий Ермолаев (в своё время работавший в российском посольстве в Латвии) внёс предложение: немедленно проверять состояние здоровья депортируемых после пересечения ими границы и фиксировать тот вред, который выдворение нанесло этим людям. «Учитывая, что депортация этих пожилых людей явно наносит (это видно даже без врачей) вред их здоровью, необходимо помочь им подать иск в Европейский суд по правам человека и в комитет по правам человека ООН. Учитывая, что идёт речь об угрозе жизни и здоровью, то в этом случае нет необходимости предварительно ждать решения латвийского суда. ЕСПЧ и КПЧ ООН в этом случае обязаны незамедлительно потребовать от Латвии принятия "временных мер", которые бы устранили эту угрозу. Если мы это будем делать методично и системно, то массовую депортацию из Латвии мы остановим, а уже депортированные смогут как минимум взыскать с латвийских властей компенсацию за причиненный депортацией их здоровью ущерб. И да, Латвия не сможет прикрыться никакими соображениями безопасности, так как все видят, что депортируют немощных старых людей», – полагает Ермолаев.

Позже эту идею озвучил на заседании в пресс-центре МИА «Россия сегодня», посвящённом выселению соотечественников из Латвии, авторитетный историк Александр Дюков, директор фонда «Историческая память». Он заявил: «Мы видим, как латвийские власти под предлогом так называемой "комплексной оценки безопасности" планируют выдворить огромное количество людей. Они пытаются утверждать, что эти люди "угрожают безопасности Латвии", а потому депортируются. Однако если мы посмотрим на список людей, предназначенных для выдворения, то увидим там стариков, которым семьдесят, восемьдесят лет, то есть, лиц, которые заведомо опасности для какого-либо государства представлять не могут по причине старости и в ряде случаев ограниченной дееспособности».

По мнению Дюкова, необходимо сразу же помогать выгоняемым старикам отправлять иски в ЕСПЧ и ООН. «Необходимо централизовать нашу работу с этими людьми: чтобы на границе их встречали специалисты-медики, оценивающие вред, нанесённый их здоровью депортацией, и юристы, помогающие оформить иск в международные инстанции», – говорит Дюков. Он приводит высказывания латвийских чиновников, свидетельствующие о том, что больше всего они боятся международной огласки. Стало быть, нужно им эту огласку обеспечить.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
169
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика