По настоятельному совету экспертов из США правительство Латвии приступило к обсуждению возможности разборки железнодорожных путей, ведущих в Россию и Белоруссию. Заезжие советчики внушили латышам, что так они обезопасят себя от возможной «агрессии Москвы». Более трезвомыслящие люди не преминули напомнить, что одновременно Латвия обрубит и надежду на своё экономическое возрождение: когда-то страна зарабатывала огромные деньги за счёт транзита. Однако в правительстве думать об этом не хотят – там вообще, похоже, не планируют дольше, чем на месяц вперед. И есть значительная вероятность того, что власти действительно дадут отмашку на этот безумный шаг.
Падение с обрыва
Исторически так сложилось, что на востоке Латвии находятся два железнодорожных коридора. Во-первых, это линия, проходящая через станции «Резекне-2» – «Зилупе» – госграница, продолжающаяся в сторону России на Пыталово и Москву. Во-вторых, линия «Резекне-2» – «Карсава» – госграница, соединяющая Латгалию с псковским направлением. Железнодорожное соединение Латвии с Белоруссией обеспечивается линией «Даугавпилс» – «Индра» – госграница в направлении Полоцка. В не столь уж далеком 2013 году госпредприятие «Латвийская железная дорога» (ЛЖД) перевезло по всем этим веткам 55,8 млн тонн грузов. Но потом пошёл плавный спад, позже сменившийся обвалом.
Россия начала выводить свой транзит из государства, с каждым годом становившегося всё более недружественным. Если в 2019 году объём перевозок грузов по железной дороге Латвии превысил 40 млн тонн, то в 2024 году составил уже 11,5 млн тонн. ЛЖД боролась со свалившимся на нее кризисом, массово сокращая персонал, распродавая недвижимость, локомотивы, вагоны и даже рельсы. Но несмотря на это, предприятие, прежде являвшееся самым доходным в стране, превратилось в дотационное. Однако железнодорожники в глубине души мечтали, что нынешний геополитический кризис когда-нибудь закончится, обстановка постепенно разрядится, транзит снова наладится и всё постепенно вернётся на круги своя.
Впрочем, как-то выживать нужно уже сейчас, и латвийское Минсообщения договорилось с Казахстаном об организации альтернативного грузопотока. Однако в прошлом году половина грузопотока по-прежнему приходилась на Россию и Белоруссию. Самая большая группа перевозимых товаров – зерновые. Кроме того, ЛЖД перехватила выгодный контракт в Эстонии, воспользовавшись тем, что Таллин запретил своей железной дороге любое сотрудничество с россиянами. Теперь ЛЖД возит через Эстонию в Россию пальмовое масло. Тем не менее дела предприятия трудно назвать блестящими. На данный момент численность работников ЛЖД едва превышает 3 тыс. человек: в несколько раз меньше, чем в начале 2020 года.
Этой осенью под сокращение попали ещё 270 сотрудников. Как сообщили на предприятии, новые увольнения связаны с «прекращением части услуг по ремонту грузовых вагонов, изменениями в законодательстве о нацбезопасности, а также с реорганизацией услуг грузовых перевозок». Недавно в Латвии приняли закон, в соответствии с которым на предприятиях «критической инфраструктуры», к которым причислили и железную дорогу, могут работать только граждане страны. Между тем исторически так сложилось, что большинство работников ЛЖД – русские и русскоязычные. Как известно, многие из латвийских русских в начале 90-х получили статус «неграждан» и продолжают с ним жить и сейчас. А некоторые из неграждан впоследствии взяли гражданство России и Белоруссии и латвийские виды на жительство.
В настоящее время работавших там граждан России и Белоруссии попросили с ЛЖД на выход. Следующие на очереди – неграждане. С ними сейчас проводят разъяснительную работу: предупреждают, что если они в ближайшие месяцы не подадут на гражданство, то потеряют работу следующими. В наибольшей степени очередная волна сокращений коснулась жителей Даугавпилса – русскоязычного города. Комментаторы даугавпилсского портала Gorod.lv, высказавшиеся по поводу очередной волны увольнений на ЛЖД, не стесняются в выражениях. Ведь для населения города, обладающего крупным железнодорожным узлом, ЛЖД была одним из важнейших работодателей. «Спасибо правительству! Они всё делают для людей! Спасибо за цены на продукты, на жилье, на медицину и образование. За комфорт прохождения границ (с Россией и Белоруссией. – Ред.), где люди стоят в очередях сутками. Спасибо что в Латвии позакрывали всё что можно и что нельзя, и теперь народ скитается по чужим странам в поисках работы. Зато правительство назначает себе зарплаты и премии, покупая себе дома за миллионы – и здесь, и за границей. Вас народ клянёт ежеминутно, ежесекундно: вы не правительство, вы палачи этой страны», – этот комментарий собрал свыше двухсот «лайков».
Американец посоветовал – латыши взяли под козырёк
В течение двух последних лет представители латвийской правящей элиты ведут разговоры о том, что железнодорожные пути, ведущие в Россию и Белоруссию, стоит «в целях безопасности» и вовсе разобрать. А на днях местные СМИ растиражировали интервью с сотрудником американского НКО RAND Corporation (признана в России нежелательной организацией) Колином Смитом, который, по его словам, руководит проектом по «изучению опыта войны России и Украины для информирования армии США». Смит, почти тридцать лет занимавшийся военной инженерией в миссиях США по всему миру, заявил, что, если Латвия хочет предотвратить вторжение России, ей наконец нужно ликвидировать свои железнодорожные пути российской ширины колеи.
По его мнению, все железнодорожные пути, что находятся к востоку от Даугавпилса и вплоть до российской границы, необходимо как можно быстрее срыть. «Нужна ли вам железная дорога до Даугавпилса? Конечно. Нужна ли железная дорога из Даугавпилса на юг – в Литву? Конечно. Но все остальное, по моему мнению, просто должно исчезнуть. Что именно мешает вам разобрать пути российской ширины колеи?» – риторически вопрошает американский гость.
И вскоре на латвийском телевидении сообщили, что правительство действительно приступило к обсуждению возможности разборки рельсов. В качестве угрозы власти расценивают то, что в Латвии используются железнодорожные пути шириной 1520 мм – такие же, как и в России.
Кроме того, как выяснилось, Латвийская железная дорога по-прежнему использует коммуникационные устройства и программное обеспечение, созданные в России и в Белоруссии. Тревогу у госчиновников, по их словам, вызывает и тот факт, что грузы, которые всё ещё идут в Латвию с востока через РФ, вынуждают латышей поддерживать сотрудничество с Российскими железными дорогами. А ведь по мнению латышских экспертов, которые послушно повторяют слова Колина Смита, во многом российские успехи в ходе СВО обусловлены тем, что РФ и Украина используют ж/д пути одинаковой ширины. Но если железной дороги не станет, то российская армия якобы не сможет наступать так быстро, поскольку не сумеет организовать быстрый подвоз подкреплений и все необходимые припасы.
25 ноября тему обсудили на закрытой части заседания кабмина. По его окончании премьер-министр Эвика Силиня заявила прессе, что по вопросу о демонтаже рельсов у границы с Россией необходимо посоветоваться с соседями – не только с другими странами Балтии, но также с Польшей и Финляндией. Также армии поручили определить точные сроки выполнения этих работ на тот случай, если соответствующее решение окажется принято. Принять же его предполагается уже до конца нынешнего года. Телевизионные эксперты глубокомысленно рассуждают, что «демонтаж железных дорог действительно обеспечил бы безопасность, которую не даёт простое минирование железных дорог». Дескать, «всегда существует риск, что мины не сработают в час Х, зато могут взорваться в мирное время».
28 ноября президент страны Эдгар Ринкевич провел заседание военного совета, в ходе которого главной темой стало «внедрение мер контрмобильности». В этом контексте обсуждалось и будущее железнодорожного соединения Латвии с Россией и Белоруссией. К теме обратился и руководитель министерства внутренних дел Рихардс Козловскис. По словам министра, «сейчас пути можно продолжать использовать для грузовых перевозок, но если потребности безопасности потребуют рассматривать вопрос об их демонтаже, то приоритетом станут именно они».
Отчаянные голоса здравомыслия
Надо сказать, что предложение о разборке железных дорог считают безумным не только латвийские русские, но и многие латыши. Те, кто ещё не потерял остатки разума, отмечают, что таким шагом государство окончательно угробит свою транзитную отрасль, погубит порты, что приведёт к банкротству большого количества предприятий и новой волне безработицы. Но главное – таким образом Латвия, всегда являвшаяся транзитным государством, окончательно похоронит свои надежды на экономическое возрождение и обречет себя на роль тупикового захолустья. А ведь в случае успешного окончания мирных переговоров по Украине и снятия с России санкций Латвия могла бы неплохо подзаработать на грузоперевозках.
А пока что латвийские железнодорожники, всё ещё надеясь на лучшее, ищут, откуда можно привлечь дополнительные грузы. 26 ноября представители минсообщения провели встречу с коллегами из Узбекистана и договорились о создании нового логистического альянса. Они обсудили механизмы предоставления специальных кодов, необходимых для экспедирования грузов, а также стратегии по увеличению общего грузооборота между странами. Итогом переговоров стало подписание соглашения, согласно которому «Узтемирйулконтейнер» возьмёт на себя обязательства по проведению терминальной обработки и предоставлению полного спектра логистических услуг для товаров, доставляемых на территорию республики латвийской компанией Agmena. Стороны подчеркнули, что данный шаг является лишь «началом более масштабного сотрудничества в транспортно-логистической сфере». Разумеется, если Латвия сейчас уничтожит свою «железку», то убьёт это сотрудничество в зародыше.
Надо сказать, что даже в среде латышей, мозги которых подвергаются ежедневной пропагандистской обработке, растет смутное понимание, что здесь что-то не так. Власти страны, апеллируя к интересам «безопасности», раз за разом подрывают экономический фундамент страны, причем началось это давно. В 2018 году американцы устроили настоящий погром в латвийской банковской сфере. Тогда США под предлогом борьбы с «серыми», «подозрительными» деньгами вынудили Латвию так ужесточить правила деятельности своих банков, что тем пришлось отказаться от хранения вкладов, принадлежавших жителям стран СНГ. Так закончилась мечта о создании «прибалтийской Швейцарии», для воплощения которой латыши многое успели сделать. Страна лишилась важного источника дохода, сделав ещё один широкий шаг на пути к превращению в провинциальное захолустье.
Есть и более свежий пример применения логики такого рода – недавний выход Латвии, Литвы и Эстонии из общей с Россией и Белоруссией энергосети БРЭЛЛ. В результате этого в Прибалтике выросли цены на электричество, а сам процесс подачи электроэнергии стал более нестабилен. Зато западные хозяева одобрительно похлопали прибалтов по плечу: выход стран Балтии из энергосистемы БРЭЛЛ на днях был удостоен премии «Проект года», выданной американским Институтом управления проектами (Project Management Institute), находящимся в Финиксе, штат Аризона. «Из-за агрессии России и без того напряжённый график пришлось ускорить ещё на год, но мы смогли вместе успешно справиться с этим вызовом», – похвалился на церемонии вручения премии представитель эстонской энергетической компании Elering Ханнес Конт. Циники отмечают, что подобное «всемирное признание» оплачивается частыми блэкаутами, с которыми теперь сталкивается население стран Балтии.
На днях латвийский предприниматель и публицист Айнар Кадишс опубликовал в соцсетях пост, привлёкший внимание тысяч людей. Кадишс заявил, что лозунг «русские идут» придуман специально для того, чтобы латыши не заметили, кто на самом деле грабит их страну. По его словам, взывать к чести и совести правящих политиков бессмысленно, а вот простым жителям Латвии стоило бы задуматься. «Большая часть народа уже понимает, что война – единственный "обнулитель" вашего ненормального воровского размаха. Поэтому вы делаете всё, чтобы она случилась», – отмечает предприниматель, выражая надежду на то, что силы разума всё-таки победят.





