Программы Союзного государства: Белоруссия и Россия ищут новые возможности - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 19.12.2025 |

Программы Союзного государства: Белоруссия и Россия ищут новые возможности

Современное развитие Союзного государства (СГ) России и Белоруссии определяется не только историческим опытом двусторонних связей, но и усиливающейся политической напряжённостью на евразийском пространстве, глобальными экономическими вызовами и необходимостью укрепления обороноспособности двух государств. В сложившихся условиях особое значение приобретают союзные программы, позволяющие реализовывать интеграционные задачи в виде конкретных проектов и мероприятий. Именно они обеспечивают достижение стратегических целей объединения, напрямую влияя на весь процесс интеграции Минска и Москвы.

Необходимо напомнить, что нынешние интеграционные процессы в СГ стали прямым итогом всей истории двустороннего сотрудничества Белоруссии и России после распада СССР, когда Минск и Москва шаг за шагом выстраивали новые формы взаимодействия. Сначала в 1996 году было создано Сообщество Белоруссии и России, затем в 1997 году подписан Договор о Союзе, а в 1999 году – Договор о создании Союзного государства, который после ратификации парламентами вступил в силу в январе 2000 года. В конце 1990-х годов были сформированы исполнительные органы СГ, учреждён общий бюджет и запущены первые союзные программы.

В последующие годы интеграция двух стран развивалась неравномерно, сопровождаясь взаимной критикой и спорами. Однако Минск и Москва никогда всерьёз не ставили под сомнение правильность выбранного ими пути. Однако новый этап развития СГ начался только после 2020 года, когда две братские страны под давлением внешних факторов активизировали работу над дорожными картами по интеграции. В 2021 году был принят крупный пакет из 28 отраслевых программ, направленных на гармонизацию законодательства, сближение макроэкономической, промышленной, денежно-кредитной и иной политики. Фактически именно они стали основой нового этапа интеграции, которая значительно усилилась после 2022 года, когда страны столкнулись с беспрецедентным давлением со стороны Запада.

В сложившихся в последние годы условиях стороны не могли не пересмотреть свои отношения, в том числе в рамках разработки и исполнения совместных программ и проектов. Поэтому в январе 2024 года был принят новый трёхлетний пакет на 2024–2026 годы, включающий 31 отраслевой план мероприятий. К середине 2025 года из 310 запланированных мер было выполнено уже 101.

Наряду с отраслевыми программами существует более высокий уровень сотрудничества – союзные программы, финансируемые непосредственно из бюджета СГ. Именно они являются инструментом реализации крупных научных, оборонных, инфраструктурных, культурных и иных проектов, на которые выделяются значительные средства. При этом деньги на их исполнение в СГ есть всегда. Например, бюджет на 2025 год был утверждён на уровне более 7,3 млрд российских рублей с расходной частью порядка 6,9 млрд. Однако в декабре стало известно, что доходная часть увеличилась на 8,8 млн рублей и составила 7,6 млрд.

Профицит был направлен на финансирование не только на дополнительные инициативы, но и утвержденные программы, в первую очередь в сфере обороны: «Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки войск» и «Модернизация объектов тылового обеспечения, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки войск (сил)» России и Белоруссии.

Согласно официальным данным, к 2025 году всего было реализовано 78 союзных программ, охватывающих оборону, безопасность, научно-техническое развитие, аграрный сектор, здравоохранение и гуманитарную сферу. Одновременно в последние годы значительно вырос объём финансирования совместных научных разработок, включающих космос, микроэлектронику, новые материалы, биотехнологии и многие другие направления. Представители научных институтов двух стран отмечают, что фактически создаётся единое научно-инновационное пространство, где результаты исследований напрямую связаны с практическими потребностями экономик Белоруссии и России. Только в 2025 году в СГ в работе находились 7 крупных программ, 2 проекта и 41 мероприятие.

Основу всех союзных программ последних лет, в том числе и в 2025 году, составляет экономический блок, который охватывает науку, промышленность, транспорт, энергетику, торговлю и технологическое развитие. Среди крупных научно-технических программ, которые продолжают реализовываться сегодня, стоит отметить «Компонент-Ф». Она направлена на развитие технологий фотоники, создание новых материалов, структур и компонентов для высокотехнологичных изделий. Это крайне важное направление, так как фотоника является основой современной оптоэлектроники, связи, лазерных систем и медицины.

Активно развивается и программа «Интелавто», задача которой – создание высокотехнологичных компонентов и цифровых систем для автотранспортных средств специального назначения. Её главной целью является импортозамещение и создание технологически независимой платформы для автомобильной промышленности двух стран. Эти две программы позволяют предприятиям СГ внедрять новые решения и снижать зависимость от зарубежных разработчиков.

Отдельным направлением сотрудничества России и Белоруссии является энергетика и формирование общего рынка энергоресурсов. В 2025–2026 годах акцент сделан на координации инфраструктурных проектов, включая модернизацию электрических сетей и развитие инфраструктуры газомоторного топлива. Также обсуждается запуск пилотных проектов в сфере экологически чистого транспорта.

Одним из ключевых направлений последних лет является оборона, в рамках которого выполняются сразу несколько программ. В частности, в 2025 году особое внимание было уделено развитию пограничной безопасности, модернизации объектов военной инфраструктуры и тылового обеспечения, а также созданию единой системы защиты информационных ресурсов. Отдельным блоком идут мероприятия по работе региональной группировки войск, противодействию терроризму, проведению совместных учений, обмену опытом и совершенствованию координации штабов.

Также регулярно проходят конференции по защите информации, реализуются военно-патриотические проекты для учащихся кадетских и суворовских училищ. В последние годы приоритетом стало развитие систем связи, технического обеспечения, модернизация полигонов, а также укрепление пограничных зон. Всё это позволяет существенно экономить ресурсы и одновременно укреплять обороноспособность СГ.

Большое значение союзные программы имеют в гуманитарной и историко-культурной сферах. В СГ трепетно хранят память о Великой Отечественной войне, в связи с чем значительные средства направляются на содержание мемориалов, посвящённых этому периоду. Так, за счёт союзного бюджета ведётся реконструкция Брестской крепости, которая продолжится и в 2026 году. Работы включают капитальный ремонт, реставрацию и музеефикацию сооружений, что позволит расширить экспозицию и сделать комплекс более современным и удобным для посетителей.

Одновременно развивается проект по созданию экспозиции на мемориальном комплексе «Буйничское поле» – месте тяжёлых боёв 1941 года под Могилёвом. Это важный элемент общей политики по сохранению исторической правды и укреплению памяти о событиях Великой Отечественной войны, а также фактор патриотического воспитания молодёжи и формирования общего гуманитарного пространства в СГ.

Развиваются и иные программы, связанные с повседневной жизнью. Например, идёт работа над созданием туристического центра Союзного государства, который должен заработать до конца 2026 года. Также организуются новые трансграничные культурные маршруты, запланирован проект по продвижению туристических территорий двух стран, который должен увеличить туристический обмен на сотни тысяч поездок, и пр. В следующем году готовится запуск железнодорожных составов Орша – Смоленск и Витебск – Смоленск, что расширит транспортные связи регионов.

В то же время реализация некоторых программ сталкивается с бюрократическими задержками. В ряде случаев разные ведомства трактуют интеграцию по-своему, что требует дополнительной координации вплоть до уровня президентов. Проблемы возникают и в сфере информирования граждан: многие белорусы и россияне не всегда знают о возможностях, которые у них есть благодаря СГ – от равных прав в медицине и образовании до упрощения трудоустройства и туристических поездок. Всё это требует особого внимания со стороны органов СГ, поскольку снижает эффект от уже проделанной работы.

Планы на 2026 год свидетельствуют о том, что интеграция в рамках СГ будет не просто продолжаться, но и углубляться. Доходы бюджета должны превысить 8 млрд рублей, что на 6,2% больше уровня 2025 года. Расходы составят около 6,3 млрд рублей, а профицит – более 1,7 млрд. Средства предполагается направить на финансирование новых программ, находящихся в высокой степени готовности. Среди них – проекты в сфере космических технологий, биомембранных исследований, экологической безопасности, трансграничных перевозок, преодоления последствий Чернобыльской аварии, защиты информационных ресурсов и др. В 2026 году сохранится тенденция увеличения расходов на модернизацию военной инфраструктуры, поддержку молодых учёных и развитие промышленной кооперации. Общий объём финансирования программ и проектов в 2026 году достигнет 71% от всех планируемых расходов.

В перспективе 2027–2029 годов в СГ ожидается акцент на промышленной политике, технологическом суверенитете, транспорте, энергетике и туризме. В Минске и Москве рассчитывают, что именно эти направления обеспечат долгосрочный экономический эффект и дальнейшее углубление интеграции. Уже сегодня обсуждаются планы по расширению кооперации в микроэлектронике, станкостроении, авиационном производстве и других отраслях.

Таким образом, Союзное государство России и Белоруссии демонстрирует устойчивую динамику развития и свой значительный потенциал. Реализация союзных программ, несмотря на определённые сложности, приносит ощутимые результаты в самых различных сферах сотрудничества – от науки и экономики до обороны. Программы не только укрепляют связи между странами, но и формируют новые кооперационные цепочки, развивают собственные технологии и обеспечивают сохранение общей исторической памяти.

Поэтому сделанный почти три десятка лет назад выбор Москвы и Минска в пользу углублённой интеграции выглядит полностью оправданным, особенно на фоне процессов в других государствах постсоветского пространства. В ближайшие годы сотрудничество Белоруссии и России, несомненно, будет только расширяться, а союзные программы продолжат выполнять роль основы интеграции, задавая направление дальнейшего развития двустороннего партнёрства.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
99
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика