С 15 сентября вступил в силу пробный безвизовый режим для россиян в Китае. Он будет действовать до 14 сентября 2026 года – с возможностью его продления. Однако и в этом благом деле не обошлось без неприятных сюрпризов: на границе возникли серьёзные пробки.
Долгожданное решение
С начала осени турпоток из России в Китай резко вырос. Это произошло на фоне отмены визового режима и восстановления былых туристических маршрутов, существовавших до начала пандемии Covid-19. Для совершения поездки в КНР гражданину России сейчас нужен только действующий заграничный паспорт. Находиться в Китае без визы россияне теперь могут до 30 суток. Отсчёт пребывания начинается с 00:00 суток, следующих за днём въезда (например, если въехали 17-го, отсчет идет с 00:00 18-го). Путешествовать в Китае можно везде, за исключением территорий со специальным режимом посещения иностранцами (например, Тибет – туда нужно отдельное разрешение). Наиболее популярным направлением у россиян является Пекин; также в топ-5 вошли Харбин, Шанхай, Гуанчжоу и Санья.
Безвизовый режим распространяется на туризм, деловые поездки, участие в гуманитарных обменах, посещение родственников и транзит. Для того, чтобы подтвердить цель визита, рекомендуется при себе иметь и быть готовым показать обратные билеты, ваучер (документ о бронировании) отеля, медицинскую страховку. Возможно, вас попросят сдать тест ПЦР на ковид. Безвизовый режим не распространяется на тех, кто едет работать, учиться, заниматься журналистикой, а также на водителей, экспедиторов и переводчиков. Им, как и родственникам россиян, работающих или учащихся в Китае, нужны соответствующие визы (категории S2, M, X1/X2, Z и др.).
К слову, это уже 23-я страна, в которой российские туристы могут находиться без разрешительных документов в течение месяца. В шести государствах для наших граждан действуют ограничения на пребывание продолжительностью от десяти до пятнадцати дней, в восьми странах – от сорока пяти до шестидесяти дней. Ещё в сорок одной стране россиян готовы принять на срок до трех месяцев, а в Грузии так и вообще можно прожить без визы до года. То, что Китай решил присоединиться к числу стран, разрешивших россиянам свободный доступ на свою территорию, стало логичным, закономерным и долгожданным шагом, учитывая интенсивность экономических связей между двумя нашими государствами.
Решение вызвало закономерный ажиотаж: у касс, торгующих билетами на транспортные средства, курсирующие в КНР, образовались огромные очереди. Первыми в Китай по новому режиму логично прибыли жители дальневосточных регионов России. Съёмочная бригада канала «Вести – Амурская область» посетила Благовещенск, где журналисты поговорили с людьми у касс. «Нас было трое: каждая стояла в разных очередях, но билеты на теплоход быстро кончались, потому что народу было очень много. В итоге нам достались билеты только на автобус, и на таможне мы провели в итоге четыре часа», – рассказала жительница города Свободного Марина Манукян.
В один из дней пункт пропуска Благовещенск – Хэйхе побил рекорд этого года: он за сутки принял и отправил больше 4 тыс. пассажиров. «Если вы хотите поехать в Китай, лучше заранее, конечно, купить билет. Прийти дня за два-три, занять очередь…» – отмечает местный житель Никита Патлай. На сайтах объявлений висят предложения: купить билет через посредника без траты времени можно всего за тысячу рублей. Если учесть, что раньше за визу приходилось отдавать до 13 тысяч, то экономия всё равно получается приличной.
Туроператоры с введением безвиза особого оттока клиентов не заметили: те, кто любит путешествовать с комфортом, готовы платить за путёвки по-прежнему – даже в том случае, если ехать предстоит всего лишь из Благовещенска в Хэйхэ. Сегодня амурчане всё чаще отправляются на другой берег великой реки не только ради вкусной еды и хорошего шопинга, но и на экскурсии, которых, по словам специалистов, становится все больше. По данным сервиса OneTwoTrip, количество бронирований россиянами отелей в Китае на период новогодних каникул с 31 декабря по 11 января 2026 года выросло по сравнению с тем же периодом прошлого года на 84%. Интересно, что чаще всего в Китай предпочитают ездить люди уже в годах, а российской молодежи он менее интересен.
Очереди и пристрастный досмотр
Однако введение безвиза с КНР принесло и неприятный побочный сюрприз: значительные очереди, сложившиеся в связи с ростом нагрузки на контрольно-пропускные пункты. Самой напряжённой оказалась ситуация в городах Хуньчуне, Харбине, Суйфэньхэ: там время прохождения пограничного контроля выросло сначала до двух – двух с половиной часов, а потом и ещё более. Как свидетельствуют специалисты, эта ситуация неожиданностью не стала – чего-то подобного ожидать и следовало.
В пресс-службе туроператора «Спектрум» сообщили: «Хуньчунь, Харбин, Суйфэньхэ – это приграничные города, куда приезжают путешественники на наземном транспорте из близлежащих городов России. За последнее время их поток увеличился в разы. По этой причине на границе образовываются большие очереди». По информации «Спектрума», подобная ситуация сложилась и на острове Хайнань, славящемся своими курортами. В пресс-службе туроператора подчеркнули, что задержки носят «организационный характер» и обусловлены большим пассажиропотоком. Туристы и туроператоры ожидают, что после адаптации инфраструктуры и оптимизации соответствующих процедур Китай сможет сократить время ожидания на границе.
Однако нужно понимать, что возникновение очередей связано не только с резким ростом количества россиян, желающих посетить Китай, но и с тем, что китайцы компенсировали отмену виз введением куда более тщательного досмотра въезжающих. Россиянам приходится проходить обязательную процедуру дактилоскопии и сканирования документов. Туристы жалуются на длительные проверки, изъятие личных вещей и тщательный досмотр лекарств. Кроме того, у некоторых российских туристов изымали вещи и лекарства, купленные в Китае. Тут необходимо учитывать, что при выезде из КНР ценные предметы стоимостью более 55 тысяч рублей и китайские лекарства в сумме дороже 3000 рублей должны быть задекларированы. При въезде и выезде без декларации можно провозить до 220 тысяч рублей.
Достоянием гласности стал рассказ турагента из России по имени Зульфия, летевшей из Хайнаня в Пекин. Со слов девушки, китайские пограничники придрались к тому, что она имела при себе большое количество необходимых ей медикаментов. Зульфию заставили вскрывать каждую упаковку и баночку. Работница туристической отрасли отмечает, что часто путешествует по Китаю, но со столь жёсткими проверками столкнулась впервые. Нечто подобное произошло и с туристкой Ларисой, которую на погранпереходе из Суйфэньхэ продержали тринадцать часов без воды и еды. При этом со слов Ларисы, у неё конфисковали вещи на 300 тысяч рублей.
Нужно иметь в виду и возможность рисков, с которыми могут столкнуться в Китае россияне с турецкими штампами в документах или с выданными этой страной видами на жительство. Это связано с тем, что китайско-турецкие отношения в последние годы по ряду причин далеки от идеальных. Соответственно, есть информация о том, что некоторые граждане РФ, документы которых свидетельствуют о наличии у них особых связей с Турцией, получали отказ во въезде в КНР. Впрочем, случаи такого рода крайне немногочисленны.
Так или иначе, пока что все эти трудности ещё относительно терпимы. Их не сравнить, например, с теми испытаниями, которым подвергаются люди, въезжающие из ЕС в Россию и обратно. Вот, скажем, свидетельство россиянки, недавно посетившей КНР. «Огромные очереди на паспортный контроль – поскольку несмотря на автоматы по сканированию паспорта и снятию отпечатков пальцев нельзя пройти автоматический контроль. Отпечатки заново сдаются на погранконтроле. Кроме очереди, никаких иных пробоем нет. Не сравнить с тем, что было раньше. Помню, я в Чэнду пыталась во время транзита выйти. Продержали сорок пять минут. Недавно в Гуйяне пропустили быстро. Офицер смотрел паспорт, остановился на турецких штампах, спросил цель поездок (ответила "туризм"). Ну и всё. Нужно не забывать обязательно заполнять arrival card», – отмечает женщина.
«Разрулить» транспортные заторы
Особая проблема – образовавшиеся на границах России и КНР (а также на границе РФ и Казахстана, через который идёт значительная часть российского товарооборота с Китаем) гигантские автомобильные очереди, с безвизовым режимом уже никак не связанные. В особенности их создавали до 1 декабря автовозы – россияне торопились ввезти из Китая купленные там авто до того, как у них на родине начнут действовать новые правила расчёта утилизационного сбора. Распространилась практика «платной» очереди, которая тоже растягивалась (электронную очередь бронируют боты, которым нужно платить за её снятие). Впрочем, сейчас по понятным причинам пик этих загрузок пройден, ситуация в значительной степени выправилась.
Нужно отметить, что Российское государство старается решить проблему пограничных заторов. Так, в МАПП «Забайкальск», являющемся крупнейшим автомобильным пунктом пропуска на границе России с Китаем, запустили электронную очередь на прохождение таможенного контроля. Это та артерия, которая в условиях конфронтации России с западным блоком стала для нашей страны стратегической. За сутки здесь оформляют свыше 900 единиц транспортных средств международной перевозки. Тестирование новой системы пропуска началось с 3 декабря и, как ожидается, уже к концу текущего месяца её внедрят в полноценном режиме.
Принцип её работы в целом напоминает электронную очередь, действующую в банках или в государственных учреждениях. Водитель грузового автомобиля через специальный терминал берёт талон, где указан его порядковый номер на таможенный контроль. Интерфейс терминала доступен на русском, китайском и английском языках. Таким образом, воспользоваться электронной очередью смогут не только россияне, но и водители из других стран. Далее водитель просто ожидает, когда его в соответствии с порядковым номером полученного талона вызовут к окну подачи документов. Таких окон несколько: каждый водитель направляется к инспектору, который в тот момент оказывается свободен.
Есть надежда, что переход к электронной очереди позволит упорядочить прохождение таможенного контроля и тем самым ускорит процесс пересечения границы. Уже сейчас приходят благоприятные отзывы. «Эта система автоматического распределения очередей очень удобна, не нужно ходить туда-сюда между окнами подачи документов, действительно здорово», – свидетельствует китайский водитель Лю Кенчен. «Сейчас первый раз работал с этой системой. Прошлый раз приезжал – её ещё не было. На данный момент прошёл границу быстро. Так что посмотрим, что дальше будет», – отмечает россиянин Сергей.
Стоит подчеркнуть, что именно по той причине, что МАПП «Забайкальск» является наиболее востребованным у грузовых перевозчиков пунктом пропуска между Россией и Китаем, современные технологии внедряются тут в приоритетном порядке. Здесь функционирует специальный инспекционно-досмотровый комплекс, благодаря которому проводить сканирование транспортных средств можно без их остановки, что способствует сокращению времени таможенного досмотра до десяти минут. Однако нет пределов совершенству: в ближайшее время должна начаться масштабная реконструкция «Забайкальска», в результате которой пропускная способность этого участка границы по грузовой составляющей ещё значительно вырастет. Работы по реконструкции обещают завершить до конца 2027 года – и тогда транспортный поток, соединяющий два великих государства, увеличится сразу в 5,7 раза – до 1,6 тыс. автомобилей в сутки.





