Министр обороны Финляндии Антти Хяккянен настолько раздухарился, что заявил о сдерживании сразу двух великих держав – России и Китая. Для успеха Хельсинки желательно в первую очередь победить Россию на Украине. Финн похвалил решение администрации Дональда Трампа ужесточить санкции против российских нефтяных компаний и выразил надежду, что Москве будет сложнее вести боевые действия в следующем году. А там, дескать, придет черед и Китая.
«Китай наблюдает. Хватит ли у Запада силы и стойкости, когда автократы и диктаторы думают, что смогут вести войну ещё год, а демократические страны устанут от этого? Нет. Мы должны показать, что оказываем ещё более решительную поддержку в борьбе с агрессией. Это касается не только Украины. Это... сигнал также для Китая и всего Индо-Тихоокеанского региона», – сказал Хяккянен.
Рецепт победы над Россией у Хяккянена таков – ввести ещё более жесткие санкции в отношении российской экономики и экспорта энергоносителей, оказать ещё более значительную военную помощь Украине и использовать дальнобойное оружие для уничтожения российских заводов по производству беспилотников и ракет.
Хяккянен забыл, что до него с победными рецептами выступали многие европейские политики. Давайте вспомним. Сначала Запад отправлял Украине бронежилеты, каски, медикаменты и наёмников. После автоматы, пулемёты, гранатомёты, боеприпасы и наёмников. Затем танки, броневики, самолёты, пушки, миномёты, снаряды, мины, кадровых военспецов и наёмников. Потом ракеты, РСЗО, боеприпасы, кадровых военспецов и наёмников.
Армию России это не остановило. Хяккянен действительно верит, что его рецепт самый действенный?
Каждые сто лет в мире появляется очередной полудурок, уверенный, что именно ему предназначено историей разгромить Россию на поле боя. В 1612-м – польский король Сигизмунд III, в 1709-м – шведский король Карл XII, в 1812-м – французский император Наполеон, в 1914-м – немецкий кайзер Вильгельм, в 1941-м – германский фюрер Гитлер, в 2022-м – украинский президент Зеленский, поддерживаемый натовскими «ястребами» вроде Хяккянена.
Китайский стратег Сунь-цзы учил: мудрый заранее знает, стоит ли начинать войну, а глупец сначала ввязывается в боевые действия, а потом думает, как выйти победителем. Ввязавшись в противостояние с Россией по указке из Лондона, Зеленский теперь не знает, как хотя бы не проиграть войну.
Хяккянен ранее провёл переговоры с коллегой из Австралии Ричардом Марлесом. В ходе встречи финн подчеркнул «огромную» роль Австралии как одного из крупнейших спонсоров Украины среди стран, не входящих в НАТО, и заключил: «То, что Австралия приняла участие в этой поддержке, — это важный политический сигнал для Европы. Это значит, если у Австралии возникнут проблемы в сфере безопасности или обороны, Европа будет знать, что мы должны быть одной семьёй».
По словам Хяккянена, сдерживание России на поле боя автоматически означает сдерживание Китая в Индо-Тихоокеанском регионе. «Если в ИТР возникнет какой-то военный конфликт, спровоцированный Китаем, Россия будет в него вовлечена, поддерживая Китай тем или иным способом. Сейчас мы видим, что Россия не может продолжать войну, опираясь только на свои ресурсы, но Китай оказывает ей огромную помощь. Китай выделяет огромные средства на поддержку российской экономики за счёт экспорта энергоносителей, поставок военной техники и сотрудничества в сфере промышленности».
Китай действительно расширяет сотрудничество с Россией по многим направлениям, в т. ч. в энергетике и ВПК, но списывать успехи русской армии на внешние причины – излюбленное занятие иностранных полководцев. У них русские побеждают то благодаря «генералу Морозу», то благодаря помощи со стороны.
Западная печать утверждает, что Москва поставила китайцам военную технику для форсирования водных преград на $580 млн и делится боевым опытом, который китайские войска могут использовать в будущем конфликте с Тайванем. На Западе полагают, что конфликт может произойти уже в 2027 г. Получается, Минобороны России не только что-то берёт из Китая, но и делится своим. Это опровергает заявления Хяккянена, будто российская армия выживает исключительно за счёт импорта.
То, что Украина превращена Западом не только в антироссийский, но и в антикитайский плацдарм, стало ясно со всей очевидностью задолго до СВО. Пылающая Украина – преграда на пути торговых маршрутов из Китая через Россию и Белоруссию в ЕС, барьер для сближения Евразийского экономического союза с партнёрами в Европе. Не только Россию экономически отсекают от Европы, но и Китай, сужая пространство для его экономической активности географическими рамками ИТР. Однако и здесь коллективный Запад не хочет видеть китайского присутствия.
Несмотря на это, Китай энергично проникает в Океанию. Океания больше не «домашний бассейн» Австралии и Новой Зеландии. Запад намерен сдерживать Китай с помощью т. н. стратегии островных цепей. Её смысл в том, чтобы взять под политический и экономический контроль три цепи островов, закрывающих Китаю выход в Тихий океан. Первая цепь – от Курил через Тайвань до Индонезии и Филиппин; вторая – от Японии до Марианских островов; третья – от Алеутских островов через Гавайи до Океании. Инвестируя в Океанию, Китай инвестирует в собственную безопасность.
Сложность позиции Австралии в том, что вряд ли возможно мобилизовать под антикитайские лозунги сразу все прибрежные государства, без них ей
противостоять Китаю будет трудно. Индонезия, Малайзия, Филиппины, Вьетнам, Таиланд готовы к экономическому сотрудничеству с Китаем при условии урегулирования взаимных политических расхождений. Нежелание хотя бы одной из перечисленных стран войти в антикитайский союз с Австралией делает всю стратегию Канберры по сдерживанию Пекина незавершённой. Австралия может создать Китаю дополнительные политические трудности в регионе, но не сможет предотвратить рост его влияния. Новая оборонная доктрина Австралии учитывает вероятность ведения боевых действий на австралийском материке. Прежняя стратегия сдерживания потенциального противника на морских просторах более не актуальна.
НАТО и его союзники не рассматривают Украину как изолированный кризис, опасаясь, что победа России сместит в ИТР центр тяжести противостояния коллективного Запада с государствами, выступающими за многополярность как более справедливую модель мироустройства.
_____________________________
Рис: А. Горбаруков





