Еще в конце июня 2024 г. эксперты-экономисты Совета Федерации РФ предложили запустить трансазовские паромы из портов Ростовской области и Краснодарского края – Таганрога, Азова, Приморско-Ахтарска в Бердянск и Мариуполь. Весной 2023-го то же самое предложил комитет по экономической политике СовФеда в дополнение к действующему с 2022 года парому Мариуполь – Ейск. Параллельно восстанавливается примерно с середины текущего года давний проект азовско-северокавказского ж/д коридора через порт Приморско-Ахтарск.
К концу текущего года, по имеющейся информации, работы по организации означенных регулярных паромных рейсов выполнены более чем наполовину. Эти рейсы запланировано ввести в действие в навигацию 2026 года. Что обусловлено, прежде всего, растущим спросом в соседних и других регионах РФ на разнообразную промышленную и агропродукцию новых регионов, а также растущими поставками в эти регионы. Кроме того, очевидна востребованность новых трансрегиональных маршрутов в Азовско-Черноморском бассейне.
В конце июля 2024 г. комитет Совета Федерации по экономической политике направил профильным ведомствам предложение, в соответствии с которым приоритетным целесообразно определить новый терминал паромных переправ из Приморско-Ахтарска в Мариуполь и/или Бердянск. Строительство этого терминала и в целом запуск паромных переправ в бассейне «поможет наладить новые логистические маршруты и ускорить передвижение грузов, снимет часть нагрузки на Крымский мост летом, в туристический сезон. Не нужно будет ехать с фруктами или зерном лишние сотни километров по Крымскому мосту; не нужно будет добираться в Бердянск мимо Мариуполя через пока сложную в военном плане зону», считает зампредседателя комитета СФ по экономической политике Дмитрий Ворона.
В конце октября с. г. сообщалось со ссылкой на губернатора Запорожья Евгения Балицкого, что в ближайшие два года планируется отладка паромного сообщения Бердянска с портами Анапа и Кавказ. Причем в последнем случае предусматривается дальнейший маршрут парома через порт Кавказ на черноморские порты Краснодарского края. А в конце 2023-го Е. Балицкий заявлял даже о более широкой паромной географии Бердянска: «Бердянский порт – это наша экономическая и логистическая жемчужина. Мы планируем запустить первые паромы с Бердянского порта, чтобы они могли ходить на порты Кавказ, Керчь, Приморско-Ахтарск».

Намечается развитие паромных линий новых регионов РФ с Краснодарским-Ростовским Приазовьем
Между тем Виталий Збаращенко, вице-президент Международной академии транспорта, считает возможным и целесообразным паромное сообщение межу портами Бердянск и Поти (Грузия), то есть через Керченский пролив.
По оценке замдиректора «Совфрахта» Карена Степаняна, «если говорить о перспективе в год-полтора, которые уйдут на строительство нового флота, который можно прикрепить к данным паромным направлениям, то это вполне реально. Сейчас есть флот, который можно переориентировать на данное направление, но флот этот занят на других направлениях». Эти паромные маршруты, считает он, «очень перспективные и достаточно сильно удешевят ценообразование на перевозимые товары».
Схожее мнение у основателя группы компаний «Инмарин» Кирилла Маслова: «Здесь можно с легкостью привлечь грузопассажирский флот, который сможет обеспечить достаточно весомый грузопоток на новые территории. Подобрать здесь тоннаж, который сможет обслуживать это направление, можно достаточно легко, обеспечив, таким образом, и завоз необходимых грузов на новые территории».
По имеющимся оценкам, регулярная работа упомянутых паромных линий (исключая возможную линию Бердянск–Поти) позволит минимум на треть увеличить грузопотоки между новыми и соседними для них регионами РФ, притом ослабив нагрузку на чисто ж/д сообщение между этими регионами. К слову, в 2024 году мощность Бердянского морского порта составляла 1,7 млн тонн, в текущем году – 1,9 млн тонн. Единый Институт пространственного планирования РФ (Москва) разработал ряд мер, реализация которых позволит повысить мощность этого порта до 2,4-2,6 млн тонн к началу 2030-х. Суммарная же грузоперевалка в этих портах за январь-ноябрь с. г. составила почти 500 тыс. тонн примерно с одинаковой долей принятых-отправленных грузов.
По информации первого замглавы Минтранса РФ Константина Пашкова, в настоящее время в этих портах выполняются дноуглубительные работы, что позволит им с 2027 г. обслуживать крупнотоннажные сухогрузы и контейнеровозы.
Весомым дополнением к этим маршрутам является примерно с середины 2024 г. стальная магистраль Ростов-на Дону/Таганрог – Крым в основном вдоль североазовского побережья. Это кратчайшая сухопутная связка портов новых регионов РФ с другими регионами РФ, а также с портами Крыма и восточного Приазовья (Ростовская область, Краснодарский край), притом построенная всего за полтора года. Объем грузоперевозок по этой линии к концу с. г. возрос примерно на 20% с осени 2024-го.

Приазовская ж/д магистраль Ростов-на-Дону – новые регионы РФ – Крым
В то же время в экспертном сообществе с середины 2020-х обсуждаются возможности восстановления трансрегионального проекта конца 1960-х – середины 1970-х, предусматривающего строительство глубоководного порта в Приморско-Ахтарске и его стыковку с каспийскими и черноморскими портами РФ по мощной ж/д линии через Тимашевск–Краснодар–Белореченск–Армавир–Минводы с первичной веткой на Новороссийск (мощность всей этой линии планировалось повысить в 2,5 раза). Проект нацеливался на освоение растущих перспективных грузопотоков в данном ареале; примерно тогда же планировалось сооружение порта «река-море» в Ачуево, расположенном южнее Приморско-Ахтарска. Но реализация этих проектов по разным причинам откладывалась.

Железнодорожно-портовая система северокавказского Приазовья
Текущие внутри- и внешнеэкономические тенденции в этом обширном ареале, как и влияние современной военно-политической ситуации на транспортно-экономические взаимосвязи в ЮФО-СКФО – базисные факторы, способствующие восстановлению упомянутого комплексного проекта. Потому предварительно обсуждается и портовый проект для Ачуева. Для новых регионов упомянутый трансрегиональный проект – это кратчайший водно-сухопутный маршрут между ними и черноморскими/каспийскими портами РФ. И вдобавок – самый короткий ж/д путь между портами Краснодарского Приазовья и российского Прикаспия.





