Новые регионы РФ в транспортно-экономическом ареале Евразии - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 22.12.2025 |

Новые регионы РФ в транспортно-экономическом ареале Евразии

Еще в конце июня 2024 г. эксперты-экономисты Совета Федерации РФ предложили запустить трансазовские паромы из портов Ростовской области и Краснодарского края – Таганрога, Азова, Приморско-Ахтарска в Бердянск и Мариуполь. Весной 2023-го то же самое предложил комитет по экономической политике СовФеда в дополнение к действующему с 2022 года парому Мариуполь – Ейск. Параллельно восстанавливается примерно с середины текущего года давний проект азовско-северокавказского ж/д коридора через порт Приморско-Ахтарск.

К концу текущего года, по имеющейся информации, работы по организации означенных регулярных паромных рейсов выполнены более чем наполовину. Эти рейсы запланировано ввести в действие в навигацию 2026 года. Что обусловлено, прежде всего, растущим спросом в соседних и других регионах РФ на разнообразную промышленную и агропродукцию новых регионов, а также растущими поставками в эти регионы. Кроме того, очевидна востребованность новых трансрегиональных маршрутов в Азовско-Черноморском бассейне.

В конце июля 2024 г. комитет Совета Федерации по экономической политике направил профильным ведомствам предложение, в соответствии с которым приоритетным целесообразно определить новый терминал паромных переправ из Приморско-Ахтарска в Мариуполь и/или Бердянск. Строительство этого терминала и в целом запуск паромных переправ в бассейне «поможет наладить новые логистические маршруты и ускорить передвижение грузов, снимет часть нагрузки на Крымский мост летом, в туристический сезон. Не нужно будет ехать с фруктами или зерном лишние сотни километров по Крымскому мосту; не нужно будет добираться в Бердянск мимо Мариуполя через пока сложную в военном плане зону», считает зампредседателя комитета СФ по экономической политике Дмитрий Ворона.

В конце октября с. г. сообщалось со ссылкой на губернатора Запорожья Евгения Балицкого, что в ближайшие два года планируется отладка паромного сообщения Бердянска с портами Анапа и Кавказ. Причем в последнем случае предусматривается дальнейший маршрут парома через порт Кавказ на черноморские порты Краснодарского края. А в конце 2023-го Е. Балицкий заявлял даже о более широкой паромной географии Бердянска: «Бердянский порт – это наша экономическая и логистическая жемчужина. Мы планируем запустить первые паромы с Бердянского порта, чтобы они могли ходить на порты Кавказ, Керчь, Приморско-Ахтарск».

Намечается развитие паромных линий новых регионов РФ с Краснодарским-Ростовским Приазовьем

Между тем Виталий Збаращенко, вице-президент Международной академии транспорта, считает возможным и целесообразным паромное сообщение межу портами Бердянск и Поти (Грузия), то есть через Керченский пролив.

По оценке замдиректора «Совфрахта» Карена Степаняна, «если говорить о перспективе в год-полтора, которые уйдут на строительство нового флота, который можно прикрепить к данным паромным направлениям, то это вполне реально. Сейчас есть флот, который можно переориентировать на данное направление, но флот этот занят на других направлениях». Эти паромные маршруты, считает он, «очень перспективные и достаточно сильно удешевят ценообразование на перевозимые товары».

Схожее мнение у основателя группы компаний «Инмарин» Кирилла Маслова: «Здесь можно с легкостью привлечь грузопассажирский флот, который сможет обеспечить достаточно весомый грузопоток на новые территории. Подобрать здесь тоннаж, который сможет обслуживать это направление, можно достаточно легко, обеспечив, таким образом, и завоз необходимых грузов на новые территории».

По имеющимся оценкам, регулярная работа упомянутых паромных линий (исключая возможную линию Бердянск–Поти) позволит минимум на треть увеличить грузопотоки между новыми и соседними для них регионами РФ, притом ослабив нагрузку на чисто ж/д сообщение между этими регионами. К слову, в 2024 году мощность Бердянского морского порта составляла 1,7 млн тонн, в текущем году – 1,9 млн тонн. Единый Институт пространственного планирования РФ (Москва) разработал ряд мер, реализация которых позволит повысить мощность этого порта до 2,4-2,6 млн тонн к началу 2030-х. Суммарная же грузоперевалка в этих портах за январь-ноябрь с. г. составила почти 500 тыс. тонн примерно с одинаковой долей принятых-отправленных грузов.

По информации первого замглавы Минтранса РФ Константина Пашкова, в настоящее время в этих портах выполняются дноуглубительные работы, что позволит им с 2027 г. обслуживать крупнотоннажные сухогрузы и контейнеровозы.

Весомым дополнением к этим маршрутам является примерно с середины 2024 г. стальная магистраль Ростов-на Дону/Таганрог – Крым в основном вдоль североазовского побережья. Это кратчайшая сухопутная связка портов новых регионов РФ с другими регионами РФ, а также с портами Крыма и восточного Приазовья (Ростовская область, Краснодарский край), притом построенная всего за полтора года. Объем грузоперевозок по этой линии к концу с. г. возрос примерно на 20% с осени 2024-го.

Приазовская ж/д магистраль Ростов-на-Дону – новые регионы РФ – Крым

В то же время в экспертном сообществе с середины 2020-х обсуждаются возможности восстановления трансрегионального проекта конца 1960-х – середины 1970-х, предусматривающего строительство глубоководного порта в Приморско-Ахтарске и его стыковку с каспийскими и черноморскими портами РФ по мощной ж/д линии через Тимашевск–Краснодар–Белореченск–Армавир–Минводы с первичной веткой на Новороссийск (мощность всей этой линии планировалось повысить в 2,5 раза). Проект нацеливался на освоение растущих перспективных грузопотоков в данном ареале; примерно тогда же планировалось сооружение порта «река-море» в Ачуево, расположенном южнее Приморско-Ахтарска. Но реализация этих проектов по разным причинам откладывалась.

Железнодорожно-портовая система северокавказского Приазовья

Текущие внутри- и внешнеэкономические тенденции в этом обширном ареале, как и влияние современной военно-политической ситуации на транспортно-экономические взаимосвязи в ЮФО-СКФО – базисные факторы, способствующие восстановлению упомянутого комплексного проекта. Потому предварительно обсуждается и портовый проект для Ачуева. Для новых регионов упомянутый трансрегиональный проект – это кратчайший водно-сухопутный маршрут между ними и черноморскими/каспийскими портами РФ. И вдобавок – самый короткий ж/д путь между портами Краснодарского Приазовья и российского Прикаспия.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
137
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика