Министерство энергетики Казахстана после атаки на Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) корректирует экспортные маршруты, задействует все возможные варианты транспортировки нефти.
«Активизировано использование альтернативных экспортных маршрутов. Изучаются и задействуются все возможные варианты транспортировки. Логистика гибко корректируется с учетом текущих технических возможностей принимающих сторон. Главная задача ведомства на данном этапе – сохранение суточных объемов добычи на месторождениях и минимизация экономических рисков. Работа министерства сфокусирована на производственных и логистических процессах: обеспечении стабильности экспорта и защите экономических интересов страны», – пишет РИА «Новости» со ссылкой на представителей ведомства.
Сообщается, что часть объемов, включая нефть гигантского нефтегазового месторождения Кашаган, была оперативно перенаправлена в КНР через нефтепровод «Атасу – Алашанькоу».
Напомню, в конце ноября КТК сообщил, что в результате атаки украинских беспилотных катеров один из трех выносных причальных устройств (ВПУ) терминала получил значительные повреждения и вышел из строя. В результате оператор магистральных нефтепроводов Казахстана «Казтрансойл» был вынужден согласовать переориентацию части экспортных потоков нефти из системы КТК на Самару, нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), а также частично в Китай.
Стоит отметить, что, по мнению многих экспертов, атаки ВСУ на КТК (их произошло уже как минимум четыре) преследуют цель не только создать проблемы России, но и вынудить Казахстан искать пути отправки нефти на Запад в обход нашей страны.
Но тут есть несколько подводных камней. Во-первых, казахстанская нефть не совсем казахстанская, ее добывают западные компании, и они же являются ее потребителями. Среди них американские Chevron, Exxon Mobil, итальянская Eni и нидерландско-британская Shell.
Во-вторых, КТК – международный консорциум, значительная часть которого принадлежит опять же западным компаниям. У той же Chevron, например, 15%. То есть атаки на КТК – это атаки не только на Россию и Казахстан, но и на американцев и европейцев.
В-третьих, реальной альтернативы КТК у Казахстана нет. Перекачка нефти по тому же БДТ в три раза дороже, плюс ее нужно несколько раз перегружать на танкеры. Наконец, у БДТ просто нет соответствующих мощностей. Летом Казахстан заявлял о намерении увеличить прокачку по нему с 1,4 млн тонн в 2024 году до 1,7 млн тонн в 2025 году. Всего в этой стране добывается около 90 млн тонн нефти в год, около 70% (т. е. порядка 64 млн тонн) идет на экспорт, причем в основном как раз через КТК. То есть направить в БТД даже половину экспортируемой Казахстаном нефти будет, мягко говоря, проблематично. А ведь там есть и другие желающие, все очереди расписаны наперед.
Что же касается нефтепровода в Китай, то он действительно недозагружен, но его дозагрузка не сильно поможет, к тому же Китаю просто не нужны такие объемы.
Выпавшие из-за отказа от КТК объемы можно было бы отправить на Запад через нефтепровод «Дружба» или через Балтийское море – т. е. опять же через Россию. Логика повреждения КТК с целью заставить Астану от российских маршрутов тут теряется.
Впрочем, и тут не все так легко: просто взять и перенаправить значительные объемы на другие маршруты быстро не получится. А значит, Казахстан будет терять деньги на сокращении одного из главных источников дохода.
Как сообщает казахстанский эксперт нефтегазового рынка Ольжас Байдильдинов, с 1 января по 21 ноября 2025 года отгрузки через КТК выросли на 13% – до 65,5 млн тонн, около 90% которых – нефть из Казахстана на сумму примерно в 2,4 млрд долларов. Если выпадет как минимум 20% от этого объема, потери составят 470 млн долларов в месяц.
Это при условии бесперебойной работы двух уцелевших ВПУ. А что если с ними что-то случится? Или если не удастся быстро починить поврежденный ВПУ? Если проблемы продлятся долго, уверен О. Байдильдинов, Казахстан теряет добычу и экспорт нефти как минимум на 1,5 млрд долларов.
По словам эксперта, сокращение продаж нефти – это недополученные налоги, снижение курса национальной валюты, снижение суверенного рейтинга страны кредитными агентствами, требования ускоренного возврата долгов кредиторами, инфляция, потеря рабочих мест и т. д.
А ведь в будущем году, когда эти проблемы в экономике начнут сказываться на благосостоянии граждан, Казахстан наметил провести референдум об изменении Конституции, крайне важный для власти. То есть атаки Киева на нефтетерминалы – это прямой удар по политической стабильности страны, которая еще не до конца оправилась от шока событий января 2022-го. Между тем Астана, неся от действий киевского режима прямые убытки, реагирует в его адрес, мягко говоря, сдержанно. Сначала она предпочитала вообще не называть страну, организатора атак, и лишь совсем недавно буквально выдавила из себя официальное осуждение Украины, выразив ей протест.
И это все? К слову, у России к К.-Ж. Токаеву могут возникнуть и другие вопросы, которых не было раньше. К примеру, не получается ли так, что Москва спасает Астану для Китая, сотрудничество с которым у Казахстана резко усилилось после января 2022-го? Так, китайской CNPC уже принадлежат 50% в компании «Мангистаумунайгаз» и 67% в компании «ПетроКазахстан Инк». Китай нам друг, но нужно ли протягивать безвозмездно руку помощи Астане, если Поднебесная будет снимать все сливки?
Еще вопрос по поводу оружия: недавно стало известно о том, что Казахстан – член ОБКБ будет производить артиллерию и боеприпасы по стандартам НАТО, что явно не является дружественном шагом по отношению к России.
Наконец, отношение Казахстана к СВО. Россия не просит участвовать в спецоперации, не просит помогать деньгами и оружием, не вправе рассчитывать хотя бы на словесную поддержку. В конце концов, можно было бы хотя бы не мешать. А как по-другому назвать тот факт, что власти Казахстана преследуют своих граждан, участвовавших в СВО? Только за 2025 год возбудили более 700 уголовных дел в отношении казахстанских граждан, воевавших в СВО в рядах российской армии, сообщает exclusive.kz.
А что в Киеве? Думаю, там просто посмеялись в ответ на казахстанский протест. И уже готовят новую атаку на КТК.
Казахстан же судорожно перебирает в голове варианты действий в случае, если что-то еще случится с нефтепроводом. Недавно стало известно о том, что генеральный директор Каспийского трубопроводного консорциума Николай Горбань и председатель правления АО «НК «КазМунайГаз» Асхат Хасенов обсудили вопросы стабильности транзита нефти и совместные проекты по обеспечению безопасности трубопроводной системы. При этом Хасенов подчеркнул критическую важность стабильного транзита казахстанской нефти через инфраструктуру КТК.
Прекрасно. И что? Скинутся деньгами на восстановление поврежденного причала? Едва ли. А если бы и скинулись, что толку, если новая атака на КТК уже выглядит неизбежной и деньги могут оказаться и в переносном, и в прямом смысле выброшены в трубу? Ремонтировать поврежденный причал, безусловно, надо, но куда важнее предпринять шаги для недопущения подобных инцидентов, для наказания преступника так, чтобы у него больше не возникало желания продолжать.
А этого Казахстан, судя по всему, делать не намерен…






