Проект переброса западносибирских рек в Центральную Азию: новая попытка? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 22.11.2025 |

Проект переброса западносибирских рек в Центральную Азию: новая попытка?

Российская Академия наук на днях приняла решение о проработке современного аналога небезызвестного советского проекта 1960-х – начала 1980-х по повороту западносибирских рек в Среднюю Азию. Научный директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян заявил, в этой связи, что Отделение наук о Земле РАН «займется научной составляющей проекта по переброске речного стока сибирской реки Оби». Ученые предложат Минобрнауки «включить финансирование научно-исследовательских работ по этой теме в государственный план».

По всей видимости, такая инициатива могла быть предложена со стороны центральноазиатских государств, поскольку, например, в Казахстане и Узбекистане в последние три года появилось свыше 50 публикаций чиновников и экспертов, призывающих к восстановлению данного проекта в различных вариантах.

Скажем, 16 ноября с. г. казахстанский бизнес-портал пояснил, что ныне отстаиваемый вариант «предполагает строительство не открытого канала, а магистрального водопровода из Оби в Узбекистан через Казахстан». Причем утверждается, что страны Центральной Азии, «несомненно, нуждаются в сибирских реках». То есть, надо понимать, не только Оби. Ибо «и Казахстан, и Узбекистан входят в тридцатку самых вододефицитных стран мира. Россия же будет продавать воду так же, как нефть и газ, по трубопроводу. Таким образом, у нее появится новый источник пополнения федерального бюджета, испытывающего беспрецедентный в истории дефицит».

Спасибо, конечно, порталу соседней страны, что он так заботится о российском бюджете, но что-то подсказывает, что на самом деле он озабочен совсем другим.

Насчет вышеупомянутого решения РАН. По словам В. Данилова-Данильяна, оно было принято на заседании научного совета Отделения наук о Земле «Водные ресурсы суши», где он председательствовал. В резолюции заседания отмечается, что ученые изучат проблемы стратегического планирования водной отрасли России, «в том числе возможности и последствия крупномасштабных межбассейновых и трансграничных перебросок речного стока, включая климатические эффекты, воздействие на экосистемы, влияние на социально-экономическое развитие стран-участниц».

Впрочем, Данилов-Данильян считает, что проект строительства водовода в Центральную Азию «не требует срочного воплощения». Тем не менее наиболее перспективным участники заседания признали перераспределение части стока реки Оби в Аральский регион на приаральской границе Узбекистана и Казахстана. В отличие от советского проекта по переброске рек через открытые каналы, ученые РАН считают предпочтительной закрытую трубопроводную систему из полимерных труб.

Участвовавший в заседании глава совета директоров группы «Полипластик» Лев Гориловский предложил построить замкнутую напорную трубопроводную систему из семи ниток трубопровода в 2100 км. По его словам, на первом этапе такая система «сможет ежегодно пропускать около 5,5 млрд. куб. м обской воды». Причем система со временем может быть расширена «и сможет пропускать в три-четыре раза больше воды».

Основной проект водотрубопровода из Сибири в Центральную Азию

В то же время «Полипластик» косвенно дистанцируется от такого проекта. В пресс-службе группы сообщили, что «холдинг не является ни участником, ни инициатором какого-либо проекта, связанного с переброской части стока рек Западной Сибири в государства Центральной Азии». Информация, предоставленная компанией о современных технологиях транспортировки воды, «носит научно-экспертный характер».

Академик РАН Роберт Нигматулин, выступая на заседании, отметил, что для Центральной Азии характерны нарастающий дефицит воды и электроэнергии. Дефицит воды ведет к опустыниванию, падению урожайности и рискам региональной дестабилизации. Ученый отметил, что при переброске предлагается использовать небольшую часть стока западносибирских рек – от 20 до 70 куб. км в год при общем годовом стоке около 3 тыс. куб. км. «Этот шаг одновременно решит проблему водного дефицита в Центральной Азии и снизит тепловую нагрузку на Арктику», – заключил он.

Дмитрий Созонов, руководитель проектов консалтинговой компании «ИЭС Инжиниринг и Консалтинг», оценил общий объем инвестиций в проект от 100 млрд долл., а минимальные сроки создания ключевых мощностей – в 10 лет.

В то же время такой проект «нецелесообразен с экологической точки зрения и нереализуем с политической», по мнению эксперта Института водных и экологических проблем СО РАН Владимира Кириллова. Он считает, что «сперва нужно оценить систему водопользования среднеазиатских рек Сырдарьи и Амударьи. Нужно также совместное исследование стока Оби, возможности использования его части для каких-то проектов».

Нелишне, в этой связи, процитировать оценки ситуации с Обью-Иртышом профильного портала (2024 г.). «...Загрязненные воды реки Иртыш, впадающей в Обь рядом с городом Ханты-Мансийском, являются существенной экологической проблемой». Наибольший объем стоков Иртыш получает «из соседнего Казахстана, где ведется активное выращивание сельскохозяйственных культур и животноводство. Это становится причиной насыщения водоема пестицидами, гербицидами и загрязнителями биогенной группы. На границе воды р. Иртыш характеризуются 4-м уровнем – грязные. Предприятия нефтегазового комплекса, расположенные на территории Тюменской области, оказывают негативное влияние на весь бассейн Оби, вызывая частые экологические проблемы».

Далее поясняется, что «огромная сеть трубопроводов, поставляющих нефть и газ из этого района, является источником постоянной опасности. Суровые условия эксплуатации оборудования, повышенный износ и несоблюдение регламента ремонтных работ – все это ведет к периодичным утечкам нефтепродуктов, что усугубляет экологические проблемы реки Обь». Сам же район нефтедобычи «вырабатывает разнообразные шламовые отходы в процессе бурильных работ, насыщенных углеводородными соединениями. Для переработки или утилизации подобных отходов требуются дополнительные затраты, которые не всегда выделяются». Поэтому «обычно нефтешламы просто складируются в отвалах, где под воздействием дождей химически активные вещества проникают в подземные воды и далее в водоемы, подпитывающие Обь».

И резюме: «Несмотря на то, что большие объемы воды реки Обь, растворяя поступающие в нее загрязнения, уменьшают их концентрации, общее экологическое состояние здесь с каждым годом становится хуже».

Не менее, если не более важно в этой связи и постановление Думы ХМАО от 26 марта 1999 года. То есть нынешние упомянутые проблемы Обского бассейна проистекают из 1990-х: «Самоочищающая способность рек на многих участках Иртыша и Оби практически исчерпана, и каждый новый населенный пункт или промузел создает новый пик загрязнений, накладывающийся на транзитное загрязнение. В бассейне рек Оби и Иртыша выделяются два района с неблагоприятным гидрохимическим режимом:

- Верхняя Обь в составе Алтайского края, Новосибирской, Томской и Кемеровской областей. В этом районе основным загрязнителем воды являются фенолы, медь и нефть;

 - Нижняя Обь на юге Тюменской области: здесь влияет сброс сточных вод с территории Казахстана и ряда соседних областей РФ».

Но, похоже, что эти действующие на протяжении целых десятилетий факторы расцениваются как вторичные в очередном ренессансе проекта водоснабжения Центральной Азии западносибирской водой.

Между тем существует еще один фактор, который упускается из виду. Причина водного дефицита в ЦА коренится не только в снижении объёма водных ресурсов (из-за засух, таяния ледников и т. п.), но в крайне неэффективных, подчас допотопных механизмах их использования. Так, по данным Госкомитета Казахстана по делам строительства и ЖКХ (26 марта с. г.), уровень износа сетей водоотведения составляет 55%, водоснабжения – 39%. Потери же воды при ее доставке по этим сетям (в целом) – не ниже 45%.

Едва ли лучше ситуация в той же сфере в Узбекистане. В целом, по данным Евразийского банка развития (28 июня 2024 г.), за 1994 г. – начало 2020-х гг. объем забора воды на коммунально-бытовые нужды в ЦА-регионе вырос вдвое, а инвестиции в инфраструктуру коммунально-бытового водоснабжения «были неадекватны росту водопотребления». Схожая пропорция – в производственном водопотреблении и водохозяйственных инвестициях. Как результат, «износ сетей водоснабжения и водоотведения в ЦА оценивается в целом до 80%. А технологические и коммерческие потери воды в распределительных сетях оцениваются в целом свыше 50%».

Так не лучше ли властям ЦА-региона, прежде чем уповать на воду сибирских рек, которая якобы вмиг решит его водохозяйственные проблемы, для начала навести порядок с водоснабжением в собственных странах? Если сети там будут, как решето, никакие внешние «инъекции» не помогут.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
297
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика