«Борьба с дезинформацией» в Молдове как инструмент колонизации страны - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 17.11.2025 |

«Борьба с дезинформацией» в Молдове как инструмент колонизации страны

Прошедшие в Молдове в сентябре парламентские выборы ознаменовались не только многочисленными нарушениями, несовместимыми с понятием демократического электорального процесса, но и с серьезной атакой на такой фундаментальный базис демократии, как свобода слова. Предлогом для этой атаки власти Молдовы избрали «дезинформацию», обвинение в которой как ярлык цепляется на любую точку зрения, отличающуюся от официальной.

В Молдове уже давно, практически с самого начала пребывания у власти Санду и партии PAS, наблюдается системное давление на независимые медиа, которые не то что критикуют, а просто отказываются петь осанну действующей власти. Блокировки сайтов, судебные иски против журналистов, дискредитационные кампании, выборочные проверки и запугивания стали нормой. Накануне выборов к этому добавилась и новая форма «регулирования» – публичные угрозы со стороны государственных чиновников, которые позволяют себе выражения, достойные не пресс-служб, а уличных разборок.

Речь идет, например, о высказывании пресс-секретаря ушедшего в отставку правительства Даниэла Водэ о том, что «все СМИ должны следить за базаром». Это не просто неудачная фраза, а очередной сигнал запугивания и попытка навязать журналистскому сообществу самоцензуру, прикрытую риторикой об «ответственности за слова», и прямое предупреждение – власть, мол, недовольна тем, что в информационное пространство проникают неудобные для неё факты и альтернативные точки зрения.

Примечательно, что Водэ, говоря о «контроле за базаром», умолчал о десятках провластных медиаресурсов, которые ежедневно распространяют манипуляции, дезинформацию и пропаганду в пользу партии PAS. Регуляторы, ответственные за медиапространство, предпочитают не замечать этих нарушений, реагируя только на критику в адрес власти.

Высказывания, подобные тем, что исходили от Д. Водэ, сопровождаются активными действиями самых высоких представителей власти.

Недвусмысленный сигнал подала сама Майя Санду, подав в суд на журналиста Георге Гонцу с требованием компенсации в 100 тыс. леев (5 тыс. евро), это шаг беспрецедентный для президентского института. За ней последовал Игорь Гросу, подтвердив тем самым, что иск Санду – не случайность, а стратегия. Затем депутат PAS Раду Мариан подал иск против лидера партии «Демократия дома» Василе Костюка, а министр образования Дан Перчун публично заявил: «Мы будем подавать жалобы на всех, кто распространяет фейки». Его фраза «Мы были слишком терпимыми» прозвучала как холодное предупреждение: терпение у властей предержащих закончилось, начинается расправа.

Сегодня политическая власть присвоила себе право определять, что есть истина, а что – ложь. Республика Молдова незаметно перешла от культивирования страхов к институционализации ужаса. Истина больше не защищается аргументами, она навязывается приговорами. PAS не просто запугивает общество, но и демонстрирует полный контроль над судебной системой. Это – демонстрация силы: партия-государство больше не несёт ответственности за свои действия, потому что сама определяет степень вины оппонента.

На фоне такой политики становится очевидно: Санду и PAS выстраивают монополию на истину, где любое инакомыслие автоматически объявляется «дезинформацией» или «угрозой национальной безопасности».

Обвинение в дезинформации превращено в новую религию, своеобразный фетиш, не допускающий сомнений, а лишь требующий покорности и исключительного единообразия во взгляде на евроинтеграцию Молдовы и партию PAS как единственную движущую силу этого процесса. Как и любая догма, это порождает войну – власть открыла юридический крестовый поход против всех критических голосов. Сегодня происходящее уже нельзя назвать обычным политическим конфликтом, это спланированная открытая атака на свободу мнений. Пространство зрелой публичной дискуссии заменено идеологической войной против любого проявления независимого мышления. Любое неудобное для власти высказывание объявляется «информационной ересью», а наказанием за ересь становится суд – инструмент морального, профессионального и финансового уничтожения.

Республика Молдова шаг за шагом скатывается не к «европейской демократии», а к гибридному режиму. При Санду и PAS под лозунгами «борьбы с дезинформацией» закрывают телеканалы, оппозицию лишают права участвовать в выборах, запугивают прихожан Молдавской митрополии Русской православной церкви. Даже западные эксперты фиксируют: демократия в Молдове деградирует, а власть готова использовать любые предлоги, чтобы сохранить контроль над страной.

Самое тревожное: речь идёт не только о политике, но и о религии. Официальный Кишинёв активно проталкивает раскол в православии, поддерживая Бессарабскую митрополию, являющуюся, по сути, государственным органом соседней Румынии, в противостоянии с канонической Молдавской митрополией РПЦ. А это уже не что иное, как прямое вмешательство в веру народа.

Таким образом, Молдове не оставляют, ведя её по пути превращения в колонию Брюсселя, где за инакомыслие и крест на груди записывают во «враги Европы». Очевидно, что действующая в РМ власть приложит все усилия для продолжения и усугубления процесса колонизации страны, и здесь одним из основных инструментов станет пресловутая «борьба с дезинформацией».

Процесс закручивания гаек идет поступательно и непрерывно. Выстраивается система тотального контроля над информационным пространством, в том числе и в интернете. 16 сентября М. Санду утвердила структуру Центра стратегических коммуникаций и противодействия дезинформации (STRATCOM).

В документе предусмотрено создание отдельного подразделения, которое займётся мониторингом и анализом так называемого «неаутентичного поведения» в сети. Под этой формулировкой скрывается возможность следить за тем, как граждане выражают свои взгляды в интернете, какие ресурсы читают и какую информацию распространяют. Таким образом, STRATCOM становится инструментом, способным не столько противостоять дезинформации, сколько вмешиваться в публичные дискуссии, формируя удобную для власти картину.

Власти объявили, что проект STRATCOM теперь будет напрямую сообщать в Meta, Google и YouTube о контенте, который они считают «дезинформацией, манипуляцией или иностранным вмешательством». На практике это означает несколько вещей.

1. Монополию на истину. Решать, что правда, а что «манипуляция», будет не суд и не профессиональные институты, а сама власть.

2. Прямую цензуру. Обращения в Facebook и YouTube фактически превращаются в фильтр для сотен тысяч пользователей: посты и видео будут удаляться без возможности оспорить решение в национальной юрисдикции.

3. Избирательность. Очевидно, что «опасным контентом» станут именно материалы, критикующие политику правящей партии. Это классическая схема: под лозунгом «борьбы с фейками» убираются неудобные голоса.

Подчинение STRATCOM напрямую президенту и превращение Высшего совета безопасности в президентский штаб позволяют политически направлять все силовые структуры: СИБ (спецслужба), НЦБК (Антикоррупционный центр), прокуратуру, налоговую инспекцию, Совет по аудиовизуалу. Центр STRATCOM стал единым фильтром восприятия реальности: любая критика, аналитика или журналистское расследование могут быть объявлены «угрозой национальной безопасности», что даёт власти юридическое основание для репрессий. Формально свобода слова не отменена, но фактически уничтожена страхом и постоянным давлением.

PAS больше не рассматривает критику как условие демократии, для правящих – это стратегическая уязвимость. В их логике государство хрупко, а общественное мнение – брешь, которую нужно закрыть. Поэтому журналист, активист или гражданин, оспаривающий власть, превращается в «угрозу безопасности». Реакции власти становятся демонстративными, непропорциональными, показательно карательными и не ради исправления информации, а ради уничтожения права на интерпретацию.

Для страны, которая претендует на демократические стандарты ЕС, подобный шаг выглядит не как защита общества, а как узаконенная информационная зачистка. Впрочем, подобная практика становится обыденной и в Евросоюзе, структуры которого также готовы принять участие в зачистке информационного поля Молдовы.

МВД Молдовы и Миссия ЕС по управлению границами (EUPM Moldova) подписали соглашение о создании Центра координации критической инфраструктуры. Формальная задача Центра: защита ключевых систем, реагирование на кризисы, борьба с «гибридными угрозами».

Европейская сторона предоставит обучение и экспертизу. Это означает, что критическая инфраструктура будет не только под молдавским, но и под транснациональным наблюдением. Возникает риторический вопрос: в чьих интересах будет работать этот Центр в случае политических потрясений – граждан или элит, в том числе и зарубежных?

В стране, где свобода слова существует больше на бумаге, чем в реальности, любые новые институты безопасности следует рассматривать не столько с точки зрения их заявленных целей, сколько через призму возможного репрессивного применения.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
66
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика