
Все четыре года своего правления в Республике Молдова действующая власть в лице президента Майи Санду и прозападной партии PAS проводит политику на углубление раскола в молдавском обществе в целях сохранения власти в своих руках и претворения хорошо известного принципа «разделяй и властвуй!»
Это разделение и раскол проводится параллельно по нескольким направлениям:
- геополитическая ориентация Молдовы на евроинтеграцию в ущерб мнению половины населения страны, выступающей за развитие отношений с Россией и странами ЕАЭС;
- языковое, путем продвижения нарратива о том, что молдавского языка как такового не существует, а государственный язык Молдовы следует именовать румынским;
- толерантность к ЛГБТ-проявлениям и близким повесткам;
- церковный раскол в виде продвижения в Молдове Бессарабской митрополии Румынской православной церкви.
Последний пункт заслуживает отдельного внимания также потому, что вместе с языковым расколом является составной частью процесса румынизации Республики Молдова.
После провозглашения независимости постсоветских республик процессы переформатирования сознания населения получили свое новое направление – атаку на православную веру и церковные организации, представленные Русской православной церковью и ее митрополиями в бывших союзных республиках.
Наиболее яркое и острое проявление противостояния на религиозном фронте произошло на Украине, где государство перешло в открытую атаку на Украинскую православную церковь (УПЦ). Для этого киевский режим при содействии Константинопольского патриархата применил давно известный метод церковного раскола, специально создав Православную церковь Украины (ПЦУ). В итоге Московский патриархат и УПЦ разорвали евхаристическое общение с Константинополем, не признавая его действия.
Пользуясь покровительством действующей власти, ПЦУ захватила храмы и приходы УПЦ, а ее прихожане юродствуют и издеваются над священнослужителями и верующими, хранящими верность канонической церкви.
Схожие процессы происходят и в Молдове, где действующие власти практически один в один с небольшим отставанием повторяют те же самые шаги, которые предпринял официальный Киев. По сути, Санду и правящая партия PAS слепо копируют действия киевских властей, претворяя в жизнь цель, которую президенту поставили ее кураторы.
Есть, правда, одно отличие от происходящего на Украине – для раскола используется не вновь созданная церковь, а Бессарабская митрополия Румынской православной церкви, которая была основана в период оккупации региона Румынией в первой половине XX века.
После Второй мировой войны патриархи Румынский Никодим и Московский Алексий I договорились о восстановлении над Кишиневской епархией юрисдикции Русской православной церкви.
В 1991 году, после распада СССР, в Кишиневе заговорили о присоединении к Румынскому патриархату. Однако в 1992 году на съезде молдавского духовенства было решено остаться в составе РПЦ. Правда, 14 сентября того же года группа священников объявила о воссоздании Бессарабской митрополии в составе Румынского патриархата. Возглавил их епископ Бельцкий Петр (Пэдурару), который был запрещен РПЦ в служении, но потом без отпускной грамоты принят в РумПЦ. В Москве заявили, что действия румын не каноничны, но общения не прервали.
26 сентября 2001 года в период президентства Владимира Воронина правительство Молдовы под руководством премьера Василия Тарлева утвердило изменения в Уставе Молдавской митрополии (которая относится к РПЦ), принятом 17 ноября 1993 года, через два года после провозглашения независимости. Согласно им «Православная церковь Молдовы является независимой церковью, правопреемницей Епископии Кишинева, Хотина и Митрополии Бессарабии».
Таким образом, власти Молдовы на законодательном уровне признали именно Молдавскую митрополию Русской православной церкви правопреемницей Митрополии Бессарабии периода румынской оккупации.
Символическим признанием дело не закончилось. 31 декабря 2002 года правительство приняло еще одно постановление, в соответствии с которым министерство культуры оформило документы на бесплатное использование церковью культовых зданий. Соглашение предусматривало передачу в пользование приходам Молдавской митрополии клерикальных сооружений, внесенных в Реестр памятников республики, охраняемых государством и объявленных памятниками истории и культуры. Всего на 2022 год в нем было указано 775 церквей.
10 сентября 2008 года министерство культуры и туризма и Агентство инспектирования и реставрации памятников, с одной стороны, и Молдавская митрополия, а также ее отдел церковной архитектуры и живописи – с другой, заключили договор о передаче в пользование церкви 21 монастыря, являющегося памятниками истории и культуры национального значения, сроком на 50 лет.
Все изменилось в 2009 году, когда к власти в Молдове пришли прозападные политические силы. Именно тогда в местных СМИ начали появляться материалы, направленные против Молдавской митрополии. Постоянными стали статьи о том, в каких богатых домах живут священники, на каких шикарных автомобилях ездят. Особое внимание в очернении церкви уделялось высшим иерархам — митрополиту Владимиру и епископу Бельц Маркелу, которые являлись на тот момент наиболее активными противниками продвигаемого «евроинтеграторами» закона против дискриминации сексуальных меньшинств.
Чуть позже «на сцене» появилась и Бессарабская митрополия РумПЦ. 17 февраля 2012 года ее представители подали в суд на министерство культуры и Молдавскую митрополию (они выступают в деле соответчиками) с требованием аннулировать соглашения 2002 и 2008 годов и передать церковные здания в пользование раскольникам.
30 декабря 2020 года Апелляционная палата Кишинева поддержала данный иск. Но в октябре 2021 года Высшая судебная палата Молдовы аннулировала это решение и вновь отправила дело на пересмотр.
При этом необходимо отметить, что Министерство культуры РМ на протяжении всего судебного процесса придерживалось точки зрения, что «Бессарабская митрополия, подчиняясь Румынской церкви, не имеет права собственности на эти культовые сооружения, единственным владельцем которых является Республика Молдова».
То есть даже учитывая декларативный проевропейский характер предшественников нынешней власти – Майи Санду и партии PAS, они оставались на стороне Молдавской митрополии РПЦ.
На данный момент решение Апелляционной палаты еще не вступило в силу, но «евроинтеграторы» уже готовятся к переделу церковной собственности, аналогичному тому, что произошел на Украине.
Одно из главных свидетельств – инициатива о передачи в собственность Бессарабской митрополии здания бывшей Духовной семинарии, нынешнего блока № 2 Национальной библиотеки Молдовы. И это лишь первая ласточка: министерство культуры, в котором сегодня заправляют ставленники партии PAS, уже заявило, что рассматривает вопрос расторжения договора от 2002 года и уж точно не будет его продлевать. Кто станет новым пользователем церквей и монастырей, несложно догадаться – сотрудничество режима Санду с Бессарабской митрополией крепнет и развивается.
Более того, 4 сентября 2023 года раскольники подписали договор о сотрудничестве с… Министерством обороны Молдовы. Митрополит Бессарабский Петр и министр обороны Анатолий Носатый подписали соглашение о сотрудничестве, цель которого – «моральное, духовное и патриотическое воспитание Национальной армии и удовлетворение духовных потребностей военных». В Бессарабской митрополии выразили уверенность, что этот документ «открывает путь и укрепляет надежду на подписание новых соглашений с различными государственными ведомствами».
Копируя путь Украины в конфронтации с Россией, руководство Молдовы неизбежно приведет страну к церковному расколу, который уже сегодня провоцируется правящей партией и главой государства. В качестве примера можно привести штраф, наложенный на интернет-провайдеров за ретрансляцию передач российского православного телеканала «Союз» на территории республики.
Деятельность Бессарабской митрополии, являющейся по факту государственной структурой Румынии и официально финансируемой из ее государственного бюджета, нельзя рассматривать в отрыве от стремления соседнего государства поглотить территорию Молдовы. Переходящим в Румынскую митрополию священникам предлагают официально по 250 евро в месяц, неофициально – 600-1000 евро в месяц плюс соцпакет, страховку, жильё.
Также 17 октября 2023 года Румыния приняла закон, согласно которому Бухарест ежегодно будет выделять по 2 млн евро для Бессарабской митрополии, в том числе для священников, финансируя строительство и реставрацию храмов.
В Бельцах, где большая часть населения относит себя к Молдавской митрополии Русской православной церкви, епархия Бессарабской митрополии Румынской православной церкви объявила о строительстве собора и румынского культурного центра. Строительные работы уже начались, при этом участок площадью более чем в 7 тыс. квадратных метров был приобретен при финансовой поддержке правительства Румынии. «Открытие в Бельцах нового культурно-религиозного комплекса позволит всем румынам сохранять свои язык, историю и культуру для будущих поколений», –отметил на церемонии генеральный консул Румынии Петришор Ионел Думитреску.
Сегодня Молдова переживает новый этап – когда претензии на храмы и здания, используемые в религиозных целях, переходят в форму открытого конфликта и насильственных действий по захвату храмов. Примером этому являются события в селе Гринауцы Рышканского района: здесь верующие встали на защиту святыни, не пустив в храм бывшего настоятеля Константина Туртуряну, ушедшего в раскол и перешедшего под юрисдикцию Румынского патриархата. В результате голосования о юрисдикции прихода церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Гринауцы большинство поднявших руки прихожан подтвердили верность канонической Православной церкви Молдовы. За это решение проголосовали 267 верующих, и только 9 человек выразили желание перейти в Бессарабскую митрополию.
А если говорить в целом по Молдове, то опубликованный соцопрос показал, что к Румынской православной церкви себя относит 15% респондентов, в то время как к Русской – 73,4%.
Тем не менее попытки переманивания православных пастырей и паствы РПЦ продолжаются. Начиная с 2022 года более 60 приходских священников перешли из Молдавской митрополии в Бессарабскую. На сегодняшний день Молдавская митрополия насчитывает 1277 приходов (по состоянию на 2025 год). Что касается Бессарабской митрополии, то она имеет на текущий момент 104 действующих прихода.
То, что происходит сегодня в религиозной жизни Молдовы, по аналогии с теми процессами, которые можно было наблюдать в последние годы на соседней Украине, нельзя назвать иначе как управляемым властью расколом. Слепо повторяя действия киевских властей, Санду и PAS ведут Молдову по гибельному пути.