Заявления руководства Республики Молдова об успехе переговоров по вступлению этой страны в ЕС касаются различных аспектов, тем и направлений, за исключением одной, пожалуй, самой важной – экономического положения. Между тем ситуация в экономике страны или точнее того, что от нее осталось, может уже в скором времени войти в анналы в качестве беспримерной экономической катастрофы, которая может произойти не только в силу бездарной экономической политики, но и как результат эксперимента по целенаправленному доведению целого государства «до ручки». Судя по всему, это и является причиной замалчивания того экономического положения, в котором находится страна и которое продолжает поступательно ухудшаться.
Итак, что же происходит в экономике Молдовы, каковы основные процессы, ведущие страну к экономической пропасти?
1. Молдавская экономика столкнулась сразу с двумя тяжёлыми явлениями – стагфляцией и резким ухудшением торгового баланса, что указывает на глубокие структурные проблемы.
Стагфляция – редкое сочетание высокой инфляции и нулевого роста – продолжается в стране уже пятый год. Это один из самых разрушительных сценариев для любой экономики: цены растут, а производство и доходы населения нет.
Падающий экспорт, высокая инфляция и отсутствие инвестиций формируют системный экономический кризис, который уже невозможно решить точечными мерами. Нужны комплексные реформы в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, финансах и экспортной политике.
Если ничего не менять, Молдова рискует погрузиться в долгосрочную стагнацию, где цены растут, а экономика нет. Это крайне опасный сценарий для страны с уже высоким уровнем бедности и массовой миграцией.
2. По данным Министерства финансов Молдовы, к 1 октября 2025 года дефицит государственного бюджета составил 6 млрд 958 млн леев, превысив порог в 4% ВВП. Правительство продолжает тратить больше, чем зарабатывает, что усиливает давление на госдолг и зависимость от внешних заимствований.
За первые девять месяцев года доходная часть бюджета достигла 56,83 млрд леев, что на 15% больше, чем за тот же период прошлого года. Однако этот рост объясняется не столько увеличением производительности экономики, сколько инфляционными эффектами и повышением фискальной нагрузки. Основной прирост обеспечили налоги на доходы и прибыль, акцизы и НДС, внешняя финансовая помощь.
При этом наблюдается резкий рост расходов на содержание государственного аппарата за счет увеличения числа чиновников и повышения их зарплат под предлогом того, что «компетентные люди не идут на госслужбу из-за низких зарплат».
Эксперты указывают, что текущий уровень дефицита уже превышает допустимые рамки для устойчивого бюджета. Если тенденция сохранится, к концу года дыра может превысить 8 млрд леев, что приведёт к еще большему росту внутреннего и внешнего долга, удорожанию заимствований и риску заморозки социальных программ.
Для сравнения: в аналогичный период 2024 года дефицит составлял около 4,8 млрд леев, а в 2023 – 3,1 млрд леев. Таким образом, разрыв между доходами и расходами увеличивается из года в год.
3. Главный риск составляет не столько сам дефицит бюджета, сколько его характер: большая часть внешней помощи идёт на покрытие текущих расходов, программы развития финансируются частично, зависимость от внешних кредиторов растёт. По данным Счётной палаты, в 2024 году до 70% внешней помощи ушло на выплаты зарплат, пенсий и дотаций, а не на развитие инфраструктуры. Экономисты называют сложившуюся ситуацию «бюджетным выгоранием»: правительство тратит всё больше, чтобы просто поддерживать систему, а не двигать страну вперёд.
4. Дефицит внешней торговли снова вырос: экспорт покрывает лишь треть импорта. По данным Национального бюро статистики, в сентябре 2025 года дефицит торгового баланса Молдовы увеличился до 592 млн долларов. Это очередное подтверждение того, что структура нашей экономики остаётся крайне уязвимой: страна намного больше покупает, чем производит и продаёт.
Что показали данные:
- экспорт: 345 млн долларов +3,8% к августу,
- импорт: 937 млн долларов +5,4% к августу,
- покрытие импорта экспортом – всего 36,8%.
То есть из каждых 100 долларов, которые Молдова тратит на импорт, она зарабатывает экспортом лишь 37.
«В прошлом году отношение экспорта к импорту было 1 к 2,5. В этом году – уже 1 к 3. Импорт в 3 раза больше экспорта, и около 22% – это реэкспорт. За счет денег, которые нам дают, мы закрываем внешний торговый баланс. Он сумасшедший. Я не знаю ни одной страны в мире с таким отрицательным балансом. Мы катимся семимильными шагами к пропасти», – считает доктор экономических наук бывший первый замминистра промышленности и торговли РМ Михаил Пойсик.
5. Инфляция, достигшая в 2023 году рекордного за все время независимости значения в 36%, возвращается: коммунальные услуги снова бьют по кошельку молдаван. Бюро национальной статистики опубликовало свежие данные за октябрь 2025 года, которые показывают тревожную тенденцию – рост цен ускоряется.
Основные цифры:
- общий рост цен за октябрь – +0,6% к сентябрю,
- с начала года – +5,6%,
- годовая инфляция – 7,0%, что выше целевого диапазона Национального банка.
Главным драйвером роста инфляции, как и ранее в 2023 году, стали коммунальные услуги:
- централизованное отопление: +27,6% в годовом выражении,
- водоснабжение и канализация: +16,8%,
- электроэнергия: +18,5%.
Рост тарифов на энергоресурсы также стал катализатором роста цен и в других областях – рост цен на продукты питания говорит сам за себя:
- в среднем подорожание составило 6,8%,
- овощи – +11,1%,
- масло растительное – +14,7%.
Даже базовые товары подорожали: одежда и обувь прибавили 5–5,6%, а снижение цен на топливо (–1,2%) не компенсировало общий рост.
Инфляция в Молдове – это уже не кризис, а хроническое состояние. Без системной реформы тарифообразования и реального контроля за монополиями население продолжит оплачивать ошибки управления.
6. Бедность в Молдове выросла в 1,43 раза за 5 лет – тревожная динамика. Доктор экономических наук Анатолий Рожко представил данные, которые подтверждают: страна стремительно теряет социальную устойчивость.
С 2019 по 2024 год уровень бедности увеличился в 1,43 раза, а её «глубина» и «острота» – показатели, отражающие не просто число бедных, а степень их нужды, – выросли почти в полтора раза. После небольшого снижения в 2021 году начался устойчивый рост бедности, который продолжается уже три года подряд. Экономист подчёркивает: это уже системная деградация уровня жизни, при которой миллионы граждан теряют доступ к базовым благам – еде, медицине, жилью.
По сути, страна возвращается к социально-экономическим показателям начала 2000-х, когда неравенство достигало экстремальных значений. Если тенденция сохранится, к 2030 году бедность может затронуть половину сельского населения. Молдове нужны не косметические реформы, а новая модель экономики, в которой человеческий капитал будет не статистикой, а приоритетом.
Все это происходит на фоне громогласных заявлений высших молдавских чиновников о многомиллиардной финансовой помощи Евросоюза. Естественно, возникает законный вопрос: где деньги, ̶З̶и̶н̶ Майя?
Деньги в Молдову действительно идут и немалые для такой маленькой страны, но…! Все эти – в малой степени гранты, и в подавляющем своем большинстве кредиты обусловлены тем, что тратить их Молдова может не на инвестиции и развитие экономики, а только в тех областях, которые стимулируют потребительский спрос. А учитывая то, что РМ сама уже практически ничего не производит, этот потребительский спрос удовлетворяется за счет импорта из ЕС, на товары которого правительство обнулило таможенные пошлины по договору об ассоциации, подписанному в 2014 году.
Схема проста и великолепна – Молдова получает кредит от ЕС, который стимулирует потребительский спрос, удовлетворяемый за счет импорта из ЕС, например тех же помидоров из Нидерландов, которые сегодня можно часто встретить в молдавских супермаркетах. В итоге деньги возвращаются в ЕС, а за Молдовой остаются долг и проценты по нему. Этот же «финансовый пылесос» обеспечивает возврат в ЕС тех денег, которые присылают в страну молдавские гастарбайтеры. По сути, нынешние власти проводят политику стимулирования экономики ЕС за счет собственных граждан, абсолютно не задумываясь, к чему это приведет.
Эта политика вызывает недовольство уже и среди представителей проевропейских партий Молдовы. Экс-премьер и лидер ЛДПМ Влад Филат опубликовал жёсткий разбор ситуации в стране, заявив, что Молдова входит в «самый глубокий экономический и институциональный кризис за четверть века». По его словам, стагфляция, разрыв с МВФ и деградация институтов стали прямым итогом модели управления нынешней власти. Филат отмечает, что пятый год страна живёт в условиях стагфляции, а три рецессии за пять лет – «случай беспрецедентный». Он подчёркивает, что накопившиеся сигналы – от демографии до экономики – становятся экзистенциальным вопросом: либо страна возвращается к реформам и ответственности, либо продолжает движение в спираль упадка.
Однако на сегодняшний день всё говорит о том, что президент Санду и правящая партия PAS не собираются пересматривать свой политический и экономический курс, ведущий Молдову к пропасти.





