Гражданка Румынии Майя Санду, получившая по совместительству себе в окормление бывшую советскую Молдавию, проводит над вверенным ей феодом сомнительные идеологические опыты. Вооружившись русофобией и геополитической недальновидностью, Санду дистанцируется от России как политически, так и экономически. Результат такого правления – стагнация молдавской экономики, увеличение государственного долга, отсутствие значимых инвестиций.
Экономический аналитик Андрей Ионицэ пишет: «Когда Счетная палата говорит, что с бюджетом всё в порядке, а страна катится вниз, – это не аудит, а экономический некролог. Государство тонет в долгах, обещаниях и административном хаосе. Реальный экономический рост: 0,1 процента – практически ноль. Бюджетный дефицит – 13 млрд лей, 3,9 процента ВВП. Государственный долг – 125,6 млрд, годовой прирост – 15,9 процента. Выплаченные проценты – более 5 млрд лей: деньги, выброшенные на обслуживание долга... На 70 млрд лей недостающих госактивов – дороги, леса, ЛЭП, которых даже нет в учёте. Внешняя помощь сократилась на 48 процентов, министерства не успевают освоить подаренные средства. Наука и образование: сотни миллионов потрачены без результатов, без контроля, без методологии. Все «без резервов», т. е. никто ни за что не отвечает».
Вновь высветил эту проблему недавний уход с поста председателя правительства Дорина Речана. Перед уходом Речан подписал меморандум с МВФ о повышении налогов (на 30%) и тарифов.
«Теперь готовьтесь платить – за свет, за газ, за воздух, за евроиллюзии. И не забудьте запостить в соцсетях, что это всё ради будущего детей. Да-да, будущего, в котором ваш ребенок будет платить ещё больше, чтобы Кишинев мог кланяться МВФ и приносить очередной отчёт о «реформах». Ведь вы же сами этого хотели, правда? Хотели в Европу – ну вот она, Европа, на вашей кухне: новые акцизы, новые тарифы и старая нищета с европейским сертификатом качества», – цитируют «Молдавские ведомости» политолога Владимира Букарского.
Речан заявил, что уйдёт из парламента и завершит политическую карьеру. После утверждения нового состава правительства он сложит депутатский мандат как представитель президентской партии «Действие и солидарность» (PAS). На прощание Речан констатировал, что Молдавия стала ближе к Европе. Надо полагать благодаря его усилиям. Ответственность перед МВФ за выполнение принятых им обязательств теперь ляжет на его преемника, чтобы молдаване собственными кошельками почувствовали итоги работы Речана и то, что значит быть ближе к Европе.
Санду присущ авторитарный стиль правления. Зачистив правый фланг молдавского политического спектра и противодействуя консолидации избирателей левых взглядов, Санду изображает свою партию PAS как единственную истинно патриотическую силу, способную привести Молдавию к процветанию.
«Создай «Общество честных людей», и в него вступят все воры», – говорил французский философ Эмиль Шартье. Санду создала партию «честных людей», постоянно сотрясаемую коррупционными скандалами.
«Они высосали из Молдовы всё живое, уничтожили надежду, а теперь – просто убежали. Пиявки напились народной крови и отвалились. А людям – жить на этих руинах и снова поднимать страну из пепла» – так охарактеризовал итоги правления PAS депутат от оппозиции Василий Боля.
PAS не пользуется поддержкой внутри страны. На прошедших 28 сентября 2025 г. выборах она получила небольшой перевес над блоком оппозиционных сил лишь благодаря голосам молдавской диаспоры в Европе. Диаспора, оторванная от реалий жизни на родине, пропитанная антироссийской пропагандой европейских СМИ, предсказуемо голосовала за PAS. Как такая партия может претендовать на роль здоровой силы?
Санду – агент влияния Бухареста, её партия – инструмент реализации румынских интересов в Молдавии. Стратегия восточного фланга НАТО, разработанная экспертами Центра анализа европейской политики (СЕРА) ещё до начала СВО, предусматривала ставку на Румынию как на антироссийский таран НАТО в Чёрном море. Румыния заинтересована в расширении ареала своего влияния на восточном направлении, и потому в Кишинёве ей нужны ручные политики. Молдавия выступает в функции точки опоры для расширения румынского влияния на Украине и в Приднестровье в рамках стратегии «Великой Румынии».
Румынские советники засели в силовых, экономических, политических и прочих ведомствах Молдавии. Молдаван лишают их самобытной идентичности, превращая в дубликат румын. Санду и члены её партии демонстративно именуют себя румынами, молдаван же называют результатом идеологической экспансии России на румынские земли.
На текущий момент «Великая Румыния» пребывает на этапе трансграничного геополитического проекта без прямого поглощения соседних государств. Достаточно сделать границы между ними и Румынией номинальными, как в случае молдавско-румынской границы, добиться слияния экономик и вооруженных сил, в т. ч., на уровне штабов, и тогда «Великая Румыния» уже будет почти создана при номинальном сохранении суверенитета указанных территорий.
Задача Санду на посту президента Молдавии – зачистить политический ландшафт в республике под геополитические нужды Бухареста.






