
Результаты парламентских выборов в Молдове оказались во многом неожиданными для тех экспертов и политологов, которые считали, что правившей в Молдове четыре года пропрезидентской партии PAS придется в лучшем случае искать в новом составе парламента партнеров по коалиции. Гораздо прозорливее оказались те, кто предрекал массовые нарушения и фальсификации на выборах, которые помогут правящей партии получить необходимый ей результат.
В общем-то так и получилось – 50,2%, «натянутые» подконтрольной власти ЦИК, предоставили партии PAS 55 мандатов в 101-местном парламенте Молдовы. Таким образом, можно смело утверждать, что в Молдове апробирован и обкатан евромеханизм, позволяющий свести шансы оппозиции к нулю и удерживать власть путем имитации «демократического» электорального процесса.
Каковы составные части этого механизма?
1. Результаты, представленные ЦИК, вызвали серьезные сомнения и грешат многочисленными неувязками и противоречиями. Так, например, экономист Думитру Барбалат усомнился в правдоподобности «как бы официальных данных ЦИК» по результатам голосования и сравнил с данными Регистра избирателей. «ЦИК указал, что всего на выборах голосовали 1.608.518, что составило 52,21%. Считаем и определяем 100%, то есть всего количество избирателей = 3.080.862. А ведь в регистре избирателей, по данным той же ЦИК по состоянию на 1 сентября, было 3.299.396 избирателей. РАЗНИЦА и/или ОШИБКА = 218.534», – отметил эксперт.
Д. Барбалат сообщил, что такая же ситуация и по многим другим населенным пунктам, в том числе по Кишиневу: «Тоже самое по Кишиневу. В отчете – голосовали 375.533/54,72%. 100% или всего избирателей = 686.281. А то время как в регистре избирателей в Кишиневе только 664.442. РАЗНИЦА и/или ОШИБКА = 21.839. И такая же ситуация отмечается по ВСЕМ населенным пунктам».
2. Голосование в западной диаспоре представляет собой широчайшие возможности для осуществления вбросов бюллетеней, организации избирательных каруселей и многих других нарушений в силу того, что голосование продолжается там и после завершения работы избирательных участков в Молдове, что дает возможность корректирования результатов в пользу действующей власти, особенно на участках в США и Канаде. При этом голосование в западной диаспоре проходит без наблюдателей от оппозиции и даже не всегда в присутствии избирательных комиссий.
3. Точно так же, как это произошло на недавних президентских выборах и референдуме, от возможности проголосовать были по максимуму отсечены те части электората, которые заведомо собирались голосовать за оппозиционные политические силы, выступающие за сотрудничество и развитие отношений с Россией. Для более чем 500 тысяч граждан Молдовы, проживающих и работающих в России, было выделено только 10 тысяч бюллетеней на двух участках в Москве. Для сравнения: в Италии было открыто 75 участков, в Германии – 36, во Франции – 26, в Великобритании – 24, в Румынии – 23.
Для 240 тысяч граждан Молдовы в Приднестровье было выделено всего 37 тысяч бюллетеней. При этом накануне дня выборов 6 из 7 мостов через Днестр были внезапно «закрыты на ремонт», а в день выборов местоположение нескольких участков для голосования приднестровцев были изменены, чтобы создать дополнительные препоны для голосования. Необходимо также отметить, что в день выборов на избирательных участках в Гагаузии, где также традиционно голосуют за пророссийских политиков, неоднократно «пропадал» интернет, что приводило к остановкам процесса голосования.
4. В ходе регистрации участников выборов к ним оказались недопущенными несколько политических партий, которые имели высокий рейтинг у населения и реально претендовали на прохождение в парламент, а политическая партия «Молдова Маре» была снята с выборов прямо в день голосования, что, вообще не имеет прецедента в мировой практике электоральных процессов.
Снятие партии «Молдова Маре» во главе с Викторией Фуртунэ оказалось стратегическим ходом. Именно Фуртунэ, попади она в парламент, стала бы реальной угрозой для PAS, инициируя громкие расследования, обостряя внутреннюю повестку и подрывая позиции власти. Решение выглядело политически выверенным: по данным закрытой социологии, партия могла преодолеть 5%-й барьер, что ставило под угрозу контроль PAS над будущим парламентом.
Таким образом, устранение «Молдова Маре» – это не только устранение конкурента, но и способ сохранить политический баланс, удобный для PAS. Власти понимали: без исключения одной из партий итоговые проценты для «жёлтых» (официальный цвет партии PAS) не «складывались» даже при поддержке админресурса, вбросах и ограничении голосования в нелояльных регионах. Теперь становится очевидно, что ключевое решение было принято за пределами Молдовы – в Брюсселе, а на месте его лишь аккуратно реализовали.
Эти факторы в сочетании с тем, что 6 из 9 членов ЦИК являются прямыми ставленниками партии PAS, и привели к зафиксированному результату парламентских выборов. Кульминацией стал подсчет голосов, в ходе которого ЦИК буквально «натянул» для PAS результат в 50,20%. Кроме того, данные по участкам не публиковались, чтобы наблюдатели не могли сверить протоколы. Несмотря на все попытки, позиции PAS все равно ухудшились: их мандаты сократились с 63 до 55. При этом оппозиция одержала победу внутри Молдовы, набрав 49,54% против 44,13% PAS. Поэтому своей победой правящая партия обязана исключительно результатам голосования в западной диаспоре, которые обеспечили ей 17 депутатских мандатов.
Результаты выборов 28 сентября уже окончательны, ни досрочных, ни повторных не будет. Однако сохранившему власть режиму оказалось недостаточно тех махинаций, которые были проведены в избирательной кампании и в день выборов. Появилась информация, что внутри PAS происходят крайне странные действия. Два депутата, избранные по списку PAS, заявили, что не войдут в эту фракцию и останутся в статусе независимых. Таким образом, из 55 мандатов отделились двое. Итого остаётся 53 мандата.
Есть основания полагать, что среди избранных по списку PAS ещё есть 4 человека, которые не сильно желают пополнять ее фракцию. И это уже критично, так как большинство теряется и может повлиять на голосование. Такой расклад вынуждает искать большее количество партнёров для коалиции, чтобы не зависеть от нескольких мандатов.
В результате реальная ставка сделана на судьбу шести мандатов, полученных партией Василия Костюка «Демократия дома». Ранее Костюк сотрудничал с Санду, и его партия в случае прохождения в парламент скорее станет «декорацией оппозиции», чем активным игроком. В Брюсселе и Кишинёве, похоже, сделали ставку именно на него, оценив, что его присутствие в коалиции с PAS безопаснее, чем сотрудничество с амбициозными представителями блока «Альтернатива», который при этом с трудом попал в парламент, превысив проходной барьер для политического блока всего на 0,96%.
Ну, а чтобы Костюк был посговорчивее, ЦИК поднял вопрос об аннулировании и перераспределении мандатов партии «Демократия дома» на том основании, что в Румынии за нее агитировал лидер румынской AUR Джеордже Симион (ему запрещён въезд в РМ до 2029 г.) – один из сподвижников снятого с недавних президентских выборов в Румынии Кэлина Джорджеску. Также партия «Демократия дома» обвиняется в том, что, ведя активное продвижение в соцсетях (в т. ч. крупный TikTok-аккаунт Василе Костюка), указала 0 расходов на онлайн-рекламу, за что уже была санкционирована ЦИК отдельно от послевыборных жалоб.
Отдельно необходимо упомянуть, что после выборов обозначился новый всплеск репрессий в отношении оппозиционных политиков. Кроме партии «Молдова Маре», обыски и задержания обрушились и на представителей партии Христианско-социальный союз Молдовы. Ее глава журналист Габриэл Кэлин был задержан на 30 суток по обвинению в незаконном финансировании партий и отмывании денег. Эта партия набрала на прошедших выборах 0,12% и не представляет никакой опасности для правящего режима. Очевидно, что это сделано для устрашения других представителей оппозиции.
Также Апелляционный суд временно ограничил деятельность партий «Молдова Маре», «Сердце Молдовы» и Современной демократической партии Молдовы на 12 месяцев.
Президент Франции Э. Макрон назвал «большим достижением» победу PAS/Санду и призвал использовать опыт властей Молдовы при организации выборов в других странах. Это говорит о том, что курс PAS всё больше демонстрирует зависимость от внешних центров влияния – Брюсселя, Парижа, Бухареста и других европейских столиц. Это также означает усиление давления на Приднестровье и Гагаузию, как и рост конфронтации с Россией. В политике Кишинёва может возобладать линия на силовые сценарии, что грозит дестабилизацией региона.
И новые свидетельства этого не заставили ждать: в только что утвержденной правительством Молдовы военной стратегии до 2035 года Российская Федерация обозначена как несущая прямую угрозу национальной безопасности республики.
Иначе говоря, вместо обещанной стабильности молдавское общество может оказаться перед новой фазой политической и геополитической турбулентности, где ключевым фактором станет вопрос: рискнёт ли власть идти на силовой конфликт и если да, то как скоро.
Политическая обстановка после парламентских выборов показывает, что страна превращается в колонию Запада. Об этом заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова. По ее словам, вместо обещанной свободы, вместо обещанной демократии и, естественно, вместо экономического благополучия республика все больше погружается в нищету, в какие-то времена страшной западноевропейской средневековой инквизиции и в колонию Запада.
Российский дипломат добавила, что простые граждане оказались в «заложниках западных покровителей, которые проводят изощренные неоколониальные опыты над гражданами Молдовы». Парламентские выборы еще больше раскололи и без того поляризованное общество. «Молдаване чувствуют себя обманутыми. Они не готовы согласиться с накрученными результатами. Сторонники оппозиционных сил Молдовы объявили о непризнании итогов голосования», – отметила М. Захарова.
Ряд местных политологов были тоже прямолинейны в своих оценках. Они назвали выборы фарсом и имитацией. Самое подходящее название – это операция по спасению режима Санду.