Ранее «Ритм Евразии» сообщал о том, что вследствие атаки украинского беспилотника был поврежден выносной причал № 2 на терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в районе Новороссийска. Этот терминал критически важен: через КТК проходит свыше 80% экспортной казахстанской нефти.
После аварии загрузка возобновилась, но в ограниченном режиме. В связи с этим Казахстан уже в декабре нарастит поставки по альтернативному трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), планируя отгрузить через порт Актау примерно 188 тыс. тонн (или 47 тыс. б/с). Это на 30% больше, чем в ноябре. Из этого объема 170 тыс. тонн поступит от компании «Тенгизшевройл», а 18 тыс. тонн - с месторождения Кашаган.
Но у этого пути есть «узкие места»: ограниченная мощность порта Актау и строгие требования к качеству нефти. Другие варианты - через российские порты Новороссийск (у «Транснефти» есть свой отгрузочный терминал, у КТК - свой) и Усть-Луга или по трубопроводу «Дружба» - сейчас менее выгодны. Российская система «Транснефть» перегружена после серии атак, и места для дополнительных казахстанских объемов почти нет. В этом месяце может быть добавлено лишь около 140 тыс. тонн к отправкам из Усть-Луги.





