Итоги года в Молдове: страна продолжает идти по пути Украины - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 29.12.2025 |

Итоги года в Молдове: страна продолжает идти по пути Украины

Уходящий год для Республики Молдова стал годом парламентских выборов, которые для правящего в стране режима Санду-PAS стали инструментом удержания власти на фоне полномасштабного кризиса. И с этой задачей, с помощью беспрецедентных политических репрессий власть справилась, добившись единоличного парламентского большинства буквально «на ленточке» – с результатом 50,55% (55 депутатских мандатов из 101). Тем самым мандат PAS на управление страной продлен еще на 4 года. Учитывая общественно-политическую и экономическую ситуацию в Молдове, это не сулит стране ничего хорошего.

Политика и общество

Фактическим подлогом Санду вывела основанную ею партию PAS на уверенный отрыв от своего главного соперника экс-президента Игоря Додона, партия которого шла на выборы в составе «Патриотического блока» с обещанием восстановить сотрудничество с РФ и вернуться к закупкам российского газа. Кроме этого, в новый парламент прошли два новых политформирования – «Наша партия» и «Демократия дома», которые, хотя и декларируют себя оппозиционными, могут рассматриваться, скорее, как резерв PAS для голосования по геополитическим вопросам, а не как реальная оппозиция. Еще одна оппозиционная фракция – блок «Альтернатива» также декларирует проевропейскую направленность развития Молдовы. Таким образом, очевидно, что по сравнению с предыдущим парламентом в новом составе законодательного органа позиция проевропейских сил заметно усилилась.

Сложившаяся ситуация позволяет Санду и PAS формировать правительство, проводить через парламент любые решения, а при необходимости и попытаться сформировать в парламенте конституционное большинство по отдельным вопросам. Подобная ситуация порождает у власти ощущение вседозволенности и безнаказанности, что находит свое отражение и в ряде общественно-политических мейнстримов.

В течении года международные правозащитные организации и эксперты, которые мониторят процессы, происходящие в Молдове, отмечали целый ряд проблем, связанных с медиа, регулированием онлайн-пространства, законопроектами об общественных событиях и борьбой с дезинформацией, которые реально создают предпосылки для ограничения гражданских свобод в стране, даже если при этом официальные рейтинги и не отражали резкого ухудшения.

Законодательные и практические меры против декларируемого молдавскими властями «российского влияния» привели к усилению регулирования медиа – власти аргументировали такие меры угрозой дезинформации и вмешательством во внутренние дела страны, но правозащитники указывали на риск чрезмерных ограничений выражения мнений и прессы.

Amnesty International и другие организации призывали власть Молдовы к пересмотру медиазаконодательства, чтобы избежать излишних ограничений свободы слова и прессы, и указали на случаи угроз журналистам и проводимые проверки СМИ. Под предлогом борьбы с дезинформацией и угрозами безопасности власти страны оказывают практически открытое давление на те медиа, которые осмеливаются демонстрировать независимую редакционную политику.

Помимо сковывания деятельности медиа, в уходящем году стартовал процесс введения ограничений и в интернете. В парламент был внесён законопроект, нацеленный на штрафы за распространение дезинформации в интернете – формально в контексте защиты выборов и информационной безопасности, но такой подход вызывает обоснованные опасения во влиянии на свободу выражения мнений в сети. По сути, это не что иное, как попытки регулировать онлайн-контент.

Также международные наблюдатели отмечали критические недостатки в независимости судебной власти и правоприменении, что имеет влияние на то, насколько эффективно защищаются гражданские права. Проблемы с правосудием, влиянием политических и экономических интересов на суды остаются одной из системных слабостей Молдовы в области прав человека и гражданских свобод.

Экономика

В начале 2025 года Молдова столкнулась с энергетическим кризисом после прекращения поставок российского газа через Украину, вызванного отказом Киева предоставить свою территорию для транзита газа. Это особенно ударило по Приднестровью и усилило внутренние риски энергоснабжения как левого, так и правого берега Днестра. Эта ситуация была использована для полного отказа от прямых и открытых закупок российского газа в пользу закупок все того же газа на европейских биржах и через посредников.

В то же время правительство Молдовы ввело режим повышенной готовности в энергетике, увеличивая закупки электроэнергии из Румынии по цене, в два раза превышающей стоимость электроэнергии, вырабатываемой на Молдавской ГРЭС в Приднестровье.

Подобная политика в области закупки энергоресурсов не могла не отразиться на экономических показателях. В первом квартале годовая инфляция продолжила восходящую траекторию, начавшуюся в середине предыдущего года. Годовой уровень инфляции увеличился с 7,0% в декабре 2024 года до 8,8% в марте 2025 года, что было обусловлено динамикой регулируемых цен в контексте корректировки тарифов на сетевой газ, тепловую энергию и электроэнергию. Годовой уровень инфляции без учета этого влияния в марте 2025 года составил около 6,3%. При этом среднегодовой уровень инфляции 2025 года составил 8,8%, что примерно на 2,9 процентных пункта выше показателя предыдущего года.

В целом после позорного увеличения ВВП на 0,1% в 2024 году в уходящем году общий уровень роста реального ВВП оценивается примерно в 1-1,7% по итогам года, что все равно остаётся определенно низким показателем. По данным национальной статистики, в 3-м квартале Молдова демонстрировала быстрый рост (+5,2%), но в среднем за год темп был существенно ниже, отражая слабую динамику в начале года.

В целом реальные доходы населения практически не увеличились, торговый баланс еще более ухудшился из-за роста импорта и слабого экспорта, а структурные проблемы (эмиграция, зависимость от внешних рынков и энергоимпорт) остались актуальными.

В экономическом плане продолжается колонизация Молдовы. Это выражается прежде всего в том, что поступающие в страну финансовые ресурсы в виде кредитов и грантов, инвестируются не в развитие экономики, создание предприятий, генерирующих добавочную стоимость, а в развитие потребительского спроса населения, который удовлетворяется за счет импорта промышленных товаров и сельхозпродукции в первую очередь из ЕС.  В результате кредиты, которые получает Молдова, фактически идут на развитие производства в ЕС, но возвращать эти деньги будут граждане в течение долгих лет.

Отношения центральной власти и регионов

Уходящий 2025 год стал годом окончательного перехода официального Кишинёва от политики компромиссов к политике институционального давления разными методами для Приднестровья и Гагаузии, но с одной стратегической целью – централизация и контроль. Эта линия проводилась различными методами:

– с Приднестровьем – через экономическую и энергетическую политику, что усилило изоляцию и давление на регион;

– с Гагаузией – через юридическое давление на руководство автономии, что привело к институциональному кризису в регионе.

При этом для Приднестровья участие Кишинева в энергетических предложениях не нашло отклика, энергетический кризис углубил разрыв. Политический диалог между двумя берегами Днестра практически отсутствует, несмотря на технические консультации. Ситуация остаётся стратегически напряженной и нестабильной.

В случае с Гагаузией изменение баланса сил осуществлялось через открытые уголовные дела против регионального руководства – башкана автономии Евгении Гуцул и спикера народного собрания автономии Дмитрия Константинова.  Евгения Гуцул была осуждена на 7 лет, обвинение против Дмитрия Константинова заявляет о требовании 13 лет лишения свободы.

Автономия де-факто ослабляется на фоне юридических и административных шагов центральной власти. При этом риски внутреннего конфликта сохраняются, и его развитие связано больше с политическими целями центральной власти.

Милитаризация

Уходящий год стал годом наращивания закупок различных вооружений, в том числе наступательного характера, к которым в первую очередь следует отнести израильские самоходные артиллерийские установки 155 мм ATMOS 2000. Первые такие системы уже используются Национальной армией в учениях и тренировочных стрельбах. Кроме этого, Молдова в уходящем году получила бронеавтомобили, радиолокационные средства наблюдения для контроля воздушного пространства, индивидуальную экипировку (каски, бронежилеты).

Военный бюджет вырос до уровня около 0,6-0,7% ВВП, увеличившись в абсолютном значении на 68%. Рост обеспечен за счет расходов в основном на связь, логистику, ПВО малой дальности, инфраструктуру и обучение, цифровизацию управления.

В области контроля воздушного пространства был введен в действие закупленный у Франции радар и объявлено о намерении закупки еще одного такого же устройства. Кроме того, заявлено о намерении закупить ракеты для системы ПВО.

В качестве политического сопровождения процесса милитаризации правительство утвердило Военную стратегию 2025–2035, где среди целей – постепенное повышение оборонных расходов (в публичных сообщениях фигурирует ориентир ~1% ВВП) и модернизация ключевых способностей. Главной опасностью для Молдовы, согласно принятой стратегии, объявлена Российская Федерация.

Отношения с Россией

2025 год стал периодом фактического разрыва стратегического партнёрства между двумя странами: отношения были сведены к минимальному дипломатическому уровню, а курс Кишинёва устойчиво ориентирован на ЕС в сочетании с обвинениями в «гибридном воздействии» со стороны РФ. При этом социологические и политические опросы показали, что граждане в целом не видят прямого врага в России и многих связывают с ней культурные и исторические связи, а претензии к РФ характерны исключительно для сторонников евроинтеграции.

Российская сторона, со своей стороны, периодически заявляла, что ухудшение отношений произошло «не по нашей вине» и выражала готовность искать пути диалога (например, по возобновлению авиасообщения и экономическому сотрудничеству). Однако подобная позиция не находит отклика у молдавской власти. Характерным показателем этого является многомесячный отказ Санду принять верительные грамоты у посла России в Молдове Олега Озерова.

В начале ноября новое правительство РМ одобрило законопроект о денонсации соглашения с РФ о культурных центрах, на основании которого в Кишиневе функционировал «Русский дом». Министерство культуры бездоказательно заявило, что центр фактически «использовался не как культурное учреждение, а как инструмент влияния, подрывающий суверенитет Молдовы». Парламентское большинство PAS в новом парламенте проголосовало за денонсацию соглашения. Оппозиция обоснованно назвала такие действия «политической истерикой».

Процессы, происходящие в Молдове в последние годы (и 2025 год не стал исключением), чрезвычайно напоминают то, что происходило ранее на соседней Украине. Так же, как и в соседней стране, Молдова уверенно идет по пути русофобии, отбеливания и восхваления фашистского режима Антонеску, оккупировавшего территорию страны. В Молдове открываются мемориальные кладбища румынских солдат, которые оккупировали территорию Молдовы, но при этом оккупантами власти называют советских солдат. В стране происходит резкое сужение сферы применения русского языка, под давлением находятся русская культура и культура других национальных меньшинств. Отставание от аналогичных процессов, которые происходили на Украине, составляет от 3 до 5 лет, но очевидно желание нынешней молдавской власти сократить это отставание. А это – тупик.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
72
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика