Одной из главных особенностей существующего сегодня в Республике Молдова режима, а называть действующую в стране власть было бы правильнее именно так, является абсолютное нежелание выстраивать конструктивные рабочие отношения с политическими оппонентами, а также с регионами, где преобладают политические взгляды, отличные от взглядов главы государства Майи Санду и правящей партии PAS.
Беспрецедентная ситуация практически полного отсутствия каких-либо стабильных рабочих контактов между Кишиневом и Тирасполем с момента прихода к власти Санду и партии PAS, а также резкое обострение взаимоотношений между центральной властью Молдовы и Гагаузской автономией наглядно подтверждают стремление официального Кишинева превратить Молдову в унитарное государство с ликвидацией любых представителей местной власти, оппозиционно настроенной к центральному руководству страны. И если у Кишинева на сегодняшний день нет рычагов для давления на Тирасполь за исключением экономического удушения Приднестровья, то в отношении Гагаузской автономии выбор средств гораздо обширнее.
Общая политическая линия действующего в Молдове режима в отношении Гагаузии определяется несколькими факторами.
Во-первых, само существование Гагаузской автономии может в решающий момент стать серьезным политическим препятствием для так называемой евроинтеграции Молдовы, поскольку подавляющее большинство населения Гагаузии вовсе не стремится в ЕС, а выступает за развитие связей с Российской Федерацией и ЕАЭС.
Подтверждением этого является то, что на проведенном в 2014 году властями автономии референдуме были получены следующие результаты: 98,4 % – за Таможенный союз, 97,2 % – против интеграции с ЕС, 98,9 % – за право выйти из состава Молдовы при потере ею независимости. При этом на проводившемся в 2024 году национальном референдуме по внесению в Конституцию пункта о членстве в ЕС как цели РМ 94% жителей Гагаузии проголосовали против этой инициативы.
Во-вторых, население Гагаузии практически не поддается политике тотальной румынизации, проводимой нынешней властью Молдовы, и сохраняет верность национальным традициям и Молдавской митрополии Русской православной церкви. На территории автономии нет ни одного прихода Бессарабской митрополии, подчиняющейся Румынской православной церкви.
В-третьих, результаты референдума в автономии по вопросу выхода из состава Молдовы в случае потери последней независимости, в качестве которой может рассматриваться вступление в Евросоюз, ставят под угрозу планы присоединения Молдовы к Румынии, которые продолжают оставаться актуальными для определенной, пусть и маргинальной, части политического класса страны.
Все эти обстоятельства вызывают острое недовольство у официального Кишинёва и определяют характер отношений между центральной властью и руководством автономии с того самого момента, когда Санду стала президентом в 2020 году. Отношения главы государства с предыдущим башканом Гагаузии Ириной Влах также были более чем натянутыми. Однако с момента победы в 2023 году Евгении Гуцул на выборах башкана Гагаузии эти отношения приняли характер острой конфронтации.
При этом центральной властью было развернуто открытое наступление не только на нее лично, но и на права и полномочия автономии в целом. Наиболее открытые атаки на автономию выразились в следующих действиях центральной власти:
- Апелляционный суд в Комрате, утвердивший результаты выборов, на которых победила Гуцул, под предлогом судебной реформы был переведен в город Кагул за пределы автономии. Парламент автономии – Народное собрание Гагаузии (НСГ) обращалось в парламент РМ с просьбой о безотлагательном восстановлении Комратского апелляционного суда, ссылаясь на невозможность организации региональных выборов без этого судебного органа. Обращение было направлено как в парламент, так и в администрацию президента в условиях углубляющегося институционального кризиса в автономии. По словам вице-спикера НСГ Георгия Лейчиу, упразднение Комратского апелляционного суда в рамках реформы системы судебных инстанций делает проведение выборов невозможным, поскольку Избирательный кодекс автономии предусматривает, что все апелляции должны рассматриваться именно этой инстанцией;
- представители партии PAS 1 ноября 2023 г. внесли поправку в Налоговый кодекс, предусматривавшую, что возмещение НДС должно покрываться из бюджета Гагаузии, а не из национального бюджета. Это означало расход из бюджета автономии финансовых средств в размере более 500 млн леев (2,5 млрд рублей) в год, что было серьезным финансовым ударом. Эта мера была оспорена органами автономии в Конституционном суде Молдовы. После длительного рассмотрения даже такой аффилированный президенту и партии PAS государственный орган, как Конституционный суд, был вынужден признать внесенную партией PAS поправку неконституционной, постановив, что компенсации по НДС должны осуществляться из государственного бюджета, а не из бюджета автономии.
- в условиях резкого роста тарифов на энергоресурсы, вызванного политикой центральной власти, предпочитавшей отказаться от сотрудничества с «Газпромом» и закупать природный газ на европейских биржах, руководство автономии во главе с Гуцул попыталось решить вопрос с поставками газа по цене в 2 раза ниже, чем поставляемый правительственной компанией Energocom. И такой контракт на поставку газа по цене 10 леев (через турецкую компанию и молдавскую NordGaz) был заключен. Но центральные власти не могли допустить осуществления подобного плана, который продемонстрировал бы возможность и способность властей автономии приобретать энергоресурсы по более низкой цене.
«Газ был на границе с Украиной, все договоры с нашими партнерами были подписаны. Основная причина – это то, что, если бы жители Гагаузской автономии получили бы газ по 10 лей, весь народ Молдовы взбунтовался бы. Почему Гуцул и ее команда может договориться по специальной цене за газ, а наше правительство не может?» – заявила Е. Гуцул. В итоге компания NordGaz, которая должна была поставлять в автономию дешевый газ, была лишена лицензии, а весь проект похоронен;
- еще одним начинанием, которое было «торпедировано» центральной властью Молдовы, стал социальный проект по выплате дополнительных пособий пенсионерам Гагаузии в холодный период года. Зимой 2024–2025 гг. власти автономии анонсировали ежемесячные выплаты в размере 1000 леев для пенсионеров и других социально уязвимых групп (чаще всего на оплату коммунальных счетов и энергоносителей). Такие выплаты должны были получить около 22 тысяч семей, включая пенсионеров с низкими пенсиями (ниже 3000 леев). Финансовые средства на эти выплаты были предоставлены спонсорами, но счета с денежными средствами, предназначенными для этой цели, были арестованы Налоговой инспекцией.
Несмотря на всяческие препятствия, чинимые центральной властью, за период работы Е. Гуцул на посту башкана в автономии был осуществлен целый ряд крупных инфраструктурных проектов: в селах, не знавших с советских времен, что такое асфальт, ремонтировались старые и прокладывались новые дороги, был построен крупнейший на юге детский парк развлечений «Гагаузия-лэнд», осуществлялись проекты социальной помощи. Такая активность представляла собой разительный контраст с бездействием центральной власти в социальной области. В отношении Гуцул было открыто уголовное дело по обвинению в незаконном финансировании политической партии, по которому она была осуждена на 7 лет заключения.
После этого центральные власти продолжили массированное давление на автономию и ее руководство. 23 октября 2025 г. директор Службы информации и безопасности (SIS/СИБ) Александру Мустяцэ совершил неожиданный визит в Комрат, столицу автономии. В ходе визита он посетил здание Исполнительного комитета и Народного собрания Гагаузии (НСГ), где провёл закрытую встречу с председателем Народного собрания Дмитрием Константиновым и зампредседателя исполкома Ильёй Узуном, а затем посетил отделение СИБ в Комрате и управление полиции региона.
Итогами этого визита стали отставки руководства общественного телеканала автономии GRT и председателя Народного собрания Дмитрия Константинова. Спикер НСГ подал в отставку под предлогом состояния здоровья. Правда, произошло это после того, как в суд было передано уголовное дело на Д. Константинова, по которому обвинение запросило 13 лет лишения свободы.
Судя по развитию событий, центральные власти преуспевают в том, чтобы «обезглавить» Гагаузскую автономию и на предстоящих выборах НСГ добиться избрания своих ставленников в регионе. Этому будет способствовать в том числе и новый состав ЦИК Гагаузии, подготовленный к предстоящим выборам в парламент автономии. Кроме этого, после утверждения в судах высшей инстанции приговора, вынесенного Евгении Гуцул, кишиневские власти получат шанс протащить одного из своих ставленников на пост башкана. Всё это в итоге может привести к полной формализации автономного статуса Гагаузии и установлению жесткого контроля Кишинева над этим регионом со всеми вытекающими последствиями – политическими репрессиями, ограничением гражданских свобод и национальных прав гагаузов.





