Деблокада артерий Южного Закавказья сформирует общеевразийский МТК «Север – Юг» - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 17.11.2025 |

Деблокада артерий Южного Закавказья сформирует общеевразийский МТК «Север – Юг»

Объявленное на днях разблокирование железнодорожных и автомагистралей между Арменией и Азербайджаном создаёт новые маршрутные возможности с участием всех стран Закавказья, РФ и Ирана для международного грузового транзита. Потому в повестку, с учетом дальнейшего развития внутрирегиональных и международных грузоперевозок, заблаговременно выдвигаются восстановление других действовавших и создание новых магистралей. Что, в свою очередь, сформирует расширенный транзитный ареал РФ–Закавказье–Иран–Турция с совмещением всех действующих и новых маршрутов МТК «Север – Юг», предопределяемым растущей загрузкой всего ареала МТК.

В середине сентября спецпредставители Армении и Турции Рубен Рубинян и Сердар Кылыч на встрече в Ереване договорились начать технические исследования для запуска железнодорожного сообщения Гюмри (Армения) – Карс (Турция) протяженностью примерно 200 км. Эта артерия, напомним, бездействует по решению Анкары с 1993 года, но с середины 2010-х стороны проводят консультации по восстановлению её работы и частичной модернизации. С открытием транзита между Азербайджаном и Арменией, в том числе по кратчайшему соединительному участку Иджеван (северо-восток Армении) – Газах (северо-запад Азербайджана) протяженностью примерно 50 км, линия Гюмри – Карс станет частью опять же кратчайшего ж/д коридора РФ – Азербайджан – Армения – Турция – Балканы/Восточное Средиземноморье.

Причем, по информации Эртурула Алибейолу, главы торгово-промышленной палаты Карса, уже с начала консультаций по этой артерии «в торгово-промышленную палату Карса стали звонить всё новые инвесторы и выражать желание инвестировать в проект восстановления магистрали».

Основные транзитные ж/д артерии Закавказья

По данным Мининфраструктуры Армении, стоимость ремонта армянского участка (22 км) железной дороги Гюмри–Карс в 2022-м оценивалась примерно в 17 млн долл., в 2025-м – 32 млн долл. Сообщается в этой связи, что инфраструктура данного участка пришла в запустение: шпалы прогнили, рельсы и другое оборудование заржавело, рельсовая и примыкающая территория заросла травой.

По имеющейся информации, не исключено, что модернизация всей этой артерии будет осуществляться совместно обеими сторонами. Тем более что, как заявил глава МИД Армении Арарат Мирзоян на заседании региональной консультативной платформы «3+3» в Стамбуле (октябрь 2024 г.), «введение в эксплуатацию железной дороги Гюмри–Карс, вместе с железнодорожной связью Армении и Азербайджана, обеспечит эффективное сообщение между Персидским заливом и Черным, Каспийским и Средиземным морями». Соответственно, «с Турцией ведется динамичный диалог, цель которого – установление дипломатических отношений, открытие границ и запуск коммуникаций».

Аналогичное мнение высказано президентом Турции Р. Эрдоганом в конце августа: «Расширение железнодорожных сетей между Россией, Азербайджаном, Арменией и Турцией окажет очень позитивное влияние на региональную торговлю в целом».

Плюс к тому линия Гюмри–Карс – это дополнительный маршрут к формируемому транзитному ж/д коридору Турция – порты Ирака («Путь развития»), олицетворяющему собой дополнительный, юго-западный сектор МТК «Север – Юг». Причем этот новый сектор состыкован с иранскими МТК-портами (Хорремшехр и Абадан).

Дополнительный (юго-западный) сектор МТК «Север – Юг»

Разблокирование межгосударственных и транзитных артерий в Южном Закавказье, как сообщают местные источники, продвигает к строительству новую ирано-азербайджанскую ж/д линию Парсабад–Имишли (около 70 км), позволяющую по наименьшему расстоянию вывести западный прикаспийский сектор МТК «Север – Юг» к портам юго-западного Ирана (Абадан, Хорремшехр, Бандар–Дейлам). Напомним, в сентябре 2024 года российская компания «ВТБ-проектный офис» представила проект этой ж/д линии. Маршрут рассматривается как альтернатива участку в 160 км Решт – порт Астара, поскольку его реализация постоянно задерживается. А новый проект предусматривает ж/д колею в 1520 мм – единую для РФ, Азербайджана и Ирана. По предварительной информации, сооружение такой линии с вероятным участием РФ планируется с будущего года.

Новый участок западного прикаспийского сектора МТК

Плюс к тому разблокирование упомянутых артерий формирует общеевразийскую транзитную систему в буквальном смысле с дальним прицелом. По мнению гендиректора Южно-Кавказской железной дороги Алексея Мельникова (ЮКЖД – это российское концессионное управление ж/д Армении с 2008 г.), «теперь имеется возможность организовать отправку контейнерных поездов из Китая в Армению и через Армению». Скорее всего, А. Мельников имеет в виду транзит таких поездов через Среднюю Азию – Иран – Азербайджан. Или подразумевается также давний проект, исключающий транзит через Азербайджан – строительство железной дороги Армения (Мегри) – Иран (Меренд) около 250 км.

Напомним, что этот проект, частично обновленный к началу 2010-х, не был реализован в основном из-за разногласий по его финансированию. При том, что эта артерия впрямую включит Армению в МТК, создавая тем самым его дополнительный маршрут. И вдобавок обеспечивая кратчайшую связку портов Ирана с Черноморским бассейном.

Глава совета директоров ЮКЖД Александр Мишарин еще в середине августа 2018 г. вполне предметно высказался об этом проекте: «Прокладка железной дороги из Ирана в Армению технически вполне возможна. Просто над этим нужно работать, искать инвестиции». Осуществление такого проекта, завил он, «может стать одним из итогов следующих 10 лет».

Ж/д проект Армения – Иран

Примечательно также, что именно в период разблокирования южнокавказских магистралей РЖД 12 ноября продлили на 2026 год 50-процентную скидку с тарифов на экспортные перевозки из РФ товаров черной металлургии в направлении на Азербайджан и через Азербайджан в Грузию.

 Словом, окончательное деблокирование стальных артерий в Южном Закавказье и их ответвлений позволяет сформировать обширную разветвленную систему связанных друг с другом маршрутов МТК «Север –Юг».

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
57
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика