На прошлой неделе в руководстве ЕС заявили, что собираются вмешаться в парламентские выборы в Армении, запланированные на лето 2026 года, и поддержать правящую партию Никола Пашиняна. Так, глава европейской дипломатии Кая Каллас пообещала, что Брюссель «будет помогать» Еревану «бороться с иностранным вмешательством в выборы, как в Молдавии». Правда, то, в какой цирк превратились последние молдавские выборы, на Западе замечать не принято.
По словам лидера оппозиционной армянской партии «Мать-Армения» Андраника Теваняна, европейцы выразили намерение вмешаться в грядущие выборы по просьбе главы МИД закавказской республики Арарата Мирзояна. «Арарат Мирзоян обратился к одному из чиновников Европейского союза, Каллас, с просьбой о поддержке ЕС действующей власти Армении на предстоящих парламентских выборах, подобно тому, как это было сделано в Молдове», – сообщил армянский оппозиционер.
Политик добавил, что власть считает открытые призывы к вмешательству внешних сил в избирательный процесс проявлением «суверенитета». Но когда оппоненты Пашиняна это критикуют, их обвиняют в «работе на Россию» и пытаются выставить предателями. В общем, ситуация типичнейшая для постсоветских республик, где власть взяла курс на подчинение Западу.
В Молдавии летом-осенью уходящего года разворачивались очень похожие события. Так, накануне парламентских выборов прозападный президент республики Майя Санду начала бить в набат: якобы «готовится иностранное вмешательство в выборы» и ее европейские покровители не отказали в желании «помочь» Кишиневу не допустить этого.
Взаимодействие Брюсселя с властями республики заключалось в применении незаконного административного давления на оппозицию, в фактическом выдавливании патриотических пророссийских сил из избирательного процесса, в недопуске огромного числа молдаван к голосованию и, как следствие, в фальсификациях конечных результатов выборов. Нужный результат был притянут «за уши»: 50,1% для партии Санду «Действие и солидарность» – это тот самый необходимый минимум, позволяющий проевропейским силам узурпировать власть в Молдавии.
Накануне выборов ЦИК отстранил одного из главных оппонентов Санду – партию «Сердце Молдовы», обвинив в «нарушениях в финансировании». Отстранена от участия в выборах была еще одна партия, дружественная к России – «Великая Молдова». Причиной стали подозрения в нарушении финансового законодательства. За несколько месяцев до этого не дали принять участие в избирательном процессе и оппозиционному блоку «Победа». Кроме того, в стране прекратили работу телеканалы и информационные порталы, которые служили площадкой для оппозиционных сил. Представители оппозиции и общественные активисты утверждали, что испытывают на себе давление со стороны правоохранительных структур.
Еще одним вопиющим плевком в лицо избирателей стал отказ режима Санду предоставить право проголосовать всем желающим на территории России, где проживает более 350 тысяч граждан Молдавии. На территории РФ работало всего два участка для голосования, на которых было не более 10 тысяч бюллетеней, что не дало сделать свой выбор всем желающим. В то же время по всей территории ЕС было открыто необходимое количество участков, чтобы воспользоваться конституционным правом мог каждый молдаванин.
Двойные стандарты по отношению к собственной диаспоре объясняются очень просто: проживающие в России молдаване не подвергаются постоянному влиянию прозападной пропаганды, поэтому склонны симпатизировать политическим силам, дружественным Москве. За это их вычеркнули из политической жизни собственного государства.
«Не остается сомнений в том, что ставка действующих властей именно сделана на голосование диаспоры на Западе. Это не влияние на результат даже, это подгонка техническими средствами итогов голосования», – отреагировала тогда на «цирк» Майи Санду официальный представитель МИД России Мария Захарова.
Мы не случайно столь подробно остановились на молдавских выборах, поскольку очевидно, что вмешательство ЕС в армянские выборы будет носить примерно тот же характер, что и в Молдавии. Брюссель таким образом обеспечивает официальный Ереван политической и дипломатической поддержкой и дает зеленый свет на узурпацию власти Пашиняном и его партией. До парламентской кампании осталось полгода, и за это время мы наверняка увидим много интересного в республике за Кавказскими горами – препятствия в деятельности дружественной России оппозиции, блокировку нелояльных власти информационных проектов и, возможно, ограничения для голосования многочисленной диаспоры в России. И такие «выборы» будут западными «правозащитниками» признаны самыми «честными» и «прозрачными», если авантюра удастся.
Насколько крепко взялся Запад за колонизацию Армении, можно судить и по высоким денежным «инвестициям» в Ереван. Так, в начале декабря стало известно, что Европейский союз предоставит Армении 15 млн евро для «борьбы с российским вмешательством, особенно в преддверии парламентских выборов в Армении, которые состоятся в июне 2026 года».
Ситуация настолько нелепая, что даже там, на Западе, некоторые стали называть закавказскую республику «следующей Молдавией», намекая, что Брюссель повторит там своё черное дело.
Надо сказать, что в Армении уже давно существует целая сеть прозападных медиа и НКО, которые спонсирует Фонд Сороса и ряд других европейских и американских организаций. К слову, именно благодаря этим «институтам гражданского общества», поддерживаемым Фондом Джорджа Сороса и объединённым в 2003 году в «Партнёрство ради открытого общества», Пашинян и смог занять высокую государственную должность и ввести в государственное управление более 30 сторонников фонда.
К примеру, Арсен Торосян, ранее возглавлявший организацию Фонда Сороса «Реальный мир, настоящие люди», стал министром здравоохранения, с 27 августа текущего года он – министр труда и социальных вопросов. Аревик Анапиосян, многолетний руководитель одной из организаций, получавших от Сороса гранты, в том числе $196 тыс. за 2016–2017 годы, была назначена заместителем министра образования и науки. Правда, продержалась на посту недолго. Армен Григорян, бывший координатор Transparency International по избирательным вопросам, занял пост секретаря Совета безопасности и находится в должности по сей день.
За 7 лет, в течение которых Пашинян находится у власти, количество НПО в Армении увеличилось с 4,2 тысячи до около 9,5 тысячи, при этом 85% из них финансируются США и ЕС.
Таким образом, под планируемое вмешательство Запада в парламентские выборы есть мощная база внутри закавказской республики, выпестованная годами. Речь идет о целой сети институций, которые занимаются формированием «нужного» общественного мнения, как правило антироссийского. Кроме того, прозападные силы не ограничены исключительно фигурой Пашиняна и его партией – они глубоко пустили корни во власть всех уровней, их представители занимают многие ключевые посты.
Армения важна для Запада не только из-за её уникального геополитического положения на стыке с Россией и Ираном. На территории республики расположен коридор «Север-Юг», связывающий нашу страну с Индией и другими государствами. Также там обсуждается создание Зангезурского коридора, который свяжет Турцию с Азербайджаном и дает Анкаре выход на Каспийское море, а далее в Центральную Азию. Турки не первый год посматривают на регион как на сферу своих исключительных интересов, опираются на тюркскую общность. Вкупе с Арменией, возглавляемой «соросятами» и управляемой Западом, это может существенно повлиять на расклад сил в Закавказье и стать угрозой для интересов России.
До парламентских выборов в республике остается около полугода и России следует помочь армянскому народу – в соответствии с нормами международного права – провести кампанию так, чтобы не было полного информационного и политического перевеса у Пашиняна. Армения более зависима от отношений с Россией, чем Молдавия, поэтому руководство республики будет вынуждено внимательнее прислушиваться к Москве в плане обеспечения прав и возможностей для всех участников выборов. Россия является одним из главных экономических партнеров Еревана. Обе страны входят в ЕАЭС и ОДКБ, и Ереван имеет перед данными проектами ряд обязательств. При этом республика зажата между врагами – Азербайджаном и Турцией и не имеет границы с Европой, что также сужает для ее руководства пространство для маневрирования.
Что касается Пашиняна – в случае победы его партии России будет выгодно, если он вернется к более сбалансированной и прагматичной международной политике. Партнерские связи с Россией, которая не требует от Еревана каких-либо интеграционных уступок, помогут обеспечить республике стабильное экономическое развитие.
В качестве примера такой прагматичной политики можно привести в пример соседнюю Грузию – там изначально прозападная партия «Грузинская мечта» из-за экономических выгод отказалась обострять отношения с Россией, и результат не заставил себя долго ждать: реальный рост ВВП в 2024 году там составил 9,7%. При этом США и Германия продолжают оставаться в числе крупнейших торговых партнеров Тбилиси. И им не мешает факт потепления отношений республики с Москвой, отмена ограничений на авиарейсы и в целом отказ Грузии от присоединения к антироссийскому фронту.





