Премьер Армении Никол Пашинян в ходе официального визита в Германию в середине декабря продемонстрировал своё восприятие небезызвестного «коридора Трампа» и его, как оказывается, неизбежные маршруты-ответвления. Разумеется, проходящие с помощью США через Армению. Вдобавок г-н Пашинян увлечен своего рода перспективным бартером: газопровод с основной территории Азербайджана в Нахичевань через Армению – в обмен на газ с той же территории в Турцию, далее в Европу через Армению.
«Создание транспортной сети "Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания" (Trump Route for International Peace and Prosperity – TRIPP) начнется в 2026 году», – заявил армянский премьер. Похоже, такая риторика – не только пропаганда бессрочных якобы выгод такого коридора для Армении.
«В настоящее время мы с нашими американскими коллегами ведем интенсивные переговоры об общих условиях реализации проекта развития сети TRIPP», – сообщил Пашинян, пояснив, что TRIPP Company – это армяно-американское СП, которое будет зарегистрировано в Армении. Оно получит право на развитие необходимой инфраструктуры железных и автомобильных дорог, нефте- и газопроводов, а также волоконно-оптических кабелей. «Мы перейдем к этапу реализации и строительства таких артерий уже в следующем году», – заверил Пашинян.
С учетом географии Армении и планов США в Южном Закавказье речь идет, похоже, не только о Зангезурском ж/д коридоре, что на стыке границ Армении, Ирана и Азербайджана. Ибо Пашинян поясняет, что «проект TRIPP, наряду с открытием сообщения между Арменией и Турцией, имеет все шансы стать важным компонентом Среднего коридора, обеспечивающего беспрепятственное сообщение между Европой, Южным Кавказом и Центральной Азией».
Ранее политик заявлял фактически об экстерриториальных полномочиях США в лице означенной компании, а именно: «Армяно-американская компания в рамках TRIPP будет осуществлять управление бизнесом, а не контролировать железную дорогу в 42 км на юге Армении, которая свяжет Азербайджан с Нахичеванской автономией Азербайджана». Хотя ранее Ереваном и Баку заявлялось лишь об административно-эксплуатационных полномочиях формируемой компании.

Первичный ареал TRIPP: Зангезурский ж/д коридор
По всей видимости, означенные планы нацелены на то, чтобы в Южном Закавказье, сопредельном с Ираном, который находится «в контрах» с Западом, сформировать некий сухопутный аналог контролируемого США трансокеанского Панамского канала. Выходящего, напомним, из Тихого океана в Атлантику через карибские и соседние острова с примыкающими акваториями, контролируемые США и их союзниками по НАТО (Великобританией, Францией, Нидерландами). Соответственно, если этот путь оказывает военно-политический прессинг на дружественные РФ Венесуэлу и Никарагуа, то TRIPP – на дружественный РФ Иран и, по крайней мере косвенно, на Россию. Его реализация к тому же напрямую связана с членом НАТО Турцией, имеющей на своей территории военные базы США.
Что касается транзитных нефте- или газопроводов через Армению, ее премьер, скорее всего, выдаёт желаемое за действительное, поскольку не слышно, чтобы западные компании официально планировали новые трубопроводы через Южное Закавказье. Правда, есть давние неофициальные проекты североармянских веток (из Грузии или Азербайджана) Трансанатолийского газопровода Азербайджан-Турция-Европа и нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Эти проекты были подготовлены западными компаниями к середине 1990-х, но вскоре были признаны более затратными и менее рентабельными, чем упомянутые. А трансармянские проекты рассматривались как своего рода премия за отказ Еревана от военно-политического партнерства с РФ.
Заметим в этой связи, что те проекты официально не отменены, и не исключено, что Еревану дано понять, что его более активное военно-политическое и экономическое сближение с США и ЕС предопределит восстановление этих проектов. В пользу такой версии говорит, помимо вышеупомянутых реляций Н. Пашиняна, его заявление, сделанное в середине сентября с. г.: «Армения готова покупать газ из Азербайджана, но при одном условии: если транзитный газопровод пройдет через армянскую территорию», при этом «транзит газа через Армению в Нахичевань или Турцию – такой вариант нельзя исключать». Это во-первых.
А во-вторых, еще в конце апреля 2024 г. глава Азербайджана Ильхам Алиев спрогнозировал, что «потенциально Армения также может быть получателем азербайджанского газа, особенно учитывая очень льготную цену на газ, поставляемый нами в Грузию. И с точки зрения близости, с точки зрения инфраструктуры было бы естественно иметь такого рода сотрудничество». Что же касается ареала TRIPP-коридора, И. Алиев считает, что здесь «может быть даже газопровод».
Отзвуки таких оценок оперативно прозвучали в экспертной среде Азербайджана. Так, экономист и политолог Натиг Джафарли заявил в середине октября, что «Армения примерно на 75% зависит от российского газа и на 25% от иранского. Чтобы снизить эту зависимость, Армения должна закупать не менее 300-400 млн кубометров газа у Азербайджана. Потребление Армении составляет около 1,8 млрд кубометров в год – четверть этого объёма она может закупить у Азербайджана. Азербайджанские нефтепродукты также могут быть реализованы на армянском рынке».
Словом, власти Армении с охотой вписываются в действующие и перспективные прозападные энергетические и транзитные проекты, адресованные странам Закавказья и Центральной Азии. И при этом нацеленные на обход азиатско-европейских артерий России и – попутно – Белоруссии.






