
Азербайджан завершает строительство железнодорожной ветки вдоль Аракса и границы с Ираном – Горадиз – Агбенд примерно в 130 км, которая должна стать восточным подходом к будущему расширенному Зангезурскому коридору в Турцию. Тем самым формируется – с учетом действующей с конца 2010-х ж/д магистрали Баку – Тбилиси – Карс (Азербайджан – Грузия – Турция) – комплексная транзитно-логистическая система в регионе, сориентированная на Турцию.
К настоящему времени в рамках линии Горадиз – Агбенд завершено 84% проектных и 67% строительных работ на участке протяженностью 75-106 км. Проект включает девять станций, 40 мостов и четыре тоннеля, при этом Баку полностью финансирует проект из собственных средств, по официальной информации азербайджанской стороны.
Параллельно турецкие компании строят встречное скоростное шоссе. Вдобавок с турецкой стороны реализуется проект железной дороги Карс – Дилучу в 224 км, который соединит Турцию с азербайджанской Нахичеванью в обход Армении. После завершения строительства в 2029 году годовой объем грузоперевозок здесь достигнет, по прогнозам турецкой стороны, минимум 15 млн тонн (хотя конкретная грузовая база проекта еще не определена). Турецкое руководство называет этот проект «новым мостом» между Азией и Европой. Ключевым же соединительным элементом остается здесь пролегающий по югу Армении Зангезурский коридор.
Между тем Ереван предлагает с 2021 года альтернативный маршрут, требующий реконструкции, ибо он бездействует с 1991 г. – Иджеван – Газах – Акстафа (около 80 км), по кратчайшему маршруту стыкующий северо-запад Азербайджана и северо-восток Армении и выходящий в северо-западной Армении на Турцию (через Гюмри).
Восстановление же регулярного ж/д сообщения Армения – Турция, закрытого Анкарой еще с 1993-го, планируется в первом полугодии 2026 г., но такой срок едва ли устраивает Азербайджан. Да и заинтересованы Баку с Анкарой, прежде всего, в прямом ж/д сообщении Азербайджана и Турции.
Расширенный Зангезурский железнодорожный коридор и соседние трансрегиональные ж/д артерии
В этой связи турецко-азербайджанский ж/д коридор нацелен на то, чтобы, подчеркнем, сформировать сориентированную на Турцию транзитно-логистическую систему, состыкованную с действующей со второй половины 2010-х стальной магистралью Турция – Грузия – Азербайджан (Карс – Ахалкалаки – Тбилиси-Баку). Все это в совокупности нацелено в дальнейшем на «транстурецкий» транзит в Европу и из Европы.
Плюс к тому в профильных зарубежных СМИ появляются сообщения, что артерия Азербайджан – Турция повысит конкурентоспособность комплексного коридора в Европу и из Европы через Турцию – Закавказье. Это привлечет туда же грузы из стран/в страны Центральной Азии, а способствует тому, по крайней мере косвенно, обмеление Каспийского моря. Что, естественно, затрудняет реализацию большинства транскаспийских транзитных проектов, инициируемых коллективным Западом.
Основная же связка ЦА с Азербайджаном – издавна действующий паромный транскаспийский комплекс порт Баку – порт Туркменбаши: в этой, то есть центральной части Каспия обмеление пока не наблюдается. По имеющейся информации, в ближайшие годы возможно создание новых паромных маршрутов между портами Азербайджана южнее Баку и портами Туркменистана.
Что касается позиции Еревана, поясним: западная часть азербайджанско-турецкого маршрута проходит, скажем так, через первичный Зангезурский коридор: это 45 км железной дороги на юге Армении вдоль реки Аракс и границы с Ираном. Армянская сторона требует подтверждений, что её суверенитет на этом участке сохранится. Впрочем, напомним, что этот коридор недавно объявлен в Вашингтоне «Маршрутом Трампа для международного мира и процветания». Причем со сдачей данного участка ни много ни мало в 99-летнюю эксплуатационную аренду некоей группе американских компаний.
Опасения Армении обусловлены и ретроспективой, а именно: тот же участок (и даже примыкающие от него ответвления в Армянской ССР) изначально управлялся железнодорожными властями Азербайджанской ССР. А этот участок – центральная часть «Закавказского Транссиба» – магистрали Ереван – Нахичевань –Джульфа (выход в Иран) – Мегри – Горадиз – Алят – Баку свыше 550 км, действующей с 1942-43 гг. и полностью управлявшейся Азербайджаном.
Южноармянский (Зангезурский) ж/д коридор
Между тем запланированное присутствие США на южноармянском ж/д участке – это присутствие вдоль границы с Ираном, что фактически создаёт для Тегерана конфронтационный контур и с севера. Соответственно, его позиция резко негативная. «...Разве Южный Кавказ – это ничейная территория, чтобы Трамп мог ее арендовать? Кавказ – одна из самых политически чувствительных географических точек мира, и этот коридор станет не транзитным путем «в собственности Трампа», а, скорее, кладбищем для его наемников», – заявил Али Акбар Велаяти, советник верховного лидера Исламской революции. Также он «уверен, что Россия стратегически против этого коридора, но Иран и самостоятельно намерен защищать безопасность Южного Кавказа».
Иран предлагает свой вариант транзитной ж/д связки Азербайджана с Турцией, но это вариант не вызывает практического и тем более политического интереса в Баку или Анкаре.
В целом складывается впечатление, что тот же «Маршрут Трампа для международного мира и процветания» и форсированное создание прямой ж/д связки между Азербайджаном и Турцией – это составные звенья совместной стратегии Вашингтона и Анкары по усилению своего присутствия в южном Закавказье и, соответственно, подчинению Армении своим интересам. Потому вполне объективна оценка означенных проектов Антоном Чаблиным, директором аналитического центра «Акценты»: «США сделали ставку на Турцию и Азербайджан в ущерб Армении и Ирану». Причем мнение эксперта совпадает с упомянутой выше позицией А. Велаяти: «Возможное долгосрочное присутствие США в этом стратегическом регионе вызвало резкое неприятие со стороны России и Ирана».