Ушедший год оказался богатым на политические события в Республике Армения как внутри страны, так и в её международных отношениях. С одной стороны, завершен многолетний конфликт с Азербайджаном, пусть и на пораженческих для Еревана условиях, с другой – в политической жизни страны произошел сильнейший кризис, который повлек за собой не только общественную поляризацию, но и раскол власти с церковью.
Касательно международной арены премьер-министр Никол Пашинян, который долгие годы строил так называемую многовекторность, сделал выбор в пользу Запада. И Евросоюз в «знак благодарности» готовится вмешаться в грядущие в Армении парламентские выборы… Но обо всем по порядку.
Армения – це Европа?
В первой половине весны ушедшего года Ереван юридически закрепил стремление вступить в Европейский союз. В конце марта парламент республики одобрил законопроект «О начале процесса вступления Республики Армения в Европейский союз». В начале апреля его подписал президент Ваагн Хачатурян, и с этого момента Ереван официально взял курс на интеграцию с Западом, что с учетом международной обстановки неизбежно означает отдаление от России и ЕАЭС.
Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков тогда подчеркнул, что невозможно усидеть на двух стульях и Еревану придется выбирать между ЕС и ЕАЭС. «Здесь одно таможенное пространство, здесь одна зона свободного перемещения товаров, услуг, людей, капиталов, там – другая, там другие нормы», – заявил Д. Песков.
Н. Пашинян уклончиво отметил, что вступить в Европейский союз будет возможно после проведения референдума. Любопытно, что сам Пашинян, возглавляющий республику с 2018 года, до настоящего времени реализует пресловутую многовекторность, которая характерна для многих республик бывшего СССР. С одной стороны, Ереван не покидает совместные с Россией интеграционные проекты, в первую очередь ЕАЭС (членство в ОДКБ «заморожено»), с другой – сближается с Западом.
Поводом для выбора западного вектора развития, судя по всему, стала обида Пашиняна на ОДКБ. Армянский лидер рассчитывал, что организация вступит в конфликт республики с Азербайджаном на стороне Еревана. Однако война не проходила на территории Армении – только в Нагорном Карабахе. Российский лидер Владимир Путин пояснил, что Нагорный Карабах по международному праву всегда был частью Азербайджана, поэтому ОДКБ вмешиваться не могла: на саму Армению никто не покушался. Показательно, что сам Пашинян официально признал суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом. Так почему же ОДКБ должна была вмешиваться?
Курс Армении на сближение с Евросоюзом становится все более явственным, при том что путь к интеграции будет крайне долгим. Пока же Россия остается главным экономическим партнером Армении. Тем не менее прозападный вектор Еревана сам по себе несет для России риски уже сегодня. В интересах Москвы, да и самого Еревана, чтобы Армения оставалась дружественным партнером, а не повторила бы судьбу Молдавии или Украины.
Пашинян пошел в атаку на церковь
Прошедший год отметился новым витком в противостоянии Никола Пашиняна с Армянской апостольской церковью (ААЦ), которая главенствует в республике по числу прихожан.
Началось все еще пять лет назад, когда после поражения во второй карабахской войне католикос всех армян Гарегин II призвал премьера уйти в отставку. Так глава ААЦ стал политическим оппонентом Пашиняна.
В 2025 году конфликт возобновился с новой силой и приобрел неведомые доселе масштабы – дошло до затяжного политического кризиса и массовых арестов оппонентов власти.
Так, 29 мая Пашинян упрекнул руководство церкви, заявив, что многие храмы в Армении используются как склады, забиты мусором и забыты. На следующий день его жена Анна Акопян присоединилась к критике, назвав католикоса Гарегина II «главным духовным мафиози» страны, а его сторонников – «чернорясными маньяками».
Ответом со стороны руководства Армянской апостольской церкви стал укор в адрес премьера в проведении «постыдной кампании» против церкви. Эчмиадзин призвал государственные органы «остановить незаконную и недальновидную политику». Но Пашинян усилили нападки, 9 июня выдвинув обвинения против главы ААЦ в нарушении целибата и потребовав его отставки.
17 июня в защиту церкви выступил бизнесмен-миллиардер Самвел Карапетян, глава группы компаний «Ташир». В тот же день прошли обыски в его доме, а на следующий день его обвинили в «публичных призывах к захвату власти» и арестовали. Позднее к делу присоединили материалы об «экономических преступлениях». Лишь перед самым новым годом суд освободил Карапетяна из СИЗО и перевел под домашний арест.
Новый этап противоборства с ААЦ наступил 24 июня, когда Пашинян опубликовал информацию о якобы готовящемся захвате власти и назвал это «попыткой переворота мошенников». На следующий день Следственный комитет Армении обвинил лидера движения «Священная борьба» архиепископа Баграта и его последователей в подготовке терактов, после чего последовали задержания и обыски среди членов организации. Руководство ААЦ выразило свою обеспокоенность и снова обвинило власти в антицерковной риторике.
В Ереване оппозиция провела митинг с осуждением репрессивных действий власти, в том числе против духовных лиц республики. С течением времени конфликт вызвал обеспокоенность у других ветвей ААЦ. Представитель Киликийского католикосата архиепископ Шахан Саркисян встретился с Пашиняном и попытался наладить «институциональные мосты» между светской и духовной властями. Компромисс не был достигнут, однако это оставило острую фазу кризиса позади.
Почему Пашинян пошел в атаку на церковь именно в конце весны? На это могло повлиять предыдущее событие этого обзора – принятие закона о евроинтеграции. Получив одобрительные отзывы Запада, армянский премьер почувствовал укрепление своего положения в стране и «покровительство» со стороны Брюсселя. При том что ААЦ – это консервативный и патриотический институт, которому чужды современные «европейские ценности». В некоторых странах Западной Европы демонстрация христианских символов и вовсе считается проявлением «нетолерантности».
В этом смысле конфликт приобретает не только политический, но и ценностный оттенок. И чем больше Ереван будет сближаться с Западом, тем более активными будут нападки на церковь со стороны политических элит.
Мир с Азербайджаном: вечный или «похабный»?
8 августа в Вашингтоне Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев при посредничестве американского лидера Дональда Трампа подписали долгожданный мирный договор. Для истории Закавказья это событие стало одним из главных не только ушедшего года, но и всей постсоветской эпохи.
К такому решению подтолкнули события 2023 года. В ходе быстрой азербайджанской военной операции, продолжавшейся всего два дня, самопровозглашённая Нагорно-Карабахская республика прекратила своё существование. Более 100 тысяч этнических армян покинули регион, который полностью перешёл под контроль Азербайджана. Многолетняя война фактически закончилась поражением Армении и лично Пашиняна. Оставалось только закрепить положение дел юридически и как-то сосуществовать Еревану и Баку дальше.
В течение последующего года стороны согласовали 17 пунктов соглашения, среди которых особенно трудными были два: отказ от предъявления исков в международных судах и запрет на размещение иностранных войск на границе. Однако многие вопросы все еще оставались нерешенными.
В марте 2025 года был достигнут важный прорыв: появился окончательно согласованный текст мирного договора. В рамках документа обе стороны договорились о том, чтобы отказаться от территориальных претензий, не прибегать к силовым методам, направленным на нарушение территориальной целостности друг друга, установить дипломатические отношения и создать двустороннюю комиссию для контроля над выполнением условий мирного соглашения. Последним штрихом стало подписание документа в Вашингтоне в присутствии Дональда Трампа.
Подписание договора на невыгодных условиях вызвали волну критики Пашиняна. Патриотические силы обвиняли его правительство в национальном унижении и сдаче национальных интересов. Тем не менее документ стал для Еревана логичным финалом череды военных поражений. Кроме того, к его подписанию мог подтолкнуть опять-таки западный внешнеполитический вектор республики – к НАТО и ЕС практически невозможно присоединиться, имея неразрешенные территориальные конфликты.
Танки НАТО на армянской земле
Прошедший год отметился усилением взаимодействия Армении и Запада в военной сфере. Так, Армения участвовала в учениях НАТО Agile Spirit-2025 в Грузии в качестве наблюдателя, а также провела совместные с США учения Eagle Partner 2025 в августе.
Особенно обращают на себя внимания маневры Eagle Partner 2025, потому что они прошли на территории республики. Мероприятия начались 12 августа. В них приняла участие армия Армении, а также Сухопутные войска США в Европе и Африке. Кроме того, в республику прилетели участники Национальной гвардии штата Канзас. По официальным данным, в рамках учений активно отрабатывались миротворческие задачи, в том числе процедуры медицинской эвакуации. Церемония закрытия состоялась 20 августа.
Выбранный в Ереване западный вектор развития не ограничивается лишь целью вступить в Евросоюз. Руководство республики фактически игнорирует ОДКБ, несмотря на сохранение своего членства в организации, при этом активно наращивает связи с другим военным блоком – НАТО.
К слову, совместные военные учения с американцами – не единственное мероприятие. В сентябре республику посетил председатель Парламентской ассамблеи НАТО Маркос Перестреллу.
Выборы в парламент отданы на откуп ЕС
«Вишенкой на торте» в западном крене официального Еревана стало вопиющее заявление главы европейской дипломатии Каи Каллас в конце прошлого года. Она заявила, что ЕС собирается «помочь» Армении провести парламентские выборы 2026 года, чтобы не допустить «иностранное влияние». На примере аналогичной европейской «помощи» для Молдавии ясно, что подобное участие Брюсселя в избирательных кампаниях означает полный контроль над процессом, собственное вмешательство, которое «иностранным» почему-то не считается, и давление на дружественных России политиков.
По словам лидера оппозиционной армянской партии «Мать-Армения» Андраника Теваняна, европейцы выразили намерение вмешаться в грядущие выборы по просьбе главы МИД закавказской республики А. Мирзояна. «Арарат Мирзоян обратился к одному из чиновников Европейского союза, Каллас, с просьбой о поддержке ЕС действующей власти Армении на предстоящих парламентских выборах, подобно тому, как это было сделано в Молдове», – сообщил армянский оппозиционер. А молдавский опыт подсказывает, что из-за западного вмешательства результаты выборов будут наверняка сфальсифицированы.
* * *
Главные события в политической жизни Армении в 2025 году дают понять, что Запад, получив сигнал из Еревана о готовности сближаться, активно взял республику «в оборот». Брюссель с энтузиазмом откликнулся на европейские устремления Армении и по-хозяйски готовится проконтролировать в 2026 году избирательный процесс в республике. НАТО также активно откликается на нынешнюю внешнюю политику Еревана.
Так что наиболее вероятным для 2026 года видится сценарий, заключающийся в том, что сближение Армении и Запада ускорится по сравнению с прошлым годом.





