
Следственный комитет Армении возбудил уголовное дело, в котором фигурирует Католикос всех армян Гарегин II. Поводом стала публикация записи телефонного разговора архиепископа Натана Ованнисяна и бывшего иерея Агана Ернджакяна, сделанная в октябре 2023 года. В разговоре Ернджакян утверждает, что духовный лидер Армении принуждал его и мать участвовать в акциях протеста против премьер-министра Никола Пашиняна.
Уголовное дело возбуждено по части 3 статьи 236 УК Армении «воспрепятствование или принуждение к проведению либо участию в собрании, а также материальное стимулирование участия или отказа от участия в собрании с использованием властных или служебных полномочий либо обусловленного ими влияния».
Армянская апостольская церковь назвала происходящее составной частью антицерковной кампании, развернутой властями.
Официальных обвинений Гарегину II пока не предъявлено, однако очевидно, что для них уже создана почва, и произойти это может в любой момент. Уже в конце весны, когда резко обострился конфликт власти и ААЦ, стало ясно, что давление на церковь может перерасти в преследование ее главы.
Напомню, в конце мая Н. Пашинян обрушился на церковь с резкой критикой, назвав ее «чуланом». Прихожане ищут духовную пищу, заявил он, но видят какой-то хлам. Везде мешки с цементом, куски ржавой арматуры, старые бетонные плиты, чужая одежда, обувь и даже кровати. На следующий день с критикой в адрес ААЦ выступила и жена премьера Анна Акопян. Она назвала Гарегина II «главным духовным мафиози страны», а его сторонников из духовенства – «чернорясыми маньяками».
В ответ руководство ААЦ обвинило премьер-министра в «постыдной кампании» против церкви и призвало «компетентные госорганы пресечь эту незаконную и недальновидную политику».
Разумеется, состоянием церковных помещений Пашинян не ограничился, «озаботившись» моральным обликом католикоса, которого он обвинил в нарушении целибата и призвал уйти в отставку. Позднее Пашинян призвал принять упрощенный устав ААЦ в целях изменения механизма избрания католикоса с участием государства и проверкой претендентов на «добропорядочность». Проще говоря, предложил лишить церковь самоуправления и, по сути, подчинить ее государству. А ведь он сам постоянно критиковал церковь за попытки заниматься политикой.
Конфликт премьера и католикоса завязался не вчера. Он начался еще в конце 2020 года, когда Гарегин II призвал Пашиняна уйти в отставку после поражения во второй Карабахской войне. На протяжении всех последующих лет ААЦ критиковала действия правительства по фактической сдаче суверенитета и ухудшению отношений с Россией.
В 2024-м, когда власти Армении пошли на передачу Азербайджану четырех спорных сел в Тавушской области, на политическом небосклоне возникло движение «Тавуш во имя родины», позднее переименованное в «Священную борьбу». У его руля встал глава Тавушской епархии архиепископ Баграт (Вазген Галстанян), который устроил марш на Ереван, требуя от Пашиняна оставить занимаемый пост. Несмотря на весь внешний пафос, протестующие не добились ничего реального, движение массовым так и не стало, в какую-либо серьезную политическую силу не трансформировалось. Однако это был звоночек, который власти не могли не услышать.
Долгое время правящей партии удавалось оставаться у власти, неизменно выигрывая выборы, несмотря на резкую критику ее курса значительной частью общества и заметное снижение рейтингов – исключительно благодаря антирейтингам оппозиции, представляемой «старыми» политиками, которых большинство армян уже не воспринимает в качестве достойных претендентов на управление государством. Рано или поздно это должно было прекратиться – с появлением новой политической силы, не отягощенной кризисом недоверия избирателей.
Угроза пришла не со стороны политической партии, а со стороны церкви, которая является для многих граждан страны абсолютным авторитетом, не запятнанным политическими ошибками и просчетами.
Разумеется, церковь, как институт, политической силой стать не может. Пашинян, явно лукавя, предложил иерархам, если они хотят заниматься политикой, создать партию, прекрасно понимая, что те на это не пойдут, ибо в таком случае им придется отказаться от сана, который несовместим с политической деятельностью. Тем не менее церковь может стать аккумулятором протестной энергии, точкой сборки будущей политсилы, не обязательно состоящей из священников.
Серьезную опасность власти углядели в миллиардере Самвеле Карапетяне, главе холдинга «Ташир», занимающем 44-е место в рейтинге российских миллиардеров Forbes. Пришедший к успеху в бизнесе, но ранее не занимавшийся политикой, он мог привлечь симпатии многих. К тому же Карапетян стал остро критиковать власти за преследование церкви, что добавляло ему авторитета у населения. А для власти противостояние с ним, гражданином РФ, укладывалось в логику «освобождения Армении от кремлевского влияния».
17 июня Карапетян был арестован. Это было только начало репрессий. Через неделю после этого провластный портал Civic опубликовал «Стратегию переворота», подготовленную, по его данным, оппозицией. В документе фигурируют С. Карапетян, «дочка» РЖД и «Газпром Армения». Пашинян в связи с этим заявил о «неудавшемся государственном перевороте мошенников», в котором он явно хотел увидеть «российский след».
На следующий день СК Армении обвинил лидера движения «Священная борьба» архиепископа Баграта и его сторонников в подготовке терактов. 26 июня было заведено дело на главу Ширакской епархии ААЦ архиепископа Микаэла Аджапахяна. Попытки задержать его привели к столкновениям полиции с протестующими, в итоге Аджапахян сам сдался властям и был арестован.
После некоторого затишья пошла новая волна репрессий против церкви. 15 октября в Арагацотнской епархии были задержаны 11 священников, включая епископа Мкртича Прошяна. На следующий день там же был арестован глава епархиальной канцелярии Гарегин Арсенян.
По словам эксперта по конституционному праву и правозащитницы Гоар Мелоян, представленные Следственным комитетом после обысков в Арагацотнской епархии «вещественные доказательства» являются абсурдными и не выдерживают критики. Она также подчеркнула, что действия силовиков против епископа Мкртича Прошяна и других священнослужителей следует рассматривать в контексте системного давления власти на ААЦ, при котором Н. Пашинян превратил религиозный институт в критическую мишень.
Сам премьер гонения на церковь решительно отрицает. «С моей стороны нет нападок на Армянскую апостольскую церковь. И в бумагах церкви не написано, что человек, занимающий должность католикоса, или епископы и церковь идентичны», – заявил Пашинян. В этих словах можно усмотреть намек на то, что руки для преследования главы ААЦ у премьера полностью развязаны. Впору ждать уголовного дела против Гарегина II.
Сам католикос во время литургии в Кафедральном соборе Эчмиадзина 19 октября, обращаясь к верующим, заявил, что Армянская апостольская церковь остается непоколебимой, несмотря на аресты священнослужителей и сфабрикованные уголовные дела. Он высоко оценил стойкость паствы в этот сложный период и подтвердил, что церковь продолжит выполнять свою духовную миссию с прежней преданностью, стоя на страже интересов Армении и армянского народа.
Чем закончится это противостояние, пока трудно предсказать. Ясно одно: в преддверии парламентских выборов стремительно теряющая доверие партия власти во главе с Пашиняном пытается полностью вытоптать политическую «поляну», исключив саму возможность появления конкурирующей силы. Однако на практике подобные методы часто приводят к противоположным результатам.
* * *
По воле властей ситуация стремится к всё большей эскалации. Как заявил Н. Пашинян, выступая вчера в парламенте в ходе «правительственного часа», Католикос всех армян Гарегин II лишен сана и захватил патриарший престол.
«Ктрич Нерсисян (мирское имя католикоса. – Ред.) лишен сана, поскольку нарушил обет безбрачия. Я, как верующий последователь Армянской апостольской церкви, с этой трибуны объявляю: Ктрич Нерсисян давно лишен сана и не является представителем духовенства. Он – человек, который захватил патриарший престол вместе с такими же, как он».
По его словам, католикос «должен объяснить общественности, почему у него есть жена и дети». При этом премьер заявил, что брат католикоса – глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ архиепископ Езрас «является агентом КГБ».
«Я положу свою жизнь, чтобы освободить от них нашу святость, нашу церковь», – с пафосом заявил Пашинян.