
Армения с 1 ноября уберет изображение горы Арарат со штампов пересечения границы, соответствующее решение приняло правительство. Между тем Арарат считается национальным символом Армении. Эта гора изображена на гербе страны, знаменитый на весь бывший СССР коньяк носит название в честь нее, этим именем назван футбольный клуб, да многое чего. Однако священная для армян гора по Московскому договору 1921 года отошла Турции, что для армян до сих пор является исторической травмой.
В Турции всегда возмущались тому, что в Армении «их гору» изображают везде, где только можно. Есть такая полулегенда – полуанекдот, что однажды турки спросили Сталина: «Почему на гербе Армении изображена гора Арарат, ведь она не находится на территории Армении»? Сталин ответил: «На гербе Турции изображен полумесяц. Но ведь Луна не находится в Турции»…
Очевидно, что решение убрать Арарат со штампов – реверанс в сторону Анкары. Логично, если и с герба уберут. И это не фантазии автора. О том, что армянские власти могут убрать изображение горы Арарат с герба страны, сообщил бывший посол Армении по особым поручениям Эдмон Марукян.
По его словам, эта инициатива правительства не имеет ничего общего с нормализацией отношений с Турцией. По мнению Марукяна, это хотят сделать «для трансформации армянской идентичности». «Я настаиваю, что такого условия нет. Пусть покажут документ, который обязывает Армению убрать гору Арарат со всех государственных символов ради открытия границы», – сказал он.
Премьер Никол Пашинян опроверг утверждения, что ликвидация изображения Арарата со штампов является требованием Турции. Он утверждает, что это было сделано для того, чтобы «поставить Армению на правильную аэродинамику и укрепить государственность страны». А как заявил секретарь парламентской фракции правящей партии «Гражданский договор» Артур Ованнисян, никакое действие Армении не должно посылать соседним странам опасных сигналов.
Что ж, исходя из этой логики, нужно выполнить требования Баку об изменении Конституции, где упоминается единство с Карабахом, еще одним символом Армении. Азербайджан этого давно добивается, но армянские власти пока «забалтывают» вопрос. Впрочем, де-факто и де-юре Ереван давно оформил отказ от Карабаха, более того, власти постоянно подчеркивают, что это был лишь груз, который сковывал Армению по рукам и ногам, мешая нормализации с соседями. Буквально этим летом Пашинян заявил, что Армения, сдав Азербайджану Карабах в 2022 году, обрела суверенитет. «Много говорят о том, что мы потеряли Нагорный Карабах. Естественно, я много думал об этом вопросе. И ответ здесь такой: мы не потеряли Нагорный Карабах, а обрели Республику Армения», – поделился Пашинян.
Ранее он так же говорил, что «Карабахское движение» не должно продолжаться, поскольку оно является препятствием на пути формирования армянской государственности.
Что ж, это вторая болезненная для армян тема. Есть и третья – геноцид. И тут власти тоже пошли на сдачу позиций. В конце августа Н. Пашинян намекнул, что международное признание геноцида армян ничего не дает Армении, поскольку тема геноцида становится «геополитической разменной монетой».
Нет, конечно, до отрицания геноцида армянские власти пока не докатились, за это статья положена, согласно УК. Впрочем, это не гарантия на будущее. Совсем недавно правящая партия Армении отклонила законопроект, представленный парламентской оппозицией, в котором предлагалось ужесточить уголовное наказание за отрицание геноцида армян. Готовят почву?
Еще раз повторю: Арарат, Карабах, геноцид – это для армян священные символы, без которых невозможна их идентичность, но как раз их Пашинян и К° планомерно затирают. В этом ряду – и давление на церковь, и преследование ее лидеров. По мнению политолога Сурена Суренянца, власти объявили войну политической и цивилизационной идентичности Армении. «Понимаете, сейчас государство лишается своего содержания. Сегодня мы теряем это. Нынешняя власть приближается к новому избирательному циклу, объявляя войну политической и цивилизационной идентичности Армении. Все достижения пересматриваются. Наше общество должно идти на выборы, сознавая это. Но опять-таки повторюсь – я вижу шанс, что посредством выборов победит Республика Армения», – убеждён он.
Недавно Суренянц также раскритиковал новую предвыборную программу правящей партии, которая, по его словам, больше напоминает «застольный тост» без конкретных цифр и реализуемых целей из-за отсутствия четких ориентиров и расплывчатых формулировок. Эксперт подверг критике ключевой тезис программы – «Мир – гарантия безопасности», отметив, что для такой страны, как Армения, гораздо более важной гарантией безопасности является участие в какой-либо системе безопасности, о которой в документе не упоминается.
Согласимся с экспертом, точку зрения которого разделяют многие его коллеги и действующие политики. Армении нет никакого смысла отказываться от членства в той же ОДКБ. Однако Ереван, «заморозив» своё участие в организации, давно заигрывает с НАТО, проводя совместные учения, подписывая всякие соглашения о взаимодействии в различных сферах.
Стоит упомянуть о том, что Ереван и Вашингтон еще в начале года подписали договор о стратегическом партнерстве, который фактически передает США контроль над армянской энергетикой. А в августе в ходе трёхсторонней встречи в Вашингтоне Н. Пашинян и президент Азербайджана И. Алиев подписали совместную декларацию с президентом США Д. Трампом, которая в нарушении трехстороннего (РФ–Армения–Азербайджан) заявления от ноября 2020 года фактически отдает США контроль над Зангезурским коридором, который теперь называется не иначе, как «маршрут Трампа».
Кстати, в том же месяце по итогам встречи замглавы МИД республики Ваана Костаняна с британским госминистром по делам Европы, Северной Америки и заморских территорий Стивеном Даути было объявлено, что Армения и Великобритания намерены довести двусторонние отношения до уровня стратегического партнерства. А на днях в Париже прошли политические консультации между представителями МИД двух стран, в ходе которых обсуждалось, как Армения и Франция также подпишут документ о стратегическом партнерстве.
Вот вам и ориентиры, и участие в «системе безопасности».
И, конечно, партнерство с Турцией. В начале сентября вице-спикер парламента Армении Рубен Рубинян заявил, что власти готовы открыть границы с Турцией, а также установить дипломатические отношения. И Турция, надо понимать, – за.
Что же в сухом остатке? Осталось убрать Карабах из Конституции, Арарат – с герба, свернуть деятельность по лоббированию признания геноцида, открыть маршрут Трампа, и задача – напомним слова Пашиняна – «поставить Армению на правильную аэродинамику и укрепить государственность страны» – будет решена. Сформируется «реальная Армения» – именно так называется концепция, продвигаемая Пашиняном.
Смысл ее в том, что страна 30 лет жила в изоляции, но стоит только помириться с соседями, открыть границы – и сразу наступит всеобщее благоденствие. Нечто подобное в свое время мы видели в Сербии, которая, проиграв войны за территорию, отреклась от своих лидеров, выдав их на Гаагское судилище. Ничем хорошим для нее это не закончилось, страну сотрясают политические кризисы, она «намертво застряла» между Востоком и Западом, так и не став «мостом» между ними.
Впрочем, у сербов куда более серьезные политические и экономические позиции, чем у армян. Последние, заискивая перед бывшими (да и бывшими ли?) врагами, рискуют потерять уже не часть, а всю территорию и полностью лишиться суверенитета. При этом от покровительства Росси, которая веками защищала армянский народ, Ереван сознательно отказывается.
Понимают ли армянские избиратели, чем все это может закончиться, станет ясно по итогам парламентских выборов, намеченных на июнь 2026 года. Оппозиция тоже к ним готовится: на днях фракция «Честь имею» подготовила проект заявления парламента Армении о выражении недоверия премьер-министру, обвинив его в том, что его политика имела катастрофические последствия для национальной безопасности, государственного суверенитета, демократии, всех сфер социально-экономической и национальной жизни, создав серьезнейшие проблемы и поставив под угрозу будущее страны. Надо понимать, что в нынешнем составе парламента у оппозиции никак не хватит голосов для импичмента, однако тут прицел на будущее, это уже начало избирательной кампании.
Другой вопрос, поможет ли это армянской оппозиции, чей антирейтинг остается высоким и играет в пользу власти? В любом случае эти выборы могут стать важнейшими в новейшей истории Армении – на них будет решаться принципиальный вопрос: быть или не быть стране.