
8 августа в Вашингтоне президент США Дональд Трамп, президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян подписали трёхстороннюю Декларацию о мирном урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. Данный документ предусматривает нормализацию армяно-азербайджанских отношений, в т. ч. налаживание дипломатических связей и развитие отношений с Вашингтоном в сфере торговли и энергетики вплоть до участия Вашингтона в развитии Зангезурского коридора (соединяет Азербайджан с его эксклавом – Нахичеванской автономией).
Через несколько дней после этого замруководителя департамента информации и печати МИД России Алексей Фадеев напомнил об актуальности трёхсторонних договоренностей РФ, Армении и Азербайджана 2020-2022 гг.: «...они актуальны, потому что ни одна из сторон из них не выходила. Готовы в дальнейшем оказывать партнерам содействие по всем направлениям армяно-азербайджанской нормализации. Это тоже неоднократно заявлялось и руководством министерства, и руководством страны... Как мы уже отмечали, подключение в данном случае вне региональных сил на Южном Кавказе должно продвигать мирную повестку, а не создавать новых проблем и новых разделительных линий. Также мы указывали, что необходимо считаться с теми факторами, как членство Армении в ЕАЭС и присутствие российских пограничников в Сюникской области. Их следует учитывать при проработке и принятии решений по разблокированию транспортных коммуникаций в регионе».
Ранее глава МИД России Сергей Лавров указал на особое внимание, которое российская сторона уделяет региональной стабильности: «Региональная безопасность занимает значительное место в наших действиях на направлении Южного Кавказа. Готовы оказывать необходимое содействие нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном по всем трекам в развитие тех трехсторонних договоренностей, достигнутых в 2020-2022 гг. руководителями трех стран. Считаем, что эти договоренности по-прежнему актуальны, особенно в свете текущей обстановки в регионе».
С учетом этой неоднократно подтвержденной Москвой позиции сторонам конфликта – Еревану и Баку, если они действительно нацелены на укрепление стабильности в регионе и нормализацию взаимных отношений, целесообразно искать площадку для этого не за океаном, а действовать на основе трехсторонних договоренностей 2020-2022 гг., разблокировать транспортные коммуникации и предпринять шаги по делимитации армяно-азербайджанской границы.
Нет секрета в том, зачем Еревану и Баку понадобилось после подписания трёхстороннего соглашения с участием России как посредника в урегулировании подписывать другое трёхстороннее соглашение, но уже с США. Приглашая американцев к участию в региональной политике, Ереван и Баку надеются опереться на них для противовеса России. России, которая на протяжении даже не десятилетий, а нескольких веков была гарантом мира и стабильности в Закавказье.
Вариант привлечения США в роли некоего третейского судьи устраивает как Турцию, так и других внерегиональных союзников Вашингтона по НАТО, например Румынию. Согласно принятому Пентагоном в 2022 г. Акту о безопасности в Чёрном море (Black Sea Security Act), Чёрное море – зона повышенного внимания для США. Через него и далее через Закавказье лежит для Запада путь к импорту энергоносителей из Средней Азии в Европу. Но для этого им надо вытеснить Россию из Закавказья и Чёрного моря и усилить транзитные мощности румынской нефтеперерабатывающей промышленности. Свою долю энергоресурсов получит и Турция.
Однако Еревану и Баку следует отдавать себе отчет в том, что агрессивное выталкивание из региона России, чьё присутствие здесь насчитывает не один век, спровоцирует разрушение устоявшегося баланса сил и нанесёт ущерб региональной безопасности. Совершенно очевидно, что напористая геополитическая разбалансировка Закавказья вследствие заигрывания Армении и Азербайджана с Вашингтоном – не лучший способ оставить в прошлом тридцатипятилетний армяно-азербайджанский конфликт.
Для нормализации обстановки в Закавказье необходимо, наоборот, учитывать интересы всех региональных игроков. Сделать это возможно только при наступлении прочного мира между Арменией и Азербайджаном, предпосылкой которого должна стать делимитация границы, её официальное признание Ереваном и Баку во избежание в будущем территориальных поводов для возобновления боевых действий и развитие экономического сотрудничества. Договор же Армении и Азербайджана при посредничестве США предусматривает запуск товарных потоков через Закавказье в обход России и Ирана, т. е. ставка делается не на экономическую интеграцию, а на дезинтеграцию региона с целью ослабления тех, для кого (Россия и Иран) присутствие здесь – не прихоть, а вопрос безопасности.
Дело не только в стремлении американцев оседлать стратегически важный участок, каковым является Зангезурский коридор. Турция, чьим геополитическим придатком является Азербайджан, конкурирует с Ираном (и Саудовской Аравией) за лидерство в исламском мире. Американскому присутствию в Закавказье, у самых своих границ, Тегеран явно не обрадуется. Это может привести к росту напряжённости в ирано-турецких отношениях, поскольку Анкара поддерживает разворот Еревана и Баку в сторону Вашингтона.
Предлагаемый Москвой формат урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, как указывалось выше, учитывает интересы всех договаривающихся сторон, под него подведена соответствующая международно-правовая база. Причём Москва не возражает против продолжения армяно-азербайджанских переговоров на любой дружественной площадке, не обязательно в России, т. к. для Москвы приоритет – добиться мира в Закавказье и тянуть одеяло на себя она не собирается.
Теперь всё зависит от политического благоразумия Еревана и Баку.