Министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК Руслан Давыдов во время рабочего визита в Республику Узбекистан посетил автомобильный пункт пропуска «Яллама» на узбекистанско-казахстанском участке таможенной границы ЕАЭС, а также сопредельный казахстанский пункт пропуска «Б. Конысбаева». Через эти ПП ежедневно перемещается в обе стороны более 1 тыс. грузовых транспортных средств. Но причина посещения министром в другом: здесь, в казахстанском пункте пропуска, идет апробация электронных навигационных пломб, полномасштабное применение которых для отслеживания перевозок и грузов в ЕАЭС начнется с 11 февраля 2026 г.
К сожалению, нелегальной продукции на рынке ЕАЭС меньше не становится. По разным профильным оценкам, это от 25-30% на рынке товаров средств производства до 35% и выше – по товарам массового спроса. Разумеется, такая продукция поставляется разными видами транспорта и через разные транспортные погранпереходы. Ситуацию усложняет и то, что между странами ЕАЭС до сих пор не имеется единой квалификации категорий нелегального импорта и фальсификатов, что, соответственно, затрудняет создание комплексной системы противодействия фальсификатам и в целом нелегальному импорту.
Злободневность ситуации проявляется и в том, что, как отмечает член попечительского совета «Антиконтрафакт» Артем Кирьянов, «если бы мы видели прозрачно работающие отрасли в России, то суммарный доход госбюджета бы удвоился. Многие товары, которые влияют на жизнь и здоровье людей, мы имеем в виду фальсификаты».
Для примера: в категории автозапчастей доля нелегальной продукции более 40%; в сегменте стройматериалов более 20% цемента не соответствует заявленному качеству. По электрокабельной продукции тот же процент. Контрафактную продукцию ввозят из-за рубежа и зачастую легализуют через фиктивные фабрики. С декабря прошлого года Минпромторг РФ проводил эксперимент по мониторингу производителей и выявил, что у девяти десятых из 83 отечественных компаний, подозреваемых в нарушениях, по адресам, где заявлены их производства, оказались пустыри и заброшенные здания.
Первичный этап в означенной системе – это контроль за перемещением товаров/грузов между странами ЕАЭС. Соответственно, с 27 января 2025 года на территории Союзного государства РФ и Белоруссии вступили в силу новые правила контроля за перемещением грузов. Грузоперевозки из России в Белоруссию и обратно осуществляются только при наличии электронных навигационных пломб (ЭНП) для большей части товарного ассортимента.
ЭНП («e-seals» по международной классификации), представляют собой устройства, прикрепляемые к грузовым контейнерам, транспортным средствам и/или другим видам транспорта для мониторинга грузо-(товаро-) перемещения и обеспечения безопасности перевозочного процесса. Они являются усовершенствованной альтернативой традиционным физическим пломбам, легко поддающимся взлому и подделкам.
Что касается товарного ассортимента, то под действие означенной системы подпали алкогольные напитки и табачные изделия, товары легкой промышленности, мобильные телефоны, разнообразная аудио- и видеоаппаратура, грузы повышенной опасности.
Процедура работы с новой системой предусматривает несколько последовательных этапов:
сперва транспортная компания должна пройти регистрацию в системе национального оператора;
на пограничном пункте пропуска груз оснащается специальной навигационной пломбой (ЭНП);
в процессе перевозки эта система, постоянно отслеживая местоположение транспортного средства с грузом, передает информацию в таможенную службу. А завершается процесс снятием пломбы по прибытии в пункт назначения.
Российский тариф на услуги ЭНБ-пломбирования включает несколько составляющих. За установку одной такой пломбы перевозчику придется заплатить 1 960 рублей, ежесуточное отслеживание груза обойдется в 4 000 рублей, а снятие пломбы будет стоить 1 594 рубля. Это расценки текущего года.
Эксперты транспортной отрасли предупреждают о возможных временных сложностях в период адаптации перевозок к новым требованиям. В связи с чем весьма вероятны, по их мнению, задержки в доставке грузов, а также имеет место увеличение транспортных расходов, что может привести к росту конечных розничных цен на поставляемую продукцию. Не все отлажено и в организационном смысле. По оценке Игоря Санковского, исполнительного директора Союза операторов ж/д транспорта, «как навигационные пломбы будут использоваться в симбиозе с существующими системами отслеживания на железной дороге – ответа нет». Хотя такая пломба «не отменяет использования запорно-пломбировочных устройств, которые сейчас обеспечивают закрытие емкостей вагонов, и прослеживаемость грузов на ж/д обеспечена в достаточной мере. То есть внедрение, скорее всего, будет означать дублирование процессов и потребует финансовых затрат со стороны транспортных компаний и их клиентов на использование таких дополнительных систем».
В экспертном сообществе считают также, что выявление фальсификатов и нелегального импорта оптимальнее на стадии отгрузки продукции конкретными поставщиками внутри РФ и в других странах ЕАЭС. Потому что при поступлении в страну назначения она, как правило, оперативно «растворяется» для сбыта. И пока нет ясности, в полной ли мере режим транзита между странами ЕАЭС, в частности авиатранзита, включается в мониторинг грузоперемещения.
Между тем внедрение упомянутых ЭНБ – не одномоментное мероприятие. Как поясняет министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК Руслан Давыдов, «предусмотрено постепенное введение механизма отслеживания с учётом категорий товаров и используемых видов транспорта. Реализация разделена на три этапа, общая продолжительность которых составляет 1,5 года».
На первом этапе с 11 февраля 2026 года навигационные пломбы будут применяться в отношении санкционных и отдельных видов подакцизных товаров, в том числе алкоголя и табака, перевозимых автомобильным и (или) железнодорожным транспортом «в соответствии с таможенными процедурами транзита, экспорта, а также перемещаемых между государствами-членами в рамках взаимной торговли»; отдельных категорий товаров, «таких как одежда, обувь, техника, перевозимых автотранспортом в соответствии с таможенной процедурой транзита».
Словом, выстраивание именно комплексной системы контроля за фальсификатами и нелегальным импортом способно сокращать долю всевозможной «нелегалки» на рынке ЕАЭС.





