Электронные пломбы служат выявлению нелегального импорта. Но не без проблем - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 07.12.2025 |

Электронные пломбы служат выявлению нелегального импорта. Но не без проблем

Министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК Руслан Давыдов во время рабочего визита в Республику Узбекистан посетил автомобильный пункт пропуска «Яллама» на узбекистанско-казахстанском участке таможенной границы ЕАЭС, а также сопредельный казахстанский пункт пропуска «Б. Конысбаева». Через эти ПП ежедневно перемещается в обе стороны более 1 тыс. грузовых транспортных средств. Но причина посещения министром в другом: здесь, в казахстанском пункте пропуска, идет апробация электронных навигационных пломб, полномасштабное применение которых для отслеживания перевозок и грузов в ЕАЭС начнется с 11 февраля 2026 г.

 К сожалению, нелегальной продукции на рынке ЕАЭС меньше не становится. По разным профильным оценкам, это от 25-30% на рынке товаров средств производства до 35% и выше – по товарам массового спроса. Разумеется, такая продукция поставляется разными видами транспорта и через разные транспортные погранпереходы. Ситуацию усложняет и то, что между странами ЕАЭС до сих пор не имеется единой квалификации категорий нелегального импорта и фальсификатов, что, соответственно, затрудняет создание комплексной системы противодействия фальсификатам и в целом нелегальному импорту.

Злободневность ситуации проявляется и в том, что, как отмечает член попечительского совета «Антиконтрафакт» Артем Кирьянов, «если бы мы видели прозрачно работающие отрасли в России, то суммарный доход госбюджета бы удвоился. Многие товары, которые влияют на жизнь и здоровье людей, мы имеем в виду фальсификаты».

Для примера: в категории автозапчастей доля нелегальной продукции  более 40%; в сегменте стройматериалов более 20% цемента не соответствует заявленному качеству. По электрокабельной продукции тот же процент. Контрафактную продукцию ввозят из-за рубежа и зачастую легализуют через фиктивные фабрики. С декабря прошлого года Минпромторг РФ проводил эксперимент по мониторингу производителей и выявил, что у девяти десятых из 83 отечественных компаний, подозреваемых в нарушениях, по адресам, где заявлены их производства, оказались пустыри и заброшенные здания.

Первичный этап в означенной системе – это контроль за перемещением товаров/грузов между странами ЕАЭС. Соответственно, с 27 января 2025 года на территории Союзного государства РФ и Белоруссии вступили в силу новые правила контроля за перемещением грузов. Грузоперевозки из России в Белоруссию и обратно осуществляются только при наличии электронных навигационных пломб (ЭНП) для большей части товарного ассортимента.

ЭНП («e-seals» по международной классификации), представляют собой устройства, прикрепляемые к грузовым контейнерам, транспортным средствам и/или другим видам транспорта для мониторинга грузо-(товаро-) перемещения и обеспечения безопасности перевозочного процесса. Они являются усовершенствованной альтернативой традиционным физическим пломбам, легко поддающимся взлому и подделкам.

Что касается товарного ассортимента, то под действие означенной системы подпали алкогольные напитки и табачные изделия, товары легкой промышленности, мобильные телефоны, разнообразная аудио- и видеоаппаратура, грузы повышенной опасности.

Процедура работы с новой системой предусматривает несколько последовательных этапов:

сперва транспортная компания должна пройти регистрацию в системе национального оператора;

на пограничном пункте пропуска груз оснащается специальной навигационной пломбой (ЭНП);

в процессе перевозки эта система, постоянно отслеживая местоположение транспортного средства с грузом, передает информацию в таможенную службу. А завершается процесс снятием пломбы по прибытии в пункт назначения.

Российский тариф на услуги ЭНБ-пломбирования включает несколько составляющих. За установку одной такой пломбы перевозчику придется заплатить 1 960 рублей, ежесуточное отслеживание груза обойдется в 4 000 рублей, а снятие пломбы будет стоить 1 594 рубля. Это расценки текущего года.

Эксперты транспортной отрасли предупреждают о возможных временных сложностях в период адаптации перевозок к новым требованиям. В связи с чем весьма вероятны, по их мнению, задержки в доставке грузов, а также имеет место увеличение транспортных расходов, что может привести к росту конечных розничных цен на поставляемую продукцию. Не все отлажено и в организационном смысле. По оценке Игоря Санковского, исполнительного директора Союза операторов ж/д транспорта, «как навигационные пломбы будут использоваться в симбиозе с существующими системами отслеживания на железной дороге – ответа нет». Хотя такая пломба «не отменяет использования запорно-пломбировочных устройств, которые сейчас обеспечивают закрытие емкостей вагонов, и прослеживаемость грузов на ж/д обеспечена в достаточной мере. То есть внедрение, скорее всего, будет означать дублирование процессов и потребует финансовых затрат со стороны транспортных компаний и их клиентов на использование таких дополнительных систем».

 В экспертном сообществе считают также, что выявление фальсификатов и нелегального импорта оптимальнее на стадии отгрузки продукции конкретными поставщиками внутри РФ и в других странах ЕАЭС. Потому что при поступлении в страну назначения она, как правило, оперативно «растворяется» для сбыта. И пока нет ясности, в полной ли мере режим транзита между странами ЕАЭС, в частности авиатранзита, включается в мониторинг грузоперемещения.

Между тем внедрение упомянутых ЭНБ – не одномоментное мероприятие. Как поясняет министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК Руслан Давыдов, «предусмотрено постепенное введение механизма отслеживания с учётом категорий товаров и используемых видов транспорта. Реализация разделена на три этапа, общая продолжительность которых составляет 1,5 года».

На первом этапе с 11 февраля 2026 года навигационные пломбы будут применяться в отношении санкционных и отдельных видов подакцизных товаров, в том числе алкоголя и табака, перевозимых автомобильным и (или) железнодорожным транспортом «в соответствии с таможенными процедурами транзита, экспорта, а также перемещаемых между государствами-членами в рамках взаимной торговли»; отдельных категорий товаров, «таких как одежда, обувь, техника, перевозимых автотранспортом в соответствии с таможенной процедурой транзита».

Словом, выстраивание именно комплексной системы контроля за фальсификатами и нелегальным импортом способно сокращать долю всевозможной «нелегалки» на рынке ЕАЭС.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
88
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика