Узбекистан между ВТО и ЕАЭС: чья возьмёт? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 20.02.2026 |

Узбекистан между ВТО и ЕАЭС: чья возьмёт?

С наступлением очередного года Ташкент буквально штормит на почве многовекторности: ряд политических и иных деятелей склоняются в направлении скорейшего вступления во Всемирную торговую организацию, а другие представители государственной власти и бизнес- структур отдают предпочтение Евразийскому экономическому союзу.

Так, в конце января директор Texnopark Сарвар Ахадов на открытом диалоге с предпринимателями электротехнической отрасли пожаловался, что участие узбекских производителей лифтов в российской программе замены устаревшего лифтового оборудования ограничено действующими торговыми барьерами, а разрешено исключительно странам ЕАЭС.

В свою очередь, о расширении ограничений заговорил и председатель правления ассоциации «Узэлтехсаноат» Мирзиед Юнусов: «Эта проблема – тарифные и нетарифные ограничения – с каждым днем усиливается как по видам, так и по объемам. Это было по лифтам, а буквально на днях аналогичные ограничения были введены и в отношении трансформаторов, произведенных в Узбекистане».

О механизме ограничений также рассказал первый секретарь по торгово-экономическим вопросам посольства Узбекистана в России Шамсиддин Абдуллаев: «Это вступило в силу с 1 января. Речь идёт о включении национального режима в сфере государственных закупок и закупок государственных учреждений. Там предусмотрен приоритет, отдаваемый российской продукции... Для стран ЕАЭС это разрешено, а для Узбекистана – нет».

Им вторил в унисон и заместитель премьер-министра Узбекистана Жамшид Ходжаев, который подтвердил, что рассматриваемый вопрос неоднократно обсуждался на переговорах: «Каждый раз, когда мы поднимаем все эти вопросы, нам отвечают: "Мы обязательно это сделаем, но вы тоже вступайте в ЕАЭС"». Тем не менее Ж. Ходжаеву все-таки пришлось признать, что с точки зрения международных правил государственные закупки допускают применение национального режима: «Это касается и России, и других стран, в том числе и у нас сейчас разрабатываются и реализуются подобные проекты».

На самом деле, не очень понятен предмет возмущения, учитывая, что Ташкент пытается усидеть сразу на двух стульях, получив выгоды одновременно от процесса вступления в ВТО и от сотрудничества с ЕАЭС при «невступлении» в Союз.

В частности, в прошлом году Узбекистаном завершены двусторонние переговоры с 33 (включая РФ) из 34 стран – членов Всемирной торговой организации. В 2026 году планируется окончить переговоры с Тайванем и довести процесс вступления до конца. Кроме того, в соответствии с требованиями ВТО принято 30 нормативно-правовых документов, в том числе 4 закона, 8 указов и постановлений президента, 12 постановлений кабинета министров, 6 ведомственных документов.

При этом почему-то все тех же представителей Ташкента совершенно не беспокоит тот факт, что для вступления в организацию пришлось и еще придется провести невыгодные стране комплексные реформы в сферах таможенных процедур, экспортных пошлин, мер торговой защиты, защиты прав интеллектуальной собственности, технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, а также технических барьеров в торговле (SPS и ТВT).

И хотя местная пресса и пишет, что Москва «дала добро» на BТO, дескать, представитель президента по Всемирной торговой организации Азизбек Урунов и глава Минэкономразвития России Максим Решетников (в качестве представителя России, являющейся членом ВТО) подписали протокол о доступе к рынку в рамках процесса вступления Ташкента в торговую организацию, сам по себе этот факт неспособен уберечь дружественную страну от, на наш взгляд, неверного шага.

В любом случае Ташкент форсирует этот процесс. В конце прошлого года представитель президента Узбекистана по вопросам Всемирной торговой организации Азизбек Урунов, выступая на заседании генерального совета ВТО, заявил о беспокойстве властей из-за возможных задержек в процессе вступления в организацию: «У нас нарастает обеспокоенность тем, что процесс может сталкиваться с непреднамеренными замедлениями. Такое восприятие основано на характере, сроках и содержании некоторых вопросов, поступающих в рамках циклов работы рабочей группы».

А. Урунов подчеркнул, что «Узбекистан не стремится к членству как к одолжению, а предлагает подлинное партнерство по принципу win-win (принцип принятия решений, где в выигрыше остаются все участники процесса)», также напомнив о роли страны как исторического звена Великого шелкового пути между Востоком и Западом.

Да и если послушать умных людей, то, по их оценке, во-первых, роль ВТО в международной торговле в последние годы сильно снизилась. Во-вторых, совершенно сложно спрогнозировать, какое влияние вступление в организацию окажет на развитие торговли сельхозпродукцией, имеющей важнейшее значение для республики, и формирование механизма поддержки аграрного сектора. В-третьих, широкое открытие рынка – это не только выгоды, но и проблемы для местных компаний, особенно тех, кто привык работать в условиях протекционизма и не готов к жесткой конкуренции, что в итоге приведет к банкротству ряда предприятий и росту безработицы. В-четвёртых, для многих компаний вступление в ВТО означает необходимость финансово затратной ускоренной модернизации, оптимизации затрат и выхода на более высокие стандарты качества. Ну и наконец, важна синхронизация процессов интеграции в ВТО и вероятного вступления в ЕАЭС.

Тем более что 5 февраля вице-премьер России Алексей Оверчук в беседе с журналистами чётко обозначил, что Ташкент заинтересован развивать сотрудничество с Евразийским экономическим союзом. По его словам, «мы опять-таки говорим о том, что ЕАЭС – это объединение, куда страны сами решают, вступать или не вступать. Что касается Узбекистана, то он сегодня наблюдатель, достаточно активно отслеживает процессы, которые у нас происходят внутри ЕАЭС, в том числе связанные с теми соглашениями, которые мы заключили в области транспорта, таможенного транзита. Здесь есть большая заинтересованность со стороны Узбекистана».

А. Оверчук также напомнил, что Ташкент недавно присоединился к Евразийскому банку развития. «Никто их не ускоряет, не просит вступать. Это их решение, – подчеркнул российский вице-премьер. – В современных условиях, конечно же, мы видим, что экономики, которые стремятся к развитию, наращиванию своих мощностей, в том числе торговых мощностей, они так или иначе присоединяются к каким-то интеграционным объединениям, которые дают им соответствующий рычаг для роста собственных экономик. Вот в нашем регионе Северной Евразии самая крупная экономика – это Российская Федерация. И она является таким центром притяжения для того, чтобы производители, в том числе Узбекистана, чувствовали себя более комфортно на нашем рынке, имели лучший доступ к нашему рынку».

Как отмечает торговый представитель России в Казахстане Константин Злыгостев, присоединение Узбекистана к союзу откроет для Ташкента совершенно новые возможности и даст мощный импульс экономической интеграции всего Центрально-Азиатского региона. Для начала узбекские товары смогут свободно проходить через Казахстан, Кыргызстан без лишних дополнительных имеющихся в данный момент процедур. Узбекистан получит выход к общему рынку почти в 180 млн человек, что станет огромной нишей для местной экспортно ориентированной продукции, включая текстиль, агропродукцию, продукцию химического комплекса, пищевую отрасль: снизятся тарифы, унифицируются стандарты, вырастут инвестиции в совместные проекты.

Если обратиться к официальной статистике, то только в 2024 году, в частности, торговый оборот ЕАЭС и Узбекистана составил рекордные 17,5 млрд долларов, или более четверти всей внешней торговли страны (+3,8%, или 2,4 млрд долларов к 2023 году).

Следовательно, по весьма справедливой экспертной оценке, упрощение взаимной торговли – это «путь развития и процветания», поскольку имеется серьёзный потенциал для дальнейшего наращивания торговли Узбекистана со всеми странами Союза, реализация которого требует дополнительных совместных усилий в сфере транспортно-логистического взаимодействия, а также технического регулирования и стандартизации.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
83
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика