Мьянма (бывшая британская колония Бирма), углубляя военно-политическое и военно-техническое сотрудничество с Россией и расширяя экономические отношения со странами ЕАЭС, подвергается санкционному давлению Запада и сталкивается с угрозой силового свержения действующего правительства во главе с и. о. президента Мин Аун Хлайном.
Секретарь Совбеза РФ Сергей Шойгу после рабочей поездки в Мьянму 2 февраля в интервью ТАСС охарактеризовал политику США и ЕС в отношении этой страны следующим образом: «Западные политики рассматривают Мьянму в контексте более широкой стратегии по сдерживанию Китая, а также попыток отрезать Пекин от выхода к Индийскому океану и лишить его доступа к богатым ресурсам Мьянмы. Через мьянманскую территорию пролегает кратчайший путь из Китая в Европу в обход Малаккского пролива, который может быть перекрыт ВМС США в случае обострения ситуации вокруг Тайваня или в Южно-Китайском море».
За громкими лозунгами о защите интересов простого народа стоят циничные планы западников по смене мьянманского руководства на так называемых «демократичных» и – поразительное совпадение – лояльных им лидеров. Страны Запада предоставляют финансовую и материально-техническую помощь антиправительственным группировкам, направляют к ним военных инструкторов, а также создают логистические хабы на приграничных территориях.
Упомянутый секретарём Совбеза Малаккский пролив находится между Индонезией, Малайзией и Сингапуром, соединяя Индийский и Тихий океаны. В самом узком месте его ширина не превышает 2,5 км, что делает его легко уязвимым. Через Малакку Китай получает 80% импортируемой нефти. Пролив прилегает к акватории Южно-Китайского моря, а кто контролирует Южно-Китайское море, тот контролирует морские пути из Европы, Африки, Ближнего Востока и Южной Азии в Восточную Азию.

Малаккский пролив
Пекин и Нейпьидо запустили в 2013 г. через территорию Мьянмы газопровод с ежегодной пропускной способностью 12 млрд куб. м, в 2017 г. – нефтепровод пропускной способностью 12 млн тонн. Два эти трубопровода позволяют Китаю получать нефть и газ из Африки и Ближнего Востока в обход Малакки.
Ввиду этого стратегия Запада по сдерживанию КНР даёт сбои и, чтобы поставить Китай в невыгодное положение, ему надо сместить власть в Нейпьидо на прозападную, которая откажется от энергетических проектов с Пекином. Мьянманские власти, стремясь к диверсификации экономики, сближаются с ЕАЭС. Мьянма импортирует из ЕАЭС машинное оборудование, стройматериалы, медикаменты, удобрения, потребительские товары. Для ЕАЭС Мьянма интересна лесными богатствами, залежами газа, нефти, золота, рубинов, мрамора, олова, меди, вольфрама и т. д. Товарооборот между Мьянмой и ЕАЭС вырос с 2019 г. более чем в три раза и достиг $1,5 млрд, а конкретно с Россией – $288 млн.
Шойгу отметил, что «у России круг интересов в Мьянме весьма широк – это и развитие торгово-экономического сотрудничества с учетом взаимодополняемости наших рынков, и строительство инфраструктурных объектов, и поддержка мьянманского энергетического сектора, и нефтегазовое взаимодействие». В феврале 2025 г. Москва и Нейпьидо подписали меморандум об инвестиционном сотрудничестве в специальной экономической зоне Давэй, содержащий проекты по строительству порта, угольной ТЭС, нефтеперерабатывающего завода.
Но не только экономика интересует Нейпьидо в отношениях с Москвой. Мьянманцы рассматривают Россию как важного союзника в обеспечении национальной безопасности. В ходе переговоров Шойгу с Мин Аун Хлайном эта тема тоже обсуждалась, и российский гость пообещал содействие Москвы в защите Мьянмы от внешних дестабилизирующих сил.
Мьянма занимает стратегически выгодное положение в Юго-Восточной Азии, имеет выход в Андаманское море и Бенгальский залив. Пекин инвестирует в модернизацию мьянманских портов, через которые сможет получить прямой выход в акваторию, чтобы не только снизить зависимость от импорта энергоносителей через Малаккский пролив, но и сделать путь из Ормузского пролива намного короче при условии создания наземной части этого транспортного коридора. Индия, конкурируя с Китаем за лидерство в Азии, видит в Мьянме географическую точку опоры для развития зоны свободной торговли со странами АСЕАН. Россия также открыта к расширению сотрудничества с АСЕАН.
Вашингтон и Брюссель опасаются образования в ЮВА экономических и военных альянсов без их участия. Внешнеполитическая и внешнеэкономическая самодостаточность региона, присутствие здесь таких крупных держав, как Россия, Китай, Индия, превращают США и ЕС в необязательных партнёров.
Так, если во времена СССР Нейпьидо снабжался оружием из ФРГ, поскольку Бонн опасался его вовлечения в орбиту коммунистического Китая и старался снизить шансы Пекина на военно-техническое сотрудничество с Нейпьидо, то сейчас крупнейшие поставщики вооружений в Мьянму – Россия и Китай. В германском оружии особой нужды нет. Его импортировало прежнее, прозападное правительство, утратившее власть в 2021-м. Западные оружейники потеряли мьянманский рынок, и с тех пор Запад не жалеет чёрных красок для критики как правительства Мин Аун Хлайна, так и партнёров Мьянмы (России, Китая).
Посол России в Нейпьидо Искандер Азизов в ходе состоявшегося в феврале 2025 г. заседания V Межправительственной Российско-Мьянманской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству сказал: «Россия рассматривает развитие многопланового взаимодействия с Мьянмой как один из приоритетов своей внешней политики. Традиционно дружественные российско-мьянманские отношения опираются на прочный исторический фундамент. Важно, что по большинству актуальных тем международной и региональной повестки подходы наших стран совпадают. Россия поддерживает усилия Мьянмы по дальнейшему сближению с евразийскими многосторонними объединениями, включая ШОС и ЕАЭС, а также заинтересованность страны в налаживании связей с БРИКС».
Так что любой непредвзятый наблюдатель скажет, что замыкаться на США и ЕС, отворачиваясь при этом от России и Китая, Мьянме элементарно невыгодно.





