Киевский режим подпевает европейским русофобам в Центральной Азии - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 14.02.2026 |

Киевский режим подпевает европейским русофобам в Центральной Азии

В желании подмять Центральную Азию под себя и подспудно стравить её с Москвой коллективный Запад совсем потерял берега, выставляя вперед в качестве «послов доброй воли» дипломатов незалежной.

Не далее как 7 февраля временный поверенный в делах Украины в Узбекистане Александр Сиренко поведал о каких-то эфемерных возможностях торгово-экономического и дипломатического взаимодействия между Ташкентом и Киевом, отметив, что между министрами иностранных дел двух стран налажен конструктивный диалог.

Правда, «вип-украинец» забыл упомянуть о прошлогоднем казусе, связанном с удержанием на территории Украины в рабских условиях 13 граждан Узбекистана, завербованных обещаниями работы и высокой зарплаты, но в итоге оказавшихся без паспортов и работающих совершенно бесплатно. Ужас заключается в том, что узбекистанцев держали в адских условиях: ограничение передвижения, даже поход в туалет был строго по расписанию, а за малейшее нарушение – штрафы и жестокие побои. Не сказал дипломат также и про создание украинцами на территории Узбекистана (да и Казахстана тоже) подпольных нарколабораторий по изготовлению синтетических наркотиков.

Когда на кону развитие, в пику Москвы, Транскаспийского коридора, коллективный Запад поставил четкую задачу незалежной искать опору в ЦА именно через Узбекистан. Недаром А. Сиренко с горечью подметил, что ключевой сложностью становится логистика, поскольку до спецоперации значительная часть поставок шла через Россию, а сейчас торговые маршруты проходят через Каспийское море, что приводит к росту логистических расходов в 4-5 раз и сдерживает рост торговли. В связи с этим необходимо, мол, с помощью Европейского союза, который работает над развитием Транскаспийского коридора, наращивать новые возможности.

Одновременно с этим в качестве альтернативы морскому пути выразителем общего мнения коллективного Запада предлагается рассматривать грузовые авиаперевозки и впоследствии возобновление пассажирских авиарейсов: не зря же совсем недавно американцы «впарили» Узбекистану закупку новых Boeing в США.

Что касается Срединного коридора, то в ноябре прошлого года в Ташкенте активно прошел форум его инвесторов, горячо обсуждавших межрегиональные связи Центральной Азии с Европейским союзом через Южный Кавказ и Черноморский регион. Участники дискуссии обозначили необходимость координации, устранения логистических препятствий, гармонизации норм и масштабирования инфраструктурных проектов. При этом мероприятие удостоили своим участием еврокомиссар по международному сотрудничеству Йозеф Сикела и еврокомиссар по расширению Марта Кос.

В ходе помпезного мероприятия министр транспорта Узбекистана Илхом Махкамов подчеркнул, что «сегодня Срединный коридор становится одной из основных дорог, соединяющих Китай, Центральную Азию и Южный Кавказ с Европой. По оценкам, объём грузов, перевозимых по этому коридору, к 2030 году может достичь 10 млн тонн в год. Однако совещания, проведенные ранее, выявили системные проблемы, которые ограничивают наш успех, эти узкие места требуют немедленного внимания. [Подчеркну еще раз:] для Узбекистана принципиально важно участвовать в формировании единого евразийского транспортного пространства».

Подобную позицию поддержали еврогости, отметив, что, мол, заключенные соглашения – это реальные инвестиции в порты, дороги, цифровые системы и условия для ведения бизнеса, которые также продвигают работу в сфере чистой энергетики и критически важных сырьевых материалов, т. е. в областях, где у Центральной Азии и Европы (кто бы сомневался) есть общие интересы.

Как обозначила Марта Кос, надёжные маршруты между Европой и Азией – это «геополитическая и экономическая победа для всех стран вдоль пути. Мы все убедились, что чрезмерная зависимость [от одного маршрута] делает нас уязвимыми. Инвестиции в транспортную, цифровую и энергетическую взаимосвязанность означают больше возможностей и меньше риска давления. Нам нужна долгосрочная альтернатива Северному коридору. Грузопотоки по Среднему коридору выросли в четыре раза с 2022 года. К 2030 году они могут утроиться при условии необходимых инвестиций».

По итогам форума Евросоюз, ЕБРР, ЕИБ и ВБ клятвенно обещали поддержать крупные транспортные проекты в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане, например, только в Нукусе будет обновлено 87 км международной трассы А-380 на сумму 100 млн евро.

Конечно же, звучало еще очень много цифр, однако, памятуя о том, что европейцы склонны вскорости забывать свои финансовые обязательства, озвученные лести ради, отметим, что подготовительные «исследования» по Транскаспийскому коридору ЕС и ЕБРР будут финансировать во всех пяти странах Центральной Азии в целях мнимой модернизации транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры. И на всю это научную эквилибристику европейцы готовы расщедриться в размере 5 млн евро.

В данном контексте весьма интересной представляется вышедшая 6 февраля в одном кыргызстанском оппозиционном издании статья под названием «Срединный коридор под угрозой: серый импорт и цифровая зависимость душат регион». В ней сообщается, что ужесточение санкций против финансовой системы России и ускорение реализации Срединного коридора между Китаем и Европейским союзом формируют новую реальность для стран Центральной Азии. Прикормленные коллективным Западом авторы обозначают, что впервые за десятилетия вопрос транзита выходит за рамки географии и инфраструктуры и напрямую упирается в доверие – к финансовым системам, регуляторам, цифровым платформам и институтам комплаенса. Дескать, включение Москвы в перечень юрисдикций с высоким риском отмывания денег и финансирования терроризма означает принципиальное изменение подхода европейских банков к любым операциям, связанным с пресловутым «российским следом».

По мнению псевдоэкспертов, в этих условиях озвученные Астаной данные о многомиллиардных объемах скрытого финансового транзита выглядят не исключением, а индикатором системных рисков, потому как Казахстан рассматривался как главный кандидат на роль финансового и логистического узла коридора. Однако больше всего удручает кыргызстанских «энтузиастов», что речь идет не только об энергетике и нефтяном транзите, где Астана по-прежнему зависит от российских маршрутов и поставок горюче-смазочных материалов, но и о казахстанском интернет-трафике, в значительной степени проходящем через территорию России, что, мол, делает его уязвимым к фильтрации, замедлению и техническому контролю. Они сетуют на то, что фактически страна до сих пор не имеет полноценного альтернативного выхода к глобальным сетям в обход северного соседа, что в условиях геополитической турбулентности становится фактором национальной безопасности.

Не забыли упомянуть и о так называемом сером импорте: статистика внешней торговли фиксирует резкий рост поставок в Россию через Казахстан – опять же участника ЕАЭС – товаров, якобы подпадающих под экспортные ограничения: электроники, компонентов, оборудования двойного назначения. Это, мол, превращает страну в буфер для обхода санкций, что ставит под угрозу участие РК в западных логистических инициативах, где прозрачность, оказывается, является базовым требованием.

Забавно, что на этом фоне, по словам прозападных кыргызстанских оппозиционеров, показателен опыт Бишкека, который, столкнувшись с аналогичными вызовами – серым импортом, расхождениями в таможенной статистике, попытками внедрения российских финансовых и цифровых решений, принял более осторожные и институционально выверенные решения.

В этом контексте уместно напомнить о речи лидера Кыргызстана Садыра Жапарова на Генеральной Ассамблее ООН в конце прошлого года о том, что евроатлантические государства несут ответственность за серию кризисов гуманитарного и экономического характера, поскольку страны Западной Европы и США, по мнению главы КР, обогащаются за счет других стран, присваивая себе их ресурсы. По его словам, «односторонние санкции оказывают негативное воздействие на нас как на страну, которая только встаёт на ноги. Мы расцениваем необоснованные санкции как вмешательство во внутренние дела страны и как давление, препятствующее развитию нашей ещё только формирующейся экономики. Вы требуете, чтобы мы не сотрудничали с Россией, а сами активно развиваете с ней торгово-экономические связи».

По оценке кыргызстанского президента, в 2024 году объём торговли между странами Европейского союза и Россией достиг 141 млрд долларов, из которых 36 млрд пришлось на импорт из РФ, а товарооборот Великобритании с Москвой составил 2,2 млрд долларов. «Говоря откровенно, кто-то оставляет за собой возможность сотрудничества с Россией, отстаивая собственные интересы, но другим это запрещает. Мы выступаем против политизации экономического сотрудничества и торговли», – отметил С. Жапаров.

К слову, 2 февраля в прямой эфир казахстанского канала Atamеkеn Business запустили известного русофоба укро-посла в Казахстане Виктора Майко, который тоже вознамерился давать Астане ряд непутевых советов по построению «светлого» будущего без зависимости от «коварной» Москвы, которая мешает сделать из Казахстана вторую незалежную. Прозвучал весь этот посыл на фоне многомиллиардных дотаций коллективного Запада Украине, вечно ходящей с протянутой рукой. Но это не смущает Майко, этот прозападный приспешник призвал Казахстан срочно разорвать все отношения с Россией, вплоть до дипломатических, и обозначил «огромный» потенциал дальнейшего сотрудничества Киева и Астаны.

Нечего сказать, «привлекательная» перспектива.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
71
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика