
Похоже, Анкара всерьез озаботилась имперской идеей по созданию армии «Великого Турана». Она активно приступила к реализации этого громкого, поначалу казалось, пиар-проекта под собственным флагом, пытаясь усилить свои позиции одновременно и на западном, и на восточном берегах Каспия. Правда, позиционирует она эти воинственные действия не более чем, как оказание дружеского содействия в динамичном развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) в рамках Организации тюркских государств.
В частности, в конце августа озвучена новость о том, что решениями госкомиссии по модернизации экономики Казахстана одобрена приватизация судостроительного акционерного общества «Зенит» и его адресная продажа. Анкара была тут как тут. АО «НК «Казахстан инжиниринг» (национальная компания, созданная при министерстве промышленности и строительства и объединяющая все предприятия оборонно-промышленного комплекса по стране) и турецкий инвестор – ТОО «AYDA» заключили договор о намерениях купли-продажи акций завода.
В министерстве уже сообщили, что в настоящее время ТОО «AYDA» проводит юридический, финансовый, налоговый и технический аудит деятельности АО «Зенит», по результатам которого АО «НК «Казахстан инжиниринг» проведёт независимую оценку акций. Ожидается, что новый турецкий инвестор возьмёт на себя обязательства по сохранению профиля деятельности завода с условиями: не ликвидировать, не реорганизовывать завод, сохранить действующие рабочие места, а также расширить производственную базу, обеспечить обучение персонала и осуществить трансферт технологий по производству судов различной тоннажности.
Хотя что тут ликвидировать, если в настоящее время состав завода составляет всего 745 человек при численности в 2023 году в 850 человек: многие работники уволились с предприятия в связи с несогласием по поводу передачи завода иностранному инвестору. Два года назад они даже писали коллективное обращение к казахстанскому руководству с просьбой заблокировать продажу предприятия. По их мнению, в случае передачи АО оно утратит возможность выполнять государственные оборонные заказы, а зарубежный инвестор со временем, чтобы избежать убытков, может сменить профиль завода, лишив государство очередного оборонного предприятия.
Напомним, что завод «Зенит» создали в 1921 году в Ленинграде под кодовым наименованием «Завод-231» или «Почтовый ящик-38». Предприятие перенесли в Уральск после начала Второй мировой войны. Это единственное в Казахстане предприятие, удостоенное ордена Отечественной войны I степени. В 1966-1991 годах оно официально носило название «Машиностроительный завод имени К.Е. Ворошилова». В 1996 году его преобразовали в акционерное общество.
Долгие годы данный завод выполнял заказы для военно-морских сил и пограничной службы страны, производя суда различного класса, от малых катеров до средних десантных кораблей, включая ракетно-артиллерийские корабли «БАРС – МО» и проходные патрульные катера «Айбар».
Однако, по словам бывшего директора Вячеслава Валиева, руководившего заводом более 30 лет, в 2023 году был утрачен режимный статус предприятия, подтверждающий его стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности, что, соответственно, сняло ограничения на приватизацию. Тут же АО привлекло внимание зарубежных инвесторов, включая YDA Group.
Неудивительно, что подобный факт вызвал значительный общественный резонанс, связанный с опасениями в части возможности передачи чувствительных технологий и ноу-хау в руки турецкой компании, а также гарантий сохранения стратегической важности завода для казахстанской оборонной промышленности.
Что примечательно: тот же самый турецкий инвестор ТОО «AVDA», который станет полноправным владельцем завода «Зенит», будет также строить судоверфь в Актау в целях создания танкеров и торговых кораблей. Как известно, год назад Астана совместно с двумя турецкими компаниями заявила об амбициозном проекте «Каспий», включающем новые верфи и порт, поскольку более 150 малотоннажных и крупных судов в стране нуждаются в ремонте, а также существует потребность в строительстве 10 новых судов, в том числе 3 танкеров, 3 сухогрузов и 4 универсальных паромов.
Со своей стороны, крупнейший турецкий холдинг Albayrak Group тоже всеми силами стремится развивать потенциал Транскаспийского маршрута в казахстанских портах Актау и Курык (последний уже обладает военно-логистическим потенциалом, так как ранее использовался для транспортировки грузов армии США в Афганистан). Эти планы компания вынашивает уже два года. Отметим, что в том же 2023 году председатель правления АО «НК «Актауский морской торговый порт» Абай Турикпенбаев презентовал главе совета директоров турецкого холдинга Ахмету Альбайраку возможности для реализации инвестиционного потенциала морской гавани и наглядно знакомил с текущими операционными процессами.
Казахстанский представитель подчеркнул, что в нынешних обстоятельствах большие возможности для реализации транзитного потенциала Астаны представляет ТМТМ, проходящий через территории Казахстана, Азербайджана, Грузии, Турции и европейские страны, минуя Россию. А. Турикпенбаев предложил активно использовать морские порты Актау и Курык с дальнейшей отправкой грузов по железнодорожной линии Баку – Тбилиси – Карс.
В ответ А. Альбайрак сообщил, что турецкая корпорация уже достигла взаимного соглашения о привлечении её средств в расширение мощностей Бакинского порта в период последующей фазы его строительства. И, по словам регионального директора Albayrak, проекты турецкой корпорации в Азербайджане, «стране с растущей экономикой и играющей роль логистического хаба для грузов из Центральной Азии, создают дополнительные инвестиционные возможности», поскольку в настоящее время ТМТМ является одним из актуальных маршрутов в транспортировке грузов с востока на запад. Собственно, поэтому в рамках этого маршрута Albayrak вкладываются инвестиции не только в азербайджанский участок, но и в участки соседних стран ТМТМ «для еще большего развития этого коридора».
Нетрудно догадаться, о каких участках говорится в данном контексте, учитывая, что у турецкого холдинга имеются договорённости с Ашхабадом: в том же 2023 году портом Туркменбаши был подписан меморандум с Albayrak Group об «углублении взаимодействия».
Следовательно, намечая далеко идущие имперские планы по формированию армии «Великого Турана», связанные с военно-промышленным комплексом, турецкие компании начали свой путь с динамичного развития Транскаспийского маршрута в обход России под эгидой тюркского мира, оказывая сильное воздействие на национальную безопасность и экономику сразу трех стран – Казахстана, Туркменистана и Азербайджана.
Кстати, ещё в конце прошлого года в сети интернет распространялись наполеоновские идеи относительно создания «тюркского НАТО». Так, в ходе международной выставки оборонной и аэрокосмической промышленности SAHA EXPO 2024 в Стамбуле во всеуслышание было заявлено, что тюркским государствам просто необходимо углубление сотрудничества и интеграции в сфере обеспечения региональной безопасности и создание системы безопасности наподобие НАТО.
Эту идею подхватил киргизский дипломат, бывший посол этой страны в Азербайджане и Грузии Кайрат Осмоналиев. По его словам, целесообразно сформировать соответствующие условия для мирного и устойчивого развития тюркоязычных государств. «Это трудно сделать без мощных вооружённых сил. В это неспокойное время пришло время вынести на повестку дня вопрос создания единой системы безопасности тюркского мира», – подчеркнул К. Осмоналиев. Более того, приведя в пример Европейский союз, он отметил, что следует задуматься о создании в будущем «тюркского НАТО», направленного именно на защиту стран ОТГ.
В связи с этим даже интересно, как Казахстан и Кыргызстан, будучи членами ОДКБ, собираются обмениваться военными технологиями, совместно со страной НАТО Турцией заниматься производством боевого оружия, готовить военных специалистов в военных учебных заведениях Анкары, а также постоянно устраивать военные учения тюркских стран. В этом контексте и нейтральный Туркменистан вспоминается...