
Кавказ на протяжении столетий является одним из ключевых регионов всего евразийского пространства и напрямую связан с исторической судьбой России. После распада Советского Союза здесь тесно переплелись интересы ряда крупных мировых игроков, каждый из которых преследует свои собственные интересы, порой далекие от экономики. Для стран Запада одной из основных целей на протяжении последних трех десятков лет является использование Кавказа в качестве инструмента ослабления РФ через дестабилизацию обстановки на ее границах. Причем для этого используются самые различные поводы, одним из которых сегодня вполне может считаться создание так называемого Зангезурского коридора.
История вопроса насчитывает не одно десятилетние и связано с наследием СССР. Проблема возникла в связи с особенностями транспортного сообщения между Азербайджаном и его эксклавом на границе с Турцией Нахичеванской Автономной Республикой (НАР), которое до Первой карабахской войны с Арменией осуществлялось по нескольким автотрассам и железной дороге, проходящим по Зангезурскому хребту. Однако с началом военных действий в 1992 году и переходом районов возле иранской границы под контроль Нагорно-Карабахской Республики (НКР) связь была прервана, а 40-километровый участок Закавказской железной дороги разобран.
На протяжении последующих десятилетий Баку и Ереван отодвинули данный вопрос на второй план, так как главной проблемой в их отношениях стал Нагорный Карабах, «решением» которой в 2020 году занялся Баку в ходе Второй карабахской войны. Тогда азербайджанская армия вышла к южному участку границы с армянской Сюникской областью, после чего получила под свой контроль всю границу за исключением Лачинского коридора, продолжившего соединять непризнанную НКР с Арменией. В 2024 году НКР прекратила существование, а вся ее территория оказалась под контролем Азербайджана. При этом у Баку по-прежнему нет прямого транспортного сообщения с Нахичеванью, в которой проживает почти полмиллиона человек, а связь с эксклавом осуществляется по воздуху или через территорию Ирана.
Вопрос о восстановлении прямого транспортного сообщения между Азербайджаном и НАР оказался на повестке дня еще осенью 2020 года. Тогда в Заявлении президента Азербайджана, премьер-министра Армении и президента России от 10 ноября 2020 г., объявившем о полном прекращении огня и, таким образом, завершении Второй карабахской войны, был включен пункт, предусматривавший, что все экономические и транспортные связи в зоне конфликта будут разблокированы, а Армения будет гарантировать безопасность транспортного сообщения между Азербайджаном и Нахичеванью в обоих направлениях. Документ также предусматривал, что стороны могут построить новые транспортные коммуникации, а контроль за сообщением должны осуществлять российские пограничники. При этом стоит заметить, что в Заявлении не было понятия «Зангезурский коридор», его ввел в политический лексикон азербайджанский лидер Ильхам Алиев.
По планам Баку никаких препятствий для связи с Нахичеванью не должно быть, а сам маршрут должен пройти вблизи границы с Ираном и состыковаться с транспортной магистралью на западе Азербайджана. Причем от турецкого города Карс до Нахичевани планируется проложить железную дорогу и автомобильную магистраль. В целом же предполагается, что Зангезурский коридор должен стать частью Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ, Срединный коридор), который активно поддерживают страны Запада, так как он должен соединить Китай и Европу через Центральную Азию и Турцию в обход России. Как заявил еще в 2021 году Алиев, Зангезур является «историческими землями» Азербайджана, а коридор будет открыт вне зависимости от желания Еревана и, если понадобится, то с «помощью силы».
Подобные довольно агрессивные планы Азербайджана естественным образом не устраивают Армению, от решения которой напрямую зависит воплощение проекта в жизнь, так как маршрут должен пройти через город Мегри в Сюникской области (поэтому коридор называют Мегринским или Сюникским). Как отмечал ранее премьер-министр республики Никол Пашинян, даже сам термин, предложенный Баку, «служит заглавием для выдвижения территориальных претензий против Армении». В Ереване всерьез опасаются, что транспортный маршрут отрежет страну от границы с Ираном и приведет к потере Сюникской области.
Поэтому армянская сторона еще в октябре 2023 года вышла со своим предложением, который обозначила как «Перекресток мира». Проект предполагает расширение связей между Арменией, Турцией, Азербайджаном, Грузией и Ираном путем модернизации и строительства в регионе транспортной, а также энергетической инфраструктуры. При этом Ереван настаивает на своем суверенитете и хочет самостоятельно следить за транзитом через свою территорию, в том числе осуществлять функции таможни, паспортного контроля и обеспечения безопасности.
За последние годы Азербайджан и Армения так и не смогли найти консенсус, что затрудняет и подписание мирного договора между странами. Причем не продвинул ситуацию вперед даже ряд встреч на высшем уровне. Так, в июне армянский премьер-министр на встрече с армянской общиной Стамбула призвал не сеять панику, подчеркнув, что никакого Зангезурского коридора не будет, а будет «Перекресток мира», основанный на «взаимном уважении, суверенитете, юрисдикции стран».
В свою очередь, уже после переговоров 10 июля в ОАЭ с Пашиняном президент Азербайджана в ходе III Шушинского глобального медиафорума 19 июля сообщил, что азербайджанский участок железной дороги в Зангезурском коридоре будет завершен уже весной 2026 года, а сам проект будет реализован. При этом Баку, помимо слов, демонстрирует и практическую деятельность, ведя активное строительство на своей территории соответствующей инфраструктуры. Например, идет сооружение железной дороги Горадиз – Агбенд протяженностью более 110 км, а параллельно с ней заканчивает строиться автомагистраль длиной в 123,5 км. Также на стадии реализации находится и проект железной дороги (224 км) из турецкого Карса в Нахичевань, который планируется завершить в течение пяти лет.
В сложившейся ситуации интересы Азербайджана более чем очевидны. Помимо прямого доступа к Нахичевани и Турции, страна сможет сократить зависимость от транзита газа через Иран, а экспорт азербайджанских товаров может вырасти на $710 млн. Кроме того, интенсифицируются связи Баку и Анкары, где сегодня вспомнили о «Великом Туране», представляющем собой некий интеграционный проект по объединению всех тюркоязычных государств. Это, в свою очередь, позволит значительно повысить политическую роль Азербайджана в регионе, что является одной из амбициозных целей Алиева.
Для Армении появление Зангезурского коридора в том виде, который продвигает Азербайджан, не имеет особого смысла. Ереван не получит над ним никакого контроля, а значит, и серьезных финансовых выгод. Более того, армянские власти опасаются, что в будущем коридор станет местом, откуда начнется новая экспансия Азербайджана на армянские земли. При этом в Ереване признают, что разблокировка коммуникаций в регионе в течение двух лет даст стране рост ВВП на 30%. Правда, если это произойдет на условиях Армении.
Решить вопрос можно было бы при посредничестве третьей стороны, которой до недавнего времени была Россия. Особенно учитывая ее хорошие отношения с имеющим в данном регионе свои интересы Ираном.
Последний выступает против предложений Баку, считая Зангезурский коридор проблемой, которая может привести к потере страной ее транзитной роли в регионе, а в перспективе усилить здесь позиций Турции и Азербайджана. Поэтому Тегеран предлагает свой альтернативный проект в виде 107-км транзитного коридора «Араз» через свою территорию (Агбенд – Калалех – Джульфа), работы по которому уже ведутся. В данном случае важно то, что иранский проект не вызывает отторжения у России, так как он вполне может быть вплетен в процесс формировании единого Евразийского транспортного каркаса, который активно продвигает Москва в противовес ТМТМ.
Вместе с тем последние события говорят о том, что ряд западных игроков планируют сделать все, чтобы не допустить участия Москвы в переговорном процессе, которое может укрепить положение РФ в регионе. В результате в Баку почувствовали поддержку уже не только Турции, но и стран Запада. Последствия этого можно наблюдать в последние месяцы, когда отношения между Азербайджаном и Россией стали стремительно ухудшаться, а азербайджанские власти предприняли ряд крайне недружественных шагов в отношении Москвы. Масла в огонь во второй половине июля решили подлить американцы, которые внезапно озаботились судьбой Зангезурского коридора.
В частности, прикрываясь громкими словами о посредничестве и мире, администрация президента Дональда Трампа предложила свой план, согласно которому стороны должны передать управление транспортными маршрутами в регионе американской коммерческо-логистической компании. Посол Соединенных Штатов в Турции Том Баррак заявил о готовности США взять Зангезурский коридор в аренду на 100 лет якобы для обустройства магистрали.
Очевидно, что это предложение полностью исключает Россию из процесса урегулирования ситуации, передавая управление коридором Соединенным Штатам. Причем ряд западных СМИ уже поспешили сообщить о некоем секретном меморандуме между Арменией, Азербайджаном и США о создании «Моста Трампа», по которому Ереван будет получать лишь 30% дохода от использования маршрута, а у американцев будет право разместить своих военных на армянской территории. Правда, все это пока лишь слухи, да и правительство Армении официально опровергло сообщение испанского издания Periodista Digital об этой сделке. Но, учитывая дистанцирование Еревана от прежних союзников по ОДКБ, не исключено, что это как раз тот случай, когда дыма без огня не бывает.
В сложившейся ситуации следует помнить, что интересы США, как и стран Евросоюза, далеки от стремления сохранить в регионе мир и стабильность. Более того, экономики в них гораздо меньше, чем политической составляющей, так как, несмотря на всю миротворческую риторику Д. Трампа, Вашингтон не спешит кардинально менять свою внешнеполитическую концепцию, во многом основанную на принципе «разделяй и властвуй». Поэтому и Кавказ рассматривается США как регион, который необходимо держать в постоянном напряжении, в первую очередь из-за России, на границах которой, по задумке американцев и их союзников, всегда должна быть критическая ситуация, которая бы отвлекала внимание и ресурсы Москвы. Помимо этого, регион в случае установления над ним полного контроля со стороны США, вполне может быть использован в качестве определенного плацдарма для подготовки и проведения операций не только против Ирана, но и Китая. Причем с учетом того, что Баку давно тяготеет к НАТО, Зангезурский коридор станет одной из основных военных артерий блока на Кавказе со всеми вытекающими из этого последствиями.
К сожалению, у России есть не так много инструментов, которые она могла бы использовать, чтобы не допустить развития в регионе негативного для себя сценария. Одним из них является развитие транспортного коридора «Север–Юг», который призван интегрировать магистрали РФ, Азербайджана, Ирана и Индии. Причем включение в данный проект индийской стороны имеет и геополитический подтекст, так как участие в нем Дели как союзника Москвы будет иметь определенный сдерживающий эффект для Азербайджана.
Одновременно Россия прикладывает максимум усилий для того, чтобы не дать Ирану выпасть из транспортных потоков и участия в развитии всей системы логистики на Кавказе и в Центральной Азии. Как известно, одним из важнейших проектов в данном случае является строительство железнодорожной линии Решт (Иран) – Астара (Иран/Азербайджан), на который Россия уже выделила более 1,3 млрд евро. Если прибавить к этому стремление РФ участвовать в инфраструктурных, энергетических, продовольственных и иных проектах в регионе, становится очевидно, что Москва просто так уступать свое место не собирается. Правда, во многом развитие ситуации будет зависеть от того, насколько уверенно стали чувствовать себя власти Азербайджана и какую поддержку им пообещали их турецкие, а также западные партнеры. Если в Баку решат, что после Второй карабахской войны и определенного ослабления Тегерана на Кавказе можно игнорировать интересы не только Армении, Ирана, но и России, ситуация вполне может вылиться в кризис не только политического, но и военного характера, что будет приветствоваться и Вашингтоном, и Лондоном.
Поэтому Москве, какой бы критике со стороны Баку она ни подвергалась, в вопросе с Зангезурским коридором придется действовать крайне деликатно и осторожно, продумывая каждый свой шаг и готовясь к самым различным вариантам развития событий.