
Евразийский экономический союз за первое десятилетие существования неоднократно доказывал свою жизнеспособность. С момента образования в 2015 г. страны-участники ЕАЭС сумели выйти на устойчивую траекторию роста своих экономик, а совокупный валовой внутренний продукт (ВВП) к концу прошлого года достиг $2,6 трлн. Сегодня взаимный товарооборот межу государствами объединения уже составляет почти $100 млрд, а доля союза в мировой экономике увеличилась до 4,2%. Причем, даже несмотря на все попытки стран Запада нанести урон экономикам России и Белоруссии, движение ЕАЭС и его ближайших партнеров вперед продолжается стремительными темпами, что более чем красноречиво подтверждает недавний макроэкономический прогноз Евразийского банка развития (ЕАБР).
В своем обзоре аналитики банка не преследовали цель создать иллюзию безоблачного настоящего и будущего стран евразийского пространства, прекрасно осознавая, что нынешние тенденции в мировой экономике и общая геополитическая ситуация на планете оказывают крайне негативное влияние на регион. При этом, как стало очевидно из анализа и прогнозов, позиции ЕАЭС и их партнеров даже в нынешней ситуации выглядят лучше, чем у большинства стран Запада.
В частности, эксперты банка отметили, что в текущем году рост глобальной экономики замедлится с прошлогодних 3,3% до 3%, а на экономическую активность в мире повлияют «повышение неопределенности на фоне тарифной политики США и негативные структурные факторы». При этом в ЕАБР из-за замедления деловой активности в американской экономике прогнозируют рост ВВП Соединенных Штатов всего лишь на 1,4%, что в два раза ниже уровня 2024 года. Одновременно в еврозоне темпы экономического роста составят и вовсе около 0,6% после 0,9% годом ранее. В то же время Китай, который сегодня считается главным конкурентом Запада, сохранит высокие темпы роста за счет продолжения политики стимулирования внутреннего спроса – около 5%.
На этом фоне общий прогноз ЕАБР по евразийскому региону, за который он ответственен (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выглядит более чем оптимистичным: сохранение высокой экономической активности при росте ВВП по итогам 2025-го
на 2,7%. Правда, стоит признать, что годом ранее данный показатель был на уровне 4,5%, а в нынешнем обзоре аналитики банка «в силу специфики влияния внешних условий и разных этапов экономического цикла» были вынуждены пересмотреть прогноз для ряда стран региона и не всегда в сторону увеличения.
Самым оптимистичным в обзоре ЕАБР является прогноз для Киргизии, которая в 2025 году займет ведущую позицию по темпам развития, сместив с нее Армению. Согласно оценкам аналитиков банка, киргизская экономика сохранит высокие темпы роста, достигнутые в первые месяцы года, и к концу года вырастет на 10,3% (год назад прогноз бы на уровне 9%). В 2026–2027 годах темпы роста также будут значительными и составят 7,1% и 6% соответственно. Причем основой для такого уникального роста в банке называют растущие цены на золото, которое остается одним из основных экспортных товаров республики. Кроме того, в Киргизии продолжатся рост внутреннего потребления, наращивание объемов инвестиций, а также реализация различных госпрограмм.
Правда, для киргизской экономики есть и определенные риски, как присущие остальным странам региона, например, проблемы на внешних рынках, так и довольно специфические – инфляция и сдвиг сроков реализации запланированных инвестиционных проектов. Однако в любом случае перспективы развития Киргизии в краткосрочном периоде выглядят потрясающе.
Схожий прогноз аналитики ЕАБР дали и для Таджикистана, пересмотрев предыдущие показатели роста ВВП в сторону увеличения с 8% до 8,4%. Причем такие темпы являются максимальными за последние 20 лет и будут обеспечены, по мнению экспертов, сильным внутренним спросом и благоприятной для республики внешнеторговой конъюнктурой, в том числе увеличением цен на золото. Именно поэтому аналитики банка считают, что в 2026–2027 годах рост экономики РТ останется высоким: 8,0% и 7,1% соответственно. При этом, как и в прошлые годы, немаловажную роль в данном случае будут играть переводы трудовых мигрантов, которые составляют порядка 45% ВВП. К рискам для республики в ЕАБР отнесли глобальное тарифное противостояние, падения цен на сырье и уменьшение поступающих в страну денежных переводов, так как их источниками для Таджикистана являются в основном страны – экспортеры нефти.
Представленный впервые прогноз для Узбекистана также демонстрирует самые оптимистичные перспективы для этой центральноазиатской республики. В частности, в базовом сценарии экономический рост страны прогнозируется на уровне 6,5% в 2025 году, чему будут способствовать «устойчивый внутренний спрос и высокая инвестиционная активность», а также улучшение условий торговли в основном за счет высоких цен на золото. Существенную поддержку окажет и приток прямых иностранных инвестиций в горнодобывающий сектор и обрабатывающую промышленность. В целом же до конца 2027 года прогнозируются стабильно высокие темпы роста ВВП Узбекистана – выше 6% в год. При этом главные риски аналитики банка видят в замедлении экономического роста в странах-партнерах республики, а также колебании мировых цен на сырье, в том числе возможном удорожании энергоносителей и снижении цен на золото.
Прогноз для Армении выглядит не столь впечатляюще, как для государств Центральной Азии, но и он демонстрирует, что экономика этой страны в краткосрочной перспективе будет продолжать расти и к концу года ВВП может увеличиться на 5,5%, а в 2026–2027 годах составить 5,3% и 5% соответственно. Причем главным драйвером роста аналитики банка видят внутреннее потребление, а основой вклад в развитие экономических показателей, как и ранее, будут вносить финансовая деятельность, информация и связь, операции с недвижимым имуществом, а также строительство.
При этом для Армении, как и для Узбекистана и Таджикистана, одной из важнейших составляющих экономики продолжат оставаться трансграничные переводы (главным образом из России), которые только за первый квартал текущего года составили $1,8 млрд, сохраняя свой исторический максимум. Интересно и то, что в ЕАБР не видят серьезных рисков для армянской экономики в краткосрочной перспективе. Аналитики считают, что вероятность резкого оттока капитала и трудовых ресурсов и связанных с этим экономических потерь маловероятна. Единственным, по-настоящему серьезным вызовом в ЕАБР считают ухудшение геополитической обстановки в мире и регионе в частности.
В аналогичных красках в ЕАБР видят и дальнейшее развитие Казахстана, где сегодня отмечаются довольно серьезные успехи в экономике. Например, в первом квартале профицит счета текущих операций достиг $669,8 млн, в то время как годом ранее наблюдался дефицит в $46,1 млн. По мнению аналитиков банка, в 2025-м и последующие два года ожидается дальнейшее ускорение экономического роста Казахстана до 5,5%, который в ЕАБР, как и в случае с Арменией, решили пока не пересматривать. При этом такие показатели, как отмечают эксперты, будут достигнуты за счет «стимулирующей бюджетной политики», а также увеличения нефтедобычи (например, за счет запуска новых мощностей на нефтяном месторождении Тенгиз) и инициатив государства, сосредоточенных на развитии регионов и создании инфраструктуры.
Одновременно в ЕАБР считают, что практически единственным серьезным риском для Казахстана в будущем будет разрастание торгового конфликта в мире, который может привести к значительному снижению мировых цен на нефть. Однако в банке подчеркивают, что властям республики удастся нивелировать подобное негативное воздействие за счет активной диверсификации экономики и появления новых «внутренних точек роста».
Конечно, самым ожидаемым прогнозом ЕАБР является описание ситуации в Белоруссии и России, находящихся под беспрецедентным санкционным давлением Запада. Совершенно очевидно, что от состояния их экономик во многом зависит развитие всего постсоветского пространства Евразии. Как оказалось, несмотря на все действия ЕС, США и их союзников, Минску и Москве удалось не просто успешно противостоять введенным против них ограничениям, но и во многом обойти своих западных противников.
Так, относительно Белоруссии ЕАБР увеличил своей прогноз на 2025 год на 0,4%, считая, что ВВП республики вырастает на 3%. Главной причиной этого в банке видят не только «сильные результаты I квартала», но и расширение кредитования инвестиционных проектов, рост внутреннего спроса, в том числе за счет увеличения доходов населения, а также «реализацию государственной инвестиционной программы» и «восстановление выпуска в сфере информационных технологий». Правда, уже в 2026 году прогнозируется рост лишь на 1,9%, а в 2027 г. – на 1,5%. Причина этого кроется в рисках для белорусской экономики, которые лишь косвенно связаны с ситуацией на мировых рынках через Россию. Именно от обстановки в РФ, как считают в ЕАБР, и зависит будущее РБ. Поэтому в банке отмечают, что в случае сохранения в среднесрочной перспективе относительно высоких темпов роста российской экономики (не менее 2,5% в год) белорусский экспорт получит новый импульс к росту, вследствие чего рост ВВП вполне может сохраниться на уровне около 3%. И это в очередной раз доказывает, насколько сегодня Белоруссия и Россия тесно связаны друг с другом.
Прогноз ЕАБР в отношении России, к сожалению, выглядит самым пессимистичным из всех семи стран, входящих в сферу ответственности банка. Хотя необходимо признать, что даже с учетом всех неблагоприятных вариантов своего дальнейшего развития российская экономика все равно будет выглядеть лучше, чем экономика еврозоны или США. Так, аналитики банка считают, что текущая ситуация в РФ говорит о возврате экономики к «траектории сбалансированного роста». Это подтверждается наблюдающимся замедлением роста до самых низких за последние семь кварталов значений (по итогу 2024 года ВВП увеличился на 4,3%), а также ростом дефицита бюджет до 3,2 трлн рублей (1,5% ВВП), что на 2,1 трлн рублей больше по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Одной из причин аналитики банка считают сохранение высоких процентных ставок, что ограничивает потребительскую и инвестиционную активность, а также сокращение экспортных поставок на фоне снижения спроса на мировых рынках и укрепления рубля. Поэтому в ЕАБР приняли решение пересмотреть свой прогноз по росту ВВП России на 2025 год, снизив его на 0,4% до 2,0%. В последующем, как считают в банке, снижение продолжится, и данный показатель в 2026 году составит 1,7%, а в 2027-м – 1,5%. При этом отмечается, что ничего катастрофического в происходящем нет, так как ранее взятые высокие темпы роста не могли быть постоянными. В том числе и в связи с ситуацией на внешних рынках, зависимость от которой у российской экономики очевидна.
Однако даже в таких обстоятельствах в ЕАБР считают, что главным риском для РФ остается лишь резкое падение цен на энергоносители, в то время как вопрос о санкционным давлении уже не рассматривается. Проще говоря, аналитики банка, как и большинство экспертов в самой России, признают, что западные санкции в отношении РФ, надолго, и они уже являются не рисками, а объективной реальностью, к которой экономика страны либо уже приспособилась, либо заканчивает это делать.
Таким образом, макроэкономический обзор ЕАБР еще раз продемонстрировал провал политики Запада в отношении Белоруссии и России, экономики которых сумели приспособиться к негативным внешним условиям, созданным им со стороны ЕС, США и их союзников. Более того, стало очевидно, что страны Евразийского региона, в первую очередь входящие в ЕАЭС, продолжат активно развиваться в том числе и потому, что не ограничивают себя границами русофобии, которые сегодня присущи западному миру. Именно поэтому у них есть будущее, в то время как у тех, кто долгие годы считал себя венцом развития на планете, его может и не быть.