Зачем противопоставлять киргизский язык русскому? Обращение депутатов и общественности к Президенту Кыргызской Республики - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 04.07.2025 |

Зачем противопоставлять киргизский язык русскому? Обращение депутатов и общественности к Президенту Кыргызской Республики

Президенту Кыргызской Республики

Жапарову С.Н.

 

Уважаемый Садыр Нургожоевич!

Мы, граждане Кыргызской Республики, обращаемся к Вам, как к гаранту Конституции КР, с просьбой обратить внимание на то, что пакет изменений и дополнений к конституционному Закону КР «О государственном языке», который был принят Жогорку Кенешем КР 25 июня 2025 года, создал широкий общественный резонанс. Большая часть поправок, инициированных Национальной комиссией по государственному языку ПКР, не только не получила понимания и поддержки в обществе, но и вызвала множество критики в социальных сетях и СМИ, т.к. новые языковые инициативы существенно сокращают возможности применения официального языка в общественно-политической, образовательной, правовой и других сферах жизнедеятельности Кыргызстана.   

В рамках круглого стола: «Штрафовать или развивать: законодательные механизмы сбалансированной языковой политики Кыргызстана», который был проведен 10 июня 2025 г. на площадке Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» по инициативе общественных организаций и представителей гражданского сектора, экспертами и представителями научно-академического сообщества была отмечена необходимость развивать государственный язык Кыргызстана.

При этом также было подчеркнуто, что развитие государственного языка не должно происходить в ущерб официальному языку нашей республики, каковым является русский язык. Более того, было озвучено мнение о том, что билингвизм является преимуществом кыргызстанцев, которое позволяет гражданам республики не только иметь доступ к огромным массивам информации, к мировой культуре и литературе, к достижениям научно-технического прогресса и т.д., но и успешно конкурировать на рынке труда ЕАЭС, Турции и др. стран.

По данным Министерства образования и науки КР, около 80% населения республики степени владеют русским языком. Согласно исследованиям, в последнее время в Кыргызстане растет социальный запрос на его изучение. В связи с чем Кабинетом министров КР принят план по открытию новых образовательных учреждений, где преподавание будет вестись на русском языке. Это относится, в том числе к школам, которые будут открыты во всех областях Кыргызстана при содействии Российской Федерации. Однако принятые ЖК КР новые правовые нормы в языковой политике нашего государства вступают в явное противоречие с государственными инициативами в сфере образования.

В Кыргызстане русский язык имеет конституционный статус официального языка. Но принятый ЖК КР пакет из 18 законопроектов о внесении изменений и дополнений в языковую политику не только противоречит ключевым положениям Конституции в сфере использования официального языка, но и создает условия, в которых государство не сможет гарантировать реализацию всех гражданских прав населению. 

Радикальная языковая реформа, предлагаемая Нацкомиссией по госязыку, затронет банковские, нотариальные, судебные, уголовно-процессуальные, административно-правовые и многие другие процессы, включая сферу услуг и туризм, в которых участвуют граждане нашей страны. Непродуманная, недальновидная языковая политика может также негативно отразиться на реализации конституционных прав граждан на участие в выборных процессах.  Кроме того данные шаги могут в определенной степени повлиять и на взаимоотношения Кыргызской Республики со стратегическими партнерами, в том числе в рамках международных объединений.

Учитывая общественно-политическую чувствительность к языковым вопросам в нашем многонациональном государстве, послужившую причиной широкого общественного резонанса вокруг инициативы Нацкомиссии по госязыку о внедрении новых языковых норм;

Осознавая тот факт, что данная инициатива не является актуальной для нашей страны и не отвечает заявленным целям, а именно – не способствует развитию кыргызского языка;

А также проанализировав все негативные последствия, которые могут повлечь за собой радикальные языковые реформы,

обращаемся к Вам, как к нашему гаранту Конституции, с просьбой наложить вето на законопроект, который вступает в явное противоречие с Основным законом нашей многонациональной республики. 

 

По поручению группы депутатов, общественных организаций и представителей гражданского сектора Кыргызстана

ЦЭИ «Ой Ордо»

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
33
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика