
Четырехлетнее правление прозападной партии PAS, созданной Майей Санду и поддерживающей ее на посту президента Молдовы, привело страну к экономической катастрофе, резкому падению жизненного уровня населения и практически полному переходу к внешнему управлению со стороны Евросоюза.
Вполне естественно, что такое развитие событий буквально обрушило рейтинг PAS и поставило под серьезное сомнение не только возможность создания вновь однопартийного парламентского большинства по итогам предстоящих 28 сентября парламентских выборов, но и участие этой партии в какой-либо провластной коалиции.
В итоге в преддверии парламентских выборов действующая власть, отчаянно пытающаяся сохранить политическое статус-кво, применяет все имеющиеся в наличии средства и возможности, в том числе и практически неограниченный административный ресурс, для беспрецедентного давления на политических соперников и в первую очередь – на оппозицию.
Подготовка к осуществлению подобных мер была начата загодя: еще 12 июня парламентское большинство PAS проголосовало во втором чтении за проект закона «О национальной безопасности Молдовы и о внесении изменений в некоторые нормативные акты». Одним из главных нововведений стало то, что решения Высшего совета безопасности (ВСБ) будут административными актами, обязательными к исполнению. Неисполнение или воспрепятствование их исполнению «является преступлением и влечет за собой уголовную ответственность», говорится в документе.
На сегодняшний день, согласно действующему законодательству, в состав ВСБ входят глава государства, спикер, премьер-министр, другие члены правительства и руководители центральных органов власти. В его состав также входит директор Центра стратегических коммуникаций и борьбы с дезинформацией. Все эти должностные лица составляют совещательный орган, полномочия которого заключаются в выработке стратегии развития государства и определении конкретных мер по ликвидации непосредственных опасностей для страны.
В соответствии с принятыми изменениями в законодательстве, реформированный ВСБ начал трансформацию в исполнительный орган параллельного типа, характерный для авторитарных режимов – с чрезмерными полномочиями и без механизмов сдержек и противовесов.
И Санду практически сразу же после принятия парламентским большинством PAS нового закона не преминула «расчехлить» модернизированное оружие против оппозиции, созвав заседание ВСБ.
Несмотря на неожиданность и спешку, с которой было созвано это заседание, на Высшем совете безопасности прозвучали насколько громкие, настолько же и традиционные заявления, не имеющие четких обоснований и доказательств – президент Санду вновь обвинила Россию в попытках вмешательства в молдавские выборы. По её словам, Москва уже потратила 100 миллионов евро на дестабилизацию ситуации в стране, а парламентские выборы 2025 года якобы стали её главной целью.
Суть выступления главы государства сводился к уже давно избитым и замусоленным тезисам: в Молдове есть только одна правильная партия – PAS, все остальные – «ставленники Кремля», а если PAS проиграет выборы, наступит политический апокалипсис.
Санду также представила список из аж 10 «инструментов вмешательства России»:
- электоральная коррупция;
- кампании информационного манипулирования;
- организация проплаченных протестов;
- кибератаки;
- использование Православной церкви Молдовы;
- использование мессенджеров, в частности Telegram;
- привлечение организованной преступности;
- саботаж выборов в диаспоре;
- работа с электоратом в Гагаузии и Приднестровье;
- мобилизация и радикализация в интернете.
При этом никакие доказательства прозвучавших обвинений, как и раньше, не были представлены. Единственное, что продемонстрировала Санду – это уверенный тон и апелляции к катастрофе, если граждане вдруг выберут «не ту» партию.
Главным инструментом в руках «врагов» оказались, конечно же, Telegram и TikTok. Там, как оказалось, присутствуют и дезинформация, и подкуп, и инструкции, как «дестабилизировать Молдову». Особенное недовольство Санду вызвало то, что администрации мессенджера и видеосервиса коварно молчат и не желают сотрудничать с молдавскими властями в деле подавления свободы слова и атаках на оппозицию.
Кто ещё, по мнению Санду, «работает на Москву»? Это:
– так называемые «независимые» кандидаты, которые внезапно притворяются проевропейцами и могут оттянуть у PAS голоса избирателей;
– суверенисты (с этими всё ясно: раз они против передачи суверенитета Молдовы в Брюссель, значит, они – явные враги «евроинтеграции»);
– бывшие участники запрещённой партии «Шор»;
– и, конечно, все, кто выходит на протесты: по словам Санду, они «проплачены» и «инспирированы извне», поскольку, по её авторитетному мнению, реальных поводов протестовать в Молдове нет и быть не может.
Вывод, который напрашивается из выступления Санду: критикуешь PAS – тебя уже записали в резиденты российской разведки.
В этом выступлении Санду нет практически ничего нового. Она и ранее заявляла, что Россия пыталась в свое время вмешаться в выборы президента и референдум о вступлении в ЕС. Однако ни до этих акций, ни сразу после того, как путем админресурса, фальсификаций, голосов диаспоры удалось получить необходимый для Санду и ее кураторов результат, никаких доказательств обвинений, предъявленных в адрес Москвы, не было предоставлено.
И здесь хочется напомнить, как неделю назад глава национальной разведки США Тулси Габбард заявила, что 44-й президент Барак Обама может быть привлечен к ответственности за госизмену и попытку государственного переворота. А именно его обвиняют в подделке данных разведки о «российском следе» на выборах в 2016 году.
Сейчас ситуация повторяется в Молдове, но только все более опасная для PAS. Санду понимает, что ее партия эти выборы может проиграть, поэтому ей требуется база для давления на оппозицию, а, возможно, даже для отмены выборов. Она навязывает населению мысль о том, что все, кто против ее партии, выступают против Молдовы. Делит молдаван на своих сторонников и остальных, которые для нее враги. Страна при такой политике может оказаться на грани гражданского противостояния.
Очевидно, что Санду должна была отреагировать на процессы объединения оппозиции и противопоставить что-нибудь, чтобы перехватить политическую повестку. Но созыв Высшего совета безопасности и раскручивание истерии – это политическое шулерство, а не способ перетягивания повестки. Понятно, что не о развале экономики, не об утрате суверенитета, не о росте внешнего долга ей говорить, когда такие темы на политическом поле консолидирует оппозиция. Весь этот спектакль направлен на манипулирование страхами граждан. У PAS и Санду нет достижений, о которых они могли бы говорить, поэтому будут давить на психику и истерить.
Отдельно надо отметить и то, что в заявлении Санду рядом с повседневной «российской угрозой» и «предстоящим вмешательством» прозвучали и довольно угрожающие вещи. Во-первых, что Telegram не отвечает на запросы молдавских служб безопасности и тоже причислен к угрозам. Все это означает, что начинается активная борьба с теми, кого не удалось до того подчинить, кто не идет на поводу у Санду и PAS. И поступившая от источников в правительстве информация о том, что за две недели до выборов Telegram и TikTok будут заблокированы в Молдове, предстает уже совсем в другом свете.
А в-вторых, что Молдавскую православную церковь также назвали угрозой национальной безопасности. После столь тяжкого и открытого обвинения, которое в устах главы государства звучит как не подлежащий пересмотру приговор, православным христианам Молдовы остается ожидать принятия следующим составом парламента, в случае, если ее карманная Партия действия и солидарности вновь получит большинство мандатов, закона о запрете на территории страны Молдавской митрополии РПЦ по примеру украинского или эстонского антицерковных законов.
Примечательна оценка, которую дал в социальной сети Санду и прошедшему заседанию Высшего совета безопасности ее «крестный отец» в политике экс-премьер-министр Влад Филат, который обвинил Санду в использовании спецслужб не ради защиты страны, а против собственного народа: «Вместо того чтобы использовать ресурсы спецслужб для защиты молдаван, Майя Санду использует их для защиты от молдаван. СИБ проверяет партийные списки, СИБ проверяет артистов».
Ну и весьма красноречив итог, который подвел экс-премьер: «Когда главный проводник иностранного вмешательства рассказывает об иностранном вмешательстве, это не просто смешно, а оскорбительно».
Такова на сегодня молдавская власть, которая всеми силами цепляется за то, чтобы удержаться на своих высоких постах и после предстоящих парламентских выборов 28 сентября.