Страны, не имеющие выхода к морю: опыт ЦА и международное сотрудничество - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 15.08.2025 |

Страны, не имеющие выхода к морю: опыт ЦА и международное сотрудничество

Центральная Азия (ЦА) представляет собой уникальное пространство, где переплетаются интересы многих региональных и глобальных игроков. Сегодня уже не является секретом, что именно от ситуации в ЦА во многом зависит экономическая и политическая обстановка во всей Евразии, переживающей в настоящее время эпоху глобальных потрясений. При этом особенность Центрально-Азиатского региона в том, что страны, расположенные в нем, являются развивающимися и не имеют прямого выхода к морю, что ставит перед ними множество серьезных вызовов. Решить их поодиночке и без международной поддержки невозможно.

Необходимо напомнить, что развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю (англ. Landlocked Developing Countries, LLDC) – это 32 государства с общим населением около 590 млн человек (к 2050 году прогнозируется более 1 млрд). 16 из них находятся в Африке, 10 – в Азии, четыре – в Европе, два – в Латинской Америке, и все они сталкиваются с особыми экономическими и логистическими вызовами из-за отсутствия прямого доступа к мировым торговым путям. В частности, такие страны находятся в полной зависимости от инфраструктуры и административных процедур своих транзитных соседей, имеют высокие транспортные расходы (как правило, на 30% выше, чем у прибрежных стран), а также ограниченный доступ к рынкам и пр.

Поэтому неудивительно, что, имея 7% населения мира, они производят лишь около 1% глобального ВВП. Более того, в большинстве своем у таких государств, как правило, ресурсы крайне ограничены, и даже доступ к электроэнергии в них имеют лишь 61% жителей (92% в мире). Как отмечал на днях Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, «это яркий пример глубокого неравенства, которое ведет к маргинализации».

В этой связи на международном уровне внимание к развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, крайне высок, а в ООН даже приняли решение учредить Международный день информирования о проблемах таких стран, который с нынешнего года отмечается 6 августа. Более того, для совместного решения существующих проблем в 2001 году при содействии ООН была создана группа LLDC, а в последующем приняты различные документы, направленные на преодоление имеющихся в этих государствах проблем.

Правда, несмотря на определённый прогресс в развитии международного сотрудничества по вопросам логистики и транспорта, а также создании нормативной и договорной базы между группой LLDC и транзитными государствами, в полной мере поставленные цели пока не достигнуты. Как отмечают специалисты, сегодня, несмотря на все усилия, развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, все еще остаются на периферии международной экономики и далеки от прорыва в своем развитии.

Уникальность Центральной Азии в сложившейся ситуации заключается в том, что это  единственный регион в мире, который состоит исключительно из государств, не имеющих выхода к морю. При этом Азербайджан, Казахстан (самая большая страна в группе LLDC) и Туркменистан обладают доступом к Каспийскому морю, но оно не связано с мировым океаном, а поэтому его часто определяют, как «самое большое в мире бессточное озеро». Более того, Узбекистан и вовсе граничит только со странами, не имеющими выхода к морю, а до ближайшего морского порта необходимо пересечь как минимум две границы.

Поэтому в ЦА торговые издержки в ряде случаев достигают 50% от стоимости товара, а логистические ограничения приводят к затягиванию сроков доставки до 35–45 дней, что в 2–3 раза больше, чем в прибрежных государствах. Проблемой является и то, что в условиях низкого уровня прямых иностранных инвестиций, отсутствия развитой промышленной базы и ограниченного импорта в группе LLDC, в том числе и в Центральной Азии, наблюдается серьезная технологическая отсталость и сохранение экономики, основанной на аграрной и сырьевой специализации. Усугубляют ситуацию в ЦА и проблемы экологии, что уже привело к появлению порядка 2 млн климатических мигрантов, а продолжающееся обмеление Каспийского моря серьезно угрожает транспортной устойчивости региона, а с ним и будущему Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ, Срединный коридор). А ведь с ним центральноазиатские страны связывают надежды на свое дальнейшее развитие.

В сложившихся условиях, которые в последние годы усугубляются геополитической нестабильностью, региональными конфликтами и нарушением логистических цепочек по всему миру, неудивительным является стремление членов группы LLDC искать совместные и комплексные подходы к решению имеющихся проблем. Причем первые серьезные шаги в данном направлении были осуществлены еще в начале столетия, а знаковым событием можно считать проведение по инициативе Казахстана в 2003 году в Алматы первой Международной конференции ООН по развивающимся странам, не имеющим выхода к морю.

По ее итогам была принята Алматинская программа действий на 2004–2014 годы, направленная на снижение транспортных издержек, упрощение пограничных процедур и формирование элементов интегрированной логистики. В 2014 году в Австрии прошла вторая конференция, на которой приняли Венскую программу действий до 2024 года, главной целью которой стала глубокая структурная трансформация экономик участников группы LLDC.

 5–8 августа нынешнего года в национальной туристической зоне «Аваза» в туркменском городе Туркменбаши на берегу Каспийского моря прошла третья конференция, в которой приняли участие представители более 30 государств, в том числе России. На ней особый акцент был сделан на необходимости инновационных решений, стратегических партнерств и увеличения инвестиций для реализации потенциала государств группы LLDC. Помимо всего прочего, на мероприятии обсуждались вопросы организации свободного транзита товаров, справедливых тарифов, создания совместных пограничных переходов и зон приграничной торговли, развития совместной транспортной инфраструктуры, создания общих рабочих групп, обмена информацией и передовым опытом, а также многое другое.

По итогам конференции была утверждена программа действий на 2024–2034 годы и принята политическая декларация. Данные документы определяют единую стратегию для развивающихся государств, не имеющих выхода к морю, по пяти направлениям: структурная экономическая трансформация, торговля и региональная интеграция, транспорт и инфраструктура, адаптация к изменению климата и снижение риска бедствий, мобилизация финансирования и партнерств. Декларация также предусматривает увеличение инвестиций со стороны международных финансовых структур, укрепление сотрудничества по линии «Юг – Юг» и более широкое включение интересов группы LLDC в глобальные торговые и климатические повестки.

Кроме того, страны договорились развивать комбинированные транспортные коридоры и инфраструктуры, совершенствовать деятельность логистических центров и сухих портов, укреплять транзитное сотрудничество с соседними странами, провести упрощение таможенных процедур и расширить внедрение цифровых технологий. Все это было поддержано представителями различных международных организаций, пообещавших содействовать развитию представленных в «Авазе» инициатив группы LLDC.

Необходимо отметить, что проведение третьей международной конференции ООН по проблемам развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, именно в Туркменистане было неслучайно, так как именно Центральная Азия сегодня представляет собой пример успешной региональной кооперации, опыт которой вполне может быть использован другими участниками группы LLDC. На протяжении последних двух десятилетий центральноазиатские страны сделали немало на пути совместного решения региональных проблем. Это подтверждается множеством самых различных инициатив и проектов, направленных на увеличение внутрирегиональной торговли и создание единого транспортно-логистического пространства, соединяющего Центральную и Южную Азию, с выходом на глобальные маршруты по линиям «Восток – Запад» и «Север – Юг», а также с подключением к ТМТМ, который многим в ЦА видится историческим шансом изменить свою транзитную роль на евразийском пространстве.

Поэтому в регионе активно ведется строительство новых железнодорожных и автомобильных дорог (например, в 2025 году было запущено строительство железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан), проводится модернизация пограничных переходов, а также активно внедряются передовые технологии, в том числе «умные» транспортные системы для упрощения и ускорения грузооборота.

Схема железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан

Кроме того, страны ЦА не только активно работают над вопросами транспорта и логистики, но и стремятся к более тесной экономической интеграции, прекрасно понимая, что поодиночке им не решить существующие проблемы. Об этом свидетельствуют многочисленные встречи на высшем уровне и документы, которые центральноазиатские государства подписывают ради совместного движения вперед.

Наглядно это продемонстрировала прошедшая в 2024 году консультативная встреча глав стран ЦА в Казахстане, где впервые была принята Концепция развития региональной кооперации «Центральная Азия – 2040». Тогда же были утверждены Дорожная карта по развитию регионального сотрудничества и План действий по развитию промышленной кооперации на 2025–2027 годы, а также Меморандум о взаимопонимании по развитию транспортно-логистических центров. Все эти документы, по сути, определили будущее сотрудничество центральноазиатских государств по преодолению современных вызовов и проблем, в том числе связанных с отсутствием у них выхода к морю. Поэтому многие эксперты считают, что именно ЦА постепенно становится тем пространством, где на практике реализуются декларируемые международным сообществом принципы для всей группы LLDC.

Таким образом, необходимо констатировать, что проблемы развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, в настоящее время имеют серьезное значение как для отдельных регионов, так и всего мира. Особенно это очевидно в нынешней нестабильной геополитической обстановке, когда рушатся прежние международные связи и транспортно-логические цепочки, тем самым увеличивая нестабильность в самых разных уголках планеты. Поэтому поиск решения существующих проблем важен не только для стран, не имеющих выхода к морю, но и всего мирового сообщества.

В этой связи остается надеется, что итоги третьей конференции в «Авазе» и опыт сотрудничества стран ЦА помогут преодолеть нынешние трудности и позволят государствам группы LLDC выйти на новый уровень развития.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
103
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика