2025 год ознаменовался продолжением курса на изменение миграционной политики России, связанным с нарастанием угроз внутренней безопасности. В результате правовые механизмы регулирования миграционных потоков заметно ужесточились, а контроль за ними со стороны силовых структур усилился.
Ключевым фактором, который продолжал определять миграционную политику России на протяжении 2025 года, оставались угрозы внутренней безопасности, резко обострившиеся в условиях проведения СВО и тотального противостояния со странами Запада. Использование иностранными спецслужбами мигрантов из стран Средней Азии для совершения терактов внутри России заставило власти ужесточить правовое регулирования миграционных потоков из стран СНГ. Причем вызвано это было отнюдь не только терактом в «Крокус Сити Холле», унесшим жизни 150 человек. По данным ФСБ РФ, за семь месяцев 2025 года было пресечено 18 терактов в местах массового скопления людей, готовившихся мигрантами, и задержано 290 самих мигрантов, вовлеченных в террористическую деятельность. Неудивительно, что курс на ужесточение миграционной политики, взятый в 2024 г., продолжился и в 2025 г.
Впрочем, нарастание угроз внутренней безопасности стало отнюдь не единственным фактором, побудившим власти приступить к корректировке миграционной политики. На протяжении предшествующих лет в Подмосковье и некоторых других регионах России, главным образом крупных мегаполисах и их пригородах явственно обозначились черты миграционного кризиса. Его причиной стало перерастание временных трудовых миграций в постоянные и, как следствие, появление районов концентрации среднеазиатского населения – «этнических анклавов». В Подмосковье таким районом стали Котельники, в Калужской области – Обнинск, в Новосибирске – район Хилокского рынка. Наплыв мигрантов вызвал усиление нагрузки на социальную инфраструктуру (детсады, школы, больницы), а появление многочисленных детей мигрантов на детских площадках – конфликты с местным населением. Недовольство местных жителей вылилось в публичные обращения к властям с требованием навести в миграционной политике порядок.
В публичных выступлениях президента России на протяжении этого года неизменно подчеркивался приоритет интересов коренного населения. Так, 5 марта 2025 г. на расширенном заседании коллегии МВД РФ Владимир Путин, комментируя ситуацию в сфере миграции, отметил, что «…приоритет здесь – безопасность общества и граждан, сбережение нашей культурной идентичности. Необходимо пресекать каналы нелегальной миграции, активнее использовать современные инструменты миграционного контроля». 27 ноября во время визита в Киргизию В. Путин, выступая перед журналистами в Бишкеке, заявил, что «…и для нас, и для Кыргызстана очень важно всё делать для того, чтобы и в области миграционной политики в России всё было бы надёжно и с обеспечением интересов коренных жителей Российской Федерации, наших граждан, и нашей экономики, но и с тем, чтобы граждане Кыргызстана, которые приезжают, были бы готовы к этому».
Ужесточение миграционного режима в России началось вскоре после теракта в «Крокус Сити Холле». К августу 2025 г. Госдумой РФ, по словам ее председателя Вячеслава Володина, был принят 21 федеральный закон в сфере миграционной политики. Причем 17 из них были инициированы не администрацией президента, правительством или МВД, а самими депутатами, что говорит о наличии инициативы «снизу». По данным общероссийского опроса «Левада-центра» (признан иностранным агентом в России), проведенного в апреле 2025 г., 70% респондентов выступали за ограничение притока приезжих и только 21% настаивали, что никаких административных барьеров на их пути выставлять не надо. Негативное отношение к мигрантам распространялось и на отдельные сферы деятельности. Так, две трети опрошенных (66%) считали, что мигранты увеличивают уровень преступности, более половины (56%) настаивали, что они отбирают рабочие места у коренного населения, чуть более половины (52%) думали, что они разрушают российскую культуру и не способствуют развитию экономики (51%).
Главное событие 2025 г. в сфере миграции – утверждение президентом новой концепции миграционной политики на 2026-2030 гг. В отличие от предыдущих редакций этого документа, ее ключевая цель – «обеспечение безопасности государства». Основные инструменты – усиление контроля за передвижением иностранцев, главным образом с помощью цифровых методов, а также ограничение пребывания в РФ неработающих и не проходящих обучение членов семей иностранцев. Первый из них направлен на ограничение пребывания в России временных мигрантов, которые законных оснований находиться в стране не имеют, а второй – на борьбу с семейной миграцией, которая ведет к оседанию мигрантов в стране и формированию этнических анклавов. Вообще борьбе с анклавами концепция, в тексте которой о них упоминается трижды, уделяется особое внимание.
2 апреля 2025 г. указом президента на базе Главного управления МВД РФ по вопросам миграции была образована Служба по вопросам гражданства и регистрации иностранцев, в ведение которой отошли связанные с миграцией вопросы. Начальником службы в ранге первого заместителя главы МВД назначен «потомственный» силовик А.В. Кикоть, которому присвоено звание генерал-полковника. Накануне создания службы обсуждалось два варианта: создание отдельного миграционного ведомства по образцу существовавшей в таком статусе с 2012 по 2016 г. ФМС или же его учреждение в составе самого МВД. Предпочтение второго варианта говорит об остроте назревших миграционных проблем, при решении которых в существующей ситуации важен силовой и кадровый ресурс МВД. В структуре службы предусмотрен департамент цифрового развития и информационных технологий, на которые планируется сделать основной упор при решении миграционных проблем.
Внедрению цифровых средств контроля за миграционными потоками в 2025 г. уделялось особое внимание. Ключевые нововведения в этой сфере – начало работы с 5 февраля 2025 года реестра контролируемых лиц, в который включаются утратившие легальные основания для пребывания в России иностранцы. К включенным в реестр иностранцам применяется режим высылки до того момента, как они покинут территорию РФ или же будут исключены из реестра.
По данным на конец ноября, озвученным заместителем секретаря Совета безопасности РФ А. Гребенкиным, в реестр были включены сведения о 775 тыс. иностранцах. 13 октября председатель Госдумы В. Володин в своем телеграм-канале сообщил, что со времени запуска реестра из России было выдворено около 35 тыс. иностранцев, нарушивших закон. Это эквивалентно всего 4,5% от числа включенных на тот момент в реестр мигрантов. При содействии посольства Узбекистана из реестра были исключены около 160 тыс. граждан республики. Из них 70 тыс. смогли урегулировать свой правовой статус, а остальные покинули Россию или же были исключены из реестра по другим основаниям.
Из других «цифровых» нововведений в сфере миграционной политики – указ президента от 9 июля 2025 г. о введении «цифрового профиля иностранного гражданина», который должен содержать сведения о всех иностранцах, въезжающих, выезжающих и находящихся в России. Тем самым МВД получит в свое распоряжение инструмент, который позволит контролировать миграционные потоки. Ранее, пересекая границу, иностранцы нередко попросту «терялись» и могли находиться в стране нелегально. Заработать цифровой профиль должен до 30 июня 2026 г. Задачу оперативного контроля над прибывающими в Россию гражданами «безвизовых» стран СНГ должно обеспечить приложение «Амина», которое позволит отслеживать их местонахождение по геолокации через смартфон. Эксперимент по его введению стартовал в Москве и Подмосковье с 1 сентября 2025 г. и продлится до 1 сентября 2029 г. Касается он всех граждан безвизовых стран, прибывающих на срок свыше 90 дней.
Одно из самых нашумевших новшеств – введение с 2025/2026 учебного года тестов на знание русского языка для детей мигрантов, поступающих в российские школы. Помимо сдачи самих тестов детьми, процедура приема предусматривает и проверку законности нахождения в стране их родителей. 10 сентября Рособрнадзор опубликовал первые результаты тестирования, по итогам которого 9 из 10 детей приняты в школу не были. Две трети заявителей не смогли собрать полный пакет документов, а значит, имели проблемы с законностью пребывания в России. Из 5,9 тыс. детей, дошедших до стадии тестирования, успешно прошли ее лишь 50%. Вместе с тем проблемы со сдачей тестов обозначились и у русских по национальности детей, переселяющихся в Россию из Казахстана или Прибалтики. А это свидетельствовало об определенной недоработке новых правил приема в школу для этой категории.
Вместо прежней модели неограниченного, по сути, въезда граждан безвизовых стран СНГ Россия в ближайшем будущем планирует перейти на организованный набор трудовых мигрантов. В сентябре на встрече президента с лидерами парламентских фракций лидер ЛДПР Л. Слуцкий предложил запретить мигрантам привозить в Россию свои семьи, создающие нагрузку на социальную инфраструктуру, а глава «Справедливой России» С. Миронов – отменить патентную систему, заменив ее разрешением на работу, которое следует получать до въезда в страну.
В. Путин этого не исключил, предложив вопрос проработать. В конце ноября стало известно, что к оргнабору мигрантов планируется перейти с 2027 г., правда, пока в формате эксперимента, а в течение 2026 г. МВД должно подготовить необходимые нормативно-правовые акты и инфраструктуру. Иностранные работники должны будут проходить проверку у себя на родине и после отбора приезжать к конкретному работодателю.
Насколько широко будет применяться система оргнабора и станет ли возможным после ее введения свободный въезд граждан из безвизовых стран СНГ с целью «свободного» поиска работы внутри страны, пока не известно. Но значительную часть трудовой миграции, судя по всему, планируется перевести на новую систему. Она позволит усилить контроль за миграционными потоками и принимать именно трудовых мигрантов, которые приезжают с целью работы, а не постоянного проживания.
(Окончание следует)





