
Расширение внешнеэкономического ареала Евразийского союза получило новый импульс на рубеже первого и второго полугодий: подписаны соглашения о зонах свободной торговли с ОАЭ и Монголией. Параллельно восстанавливаются в ЕАЭС торговые льготы для ряда развивающихся стран, отмененные в 2021-22 годах.
В ходе встречи с наследным принцем, председателем исполнительного совета эмирата ОАЭ Абу-Даби шейхом Халедом Бен Мухаммедом Бен Заидом Аль Нахайяном 27 июня с. г. в Минске Владимир Путин подчеркнул, что взаимовыгодные экономические взаимосвязи «получают новый стимул: подписано соглашение об экономическом партнерстве (обозначает создание ЗСТ. – Ред.) между ЕАЭС и ОАЭ, предусматривающее отмену 85% пошлин, таможенных позиций по большому количеству товарной номенклатуры. Это, безусловно, будет способствовать гармонизации и дальнейшему расширению наших торгово-экономических связей». Аналогичное мнение высказал и наследный принц Аль Нахайян.
Согласно документу, экспортно-импортные пошлины отменяются примерно для 75% общего ассортимента обоюдных товаропоставок, что позволит более чем на треть увеличить их объем.
Товарооборот между Россией и ОАЭ в 2024 году достиг 10 млрд долл., что втрое превышает показатель трехлетней давности. Причем в российском экспорте преобладают готовые промышленные товары: нефтепродукты, пластмассы, химудобрения, ювелирные изделия, их совокупная доля достигает 65%. Не менее четверти приходится на продукцию АПК: зерно, халяльные мясо- и рыбопродукты, молочные изделия. Во встречных поставках максимальный удельный вес занимают нефтегазохимическая продукция, электротехнические изделия, ювелирное сырье.
Характерно и то, что к настоящему времени около 80% взаиморасчетов осуществляются в национальных валютах. Что обусловлено, прежде всего, стабильной платежно-покупательной способностью эмиратского дирхама и возможностями его конвертации (прежде всего безналичной) в рубли, минуя «транзитную», затратную конвертацию через западные валюты.
Доля РФ в торговле ЕАЭС с ОАЭ превышает 80%, удельный вес Белоруссии – около 15% (во взаимопоставках тоже преобладают готовые промышленные товары). Упомянутое соглашение с эмиратами поспособствует более активным торговым взаимосвязям и других стран Союза с ОАЭ: по предварительным экспертным оценкам, торговля Белоруссии и других стран ЕАЭС с ОАЭ в связи с означенным соглашением увеличится в целом не менее чем на четверть.
Как отмечает Владимир Осипов, завкафедрой мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью МГУ им. Ломоносова, подписанное соглашение – «хорошая база для дальнейшего расширения взаимовыгодных экономических связей. Документ усилит и российское политическое присутствие в регионе, потому что Россия в ЕАЭС – очевидный лидер». В более широком контексте обе стороны освобождают товарное движение между странами: это широкие возможности для нашего бизнеса, серьезный стимул для развития высокотехнологичного и агропромышленного экспорта.
Дополняет данную ЗСТ – в сфере взаимных капиталовложений и упорядочения обоюдного налогообложения – подписанный на днях В. Путиным закон «О ратификации межправительственного соглашения с ОАЭ (2025 г. – Ред.) об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении избежания и уклонения от налогообложения». Заметим в этой связи, что накопленные инвестиции ОАЭ в РФ превышают 2 млрд долл., они направляются в транспортную, прежде всего портовую, инфраструктуру, а также в развитие информационных и смежных технологий, некоторые сектора АПК.
Еще в феврале т. г. министр ОАЭ по внешней торговле Тани бен Ахмед аз-Зейуди заявил, что Эмираты «готовы наращивать инвестиции в России и других странах ЕАЭС». Тем более что они «уже осуществляют миллиардные вложения в Россию и продолжат увеличивать их объём, так как евразийский, включая российский рынок предоставляет множество возможностей для инвестирования». Если говорить подробнее, то, по оценке РФПИ (2021 г.), объем инвестиций ОАЭ в экономику РФ в ближайшие годы может превысить 10 млрд долл. Накопленные капиталовложения ОАЭ в других странах ЕАЭС ныне достигают примерно 450 млн долл., доля Казахстана в этих вложениях более 50%.
Тот же тренд – на восточноазиатском направлении. На полях заседания Высшего Евразийского экономического совета в Минске 27 июня с. г. подписано временное торговое соглашение между ЕАЭС и Монголией, предусматривающее зону свободной торговли. Срок действия документа 3 года с возможностью продления на следующие 3 года. С перспективой заключения постоянного ЗСТ-соглашения.
Этим документом обнулены или минимизированы пошлины более чем на 70% товарного ассортимента взаимной торговли ЕАЭС и Монголии. В том числе этими льготами охвачено, уточняет министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, «до 2 млрд долл. экспортных поставок ЕАЭС в Монголию, то есть 90% таких поставок. Что позволит производителям сэкономить ежегодно не менее 100 млн долл.».
Согласно документу, аграрии стран Союза будут иметь упомянутые льготные условия для поставок в Монголию таких товаров, как зерновые, молочная продукция, растительные масла, мясо- и птицепродукты, сахар, кондитерские изделия. Льготы распространены и на поставки из ЕАЭС ферросплавов, проката, трубопрокатной продукции, транспортных средств, товаров химпрома.
В свою очередь, монгольской стороне предоставляются те же льготные условия по поставкам в ЕАЭС всех видов мяса, некоторых видов масломолочной продукции, широкого ассортимента товаров легпрома.
Как пояснил А. Слепнев, «за последние несколько лет товарооборот между ЕАЭС и Монголией вырос более чем в полтора раза. Рассчитываем, что с началом функционирования соглашения (что планируется с последнего квартала с. г. – Ред.) такая тенденция укрепится, что позволит довести наш совокупный товарооборот до 3 млрд долл. и более».
Между тем почти весь товарооборот ЕАЭС с Монголией, по оценке Российского совета по международным делам (ноябрь 2024 г.), уже не первый год приходится на поставки из России (не более 5-6% – ввоз из Монголии). В первом полугодии т. г. эта диспропорция сохранилась. Такой перекос связывают в РСМД с завышенными таможенными пошлинами и нередко с жесткими ветеринарными требованиями к монгольской продукции животноводства. Отмечается в этой связи, что «те исторические максимумы, которые демонстрирует российско-монгольская торговля в последние годы (более 2 млрд долл. в год), достигаются исключительно наращиванием российского экспорта, в том числе несырьевого/неэнергетического».
Потому прогнозируется сокращение упомянутого торгового дисбаланса в связи с подписанным соглашением с параллельным развитием этих связей между Монголией и другими странами ЕАЭС. Так, казахстанские эксперты уверены, что ЗСТ с Монголией позволит увеличивать поставки из Казахстана в эту страну продукции массового спроса, товаров черной, цветной металлургии и химпрома. В свою очередь, белорусские предприятия в конце 2024 – начале 2025 г. заключили с монгольскими партнерами около 40 бизнес-соглашений по поставкам сельхозтехники, самосвалов и тягачей, товаров фармацевтики, оборудования для сельхозотраслей, масломолочных, текстильных товаров.
Серьезным дополнением упомянутых тенденций является начатый весной текущего года пересмотр в ЕЭК обширного перечня развивающихся стран, в 2021-22 гг. лишенных торговых льгот (нулевых или минимальных ввозных пошлин) на рынке ЕАЭС. Прежнее решение притормаживало взаимовыгодные торговые связи Союза с данными странами. Похоже, и в этой сфере начинает реализовываться прагматичная внешнеэкономическая политика ЕАЭС: в мае льготы решением ЕЭК восстановлены пока для Ливана, Иордании и тихоокеанской Самоа. По предварительной информации, в июле-августе намечено положительное решение еще примерно для 10 стран.
Словом, внешнеэкономический ареал Союза расширяется без преувеличения по всем азимутам дальнего зарубежья.