
Расположенная на перекрестке важнейших транспортных путей евразийского пространства, а также богатая своими природными ресурсами Центральная Азия в последние годы превратилась в настоящую арену соперничества как региональных, так и мировых игроков. Для России усиление в ЦА Китая, активизация здесь Турции и Ирана, а также рост интереса со стороны западных стран стали настоящими вызовами, заставив Москву активизировать свои действия в данном регионе. Ярким свидетельством стал прошедший в Душанбе 9 октября второй по счету саммит «Россия – Центральная Азия», который продемонстрировал сохранение важнейшей роли РФ в экономических, политических и гуманитарных процессах на евразийском пространстве.
После 2022 г., когда отношения России с Западом перешли в фазу острой конфронтации, значение Центральной Азии для Москвы резко возросло. Санкционное давление со стороны США и ЕС привело к разрушению прежних торговых цепочек, что заставило российские власти искать новые пути взаимодействия со странами евразийского пространства. Это, в свою очередь, нашло отклик среди центральноазиатских республик, увидевших для себя исторический шанс выйти на новый уровень развития. Показательным в данном случае можно считать значительный рост торговли между Россией и государствами ЦА. Так, экспорт из Казахстана в РФ увеличился более чем на 35%, из Узбекистана почти вдвое, а из Киргизии – в 4,5 раза. При этом значительная часть этого роста связана с реэкспортом: страны ЦА стали своеобразными посредниками в поставках санкционных товаров на российский рынок.
Вместе с тем в последние годы в регионе наблюдается серьезная активизация деятельности Китая, Турции и стран Запада, интерес которых к Центральной Азии объясняется экономическими и геополитическими факторами. Например, на Западе этот регион рассматривается и как источник ресурсов, и как возможность ослабить российское и китайское влияние. При этом в 2024 г. ЕС предложил центральноазиатским республикам инвестиционный пакет в размере $12 млрд евро в рамках инициативы Global Gateway, направленный на развитие инфраструктуры, цифровых технологий и управления водными ресурсами.
В свою очередь, Пекин видит в ЦА опору для реализации своей инициативы «Один пояс, один путь», а также инструмент контроля за транспортными и энергетическими коридорами, связывающими КНР с Европой. Поэтому неудивительно, что в сложившихся условиях Москве пришлось действовать более активно, находя новые формы взаимодействия со всеми странами региона, результатом чего и стал саммит «Россия – Центральная Азия».
Первый такой саммит прошел в 2022 г. в Астане, когда лидеры пяти государств региона и РФ собрались, чтобы отметить 30-летие установления дипломатических отношений. Тогда эта инициатива рассматривалась как попытка оформить сложившийся к тому времени диалог в формате «5+1» и создать своеобразную площадку, способную конкурировать по значимости с китайским и западным форматами сотрудничества. Второй саммит в Душанбе, который прошел 9 октября нынешнего года, стал логическим продолжением этой линии. Правда, сегодня речь идет уже не просто о символических встречах, а о конкретных шагах по развитию взаимодействия в политике, экономике, безопасности и гуманитарной сфере.
Место проведения саммита было выбрано неслучайно: столица Таджикистана в эти дни стала центром целого ряда международных мероприятий высокого уровня. Здесь проходили заседания Совета глав государств СНГ, Совета министров иностранных дел Содружества, а также государственный визит президента России Владимира Путина. Причем мероприятие состоялось после двух важнейших встреч российского лидера с главами Таджикистана Эмомали Рахмоном и Азербайджана Ильхамом Алиевым, которые продемонстрировали устойчивость статуса РФ в регионе и способность Москвы решать самые сложные вопросы.
Владимир Путин вместе с президентами Таджикистана, Казахстана, Киргизии, Туркменистана и Узбекистана с самого начала запланировали обсудить самый широкий спектр вопросов – от укрепления политического диалога и борьбы с терроризмом до сотрудничества в энергетике и гуманитарной сфере. Причем одними из центральных тем изначально были заявлены развитие торгово-инвестиционных связей, транспортная логистика и также участие России в модернизации инфраструктуры стран региона. И, как показали итоги саммита, все поставленные перед его началом вопросы были не просто рассмотрены, но и получат практическую реализацию в самое ближайшее время.
Саммит прошел под председательством президента РТ Эмомали Рахмона, а атмосфера мероприятия свидетельствовала о полном доверии и взаимопонимании собравшихся. Как отметил в начале встречи таджикский лидер, активное участие всех сторон в формате «Центральная Азия – Россия» свидетельствует об их стремлении к укреплению диалога и стратегического взаимодействия.
В ходе своих выступлений лидеры были практически едины в обозначении основных приоритетов дальнейшего сотрудничества: укрепление экономических связей, расширение инвестиций, развитие транспортной инфраструктуры, энергетики и промышленной кооперации. Важное место в обсуждениях заняли вопросы региональной безопасности на фоне сохраняющейся напряженной ситуации в Афганистане и на Ближнем Востоке.
В частности, В. Путин отметил, что Россия и страны региона демонстрируют схожие подходы к ключевым мировым проблемам и добились весомых результатов во всех сферах сотрудничества. Российский лидер подчеркнул, что товарооборот с центральноазиатскими государствами превысил $45 млрд, однако потенциал все еще полностью на раскрыт, учитывая численность населения и экономические возможности стран региона. В этой связи президент России сделал ряд предложений своим коллегам. Так, предложено объединить евразийские логистические проекты в единую сеть. Подчеркнута готовность РФ участвовать в строительстве новых гидроэлектростанций в Центральной Азии. В. Путин также отметил, что Москва заинтересована в более активном подключении партнеров к российским промышленным инициативам и в переходе на расчеты в национальных валютах, что позволит снизить зависимость от внешних финансовых систем.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, в свою очередь, подчеркнул, что для его страны Россия остается стратегическим союзником, особенно в условиях глобальной нестабильности. По его словам, приоритетом дальнейшего сотрудничества должно стать развитие промышленной кооперации, агросектора, транспортной и энергетической инфраструктуры. В числе конкретных предложений К.-Ж. Токаев назвал создание совместных кластеров глубокой переработки зерна, запуск программы по инвестиционному и инфраструктурному сопровождению восточной ветки коридора «Север – Юг», ремонт и строительство дорог и пр.
В аналогичном ключе были выдержаны и выступления других лидеров, которые также подтвердили, что Россия остается их ключевым партнером. Так, президент Киргизии Садыр Жапаров отметил, что приоритетом дальнейшего сотрудничества он видит развитие торговли и промышленной кооперации. Глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев выделил необходимость усиления политического диалога и практического сотрудничества, а также призвал к упрощению торговых процедур для более свободного выхода на рынки и развитию транспортных коридоров на евразийском пространстве. Кроме того, он выдвинул идею создания хаба промышленного инжиниринга «Центральная Азия – Россия» в Бухаре, Центра компетенций по атомной энергии в Узбекистане, регионального экспертного совета по искусственному интеллекту и цифровым технологиям и пр. В свою очередь, президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов заметил, что подобные нынешнему саммиту форматы позволяют укрепить стратегическое партнерство между его страной и Россией по множеству направлений: начиная от экономики и заканчивая вопросами политического характера.
Итогом саммита стали два ключевых документа – Коммюнике и План совместных действий на 2025–2027 годы. В частности, в итоговом Коммюнике президенты подтвердили важность сопряжения потенциалов евразийских организаций и многосторонних объединений, а также свое намерение устранять барьеры в торговле, создавать эффективные транспортно-логистические коридоры и укреплять производственные цепочки.
Отдельный блок коммюнике был посвящен вопросам энергетики и экологии. Стороны заявили о намерении совместно развивать традиционные и возобновляемые источники энергии, обмениваться технологиями энерго- и водосбережения, а также продвигать зеленую энергетику в соответствии с Парижским соглашением. Приветствовалась и готовность России делиться передовыми практиками в промышленной, сельскохозяйственной и природоохранной сферах.
Существенное внимание в документе было уделено вопросам безопасности. Так, стороны договорились углублять сотрудничество в противодействии экстремизму, незаконной миграции и наркоторговле, обмениваться информацией и координировать усилия с международными организациями. В документе также подчеркивается приверженность борьбе с терроризмом во всех его формах и необходимость консолидации усилий для предотвращения гуманитарных кризисов, прежде всего в Афганистане, чья стабильность рассматривается как ключ к безопасности региона.
Экономический блок коммюнике содержит в себе намерение продвигать инвестиционное сотрудничество, формировать благоприятный деловой климат и развивать промышленную кооперацию, включая создание совместных предприятий. Особое внимание было уделено новым направлениям – цифровой торговле, искусственному интеллекту, низкоуглеродной энергетике и «экономике замкнутого цикла».
Также в документе была отмечена и гуманитарная сфера, в которой президенты подтвердили готовность укреплять сотрудничество в образовании, культуре, спорте и здравоохранении, развивать межрегиональные связи и программы молодежных обменов. Помимо этого, было отмечено особое значение сохранения общего исторического и культурного наследия, включая память о Победе в Великой Отечественной войне.
Положения коммюнике были конкретизированы в Плане совместных действий на 2025–2027 годы. В нем определены практические шаги по углублению интеграции в экономике, транспорте, энергетике, науке, образовании и гуманитарных связях. Контроль за реализацией документа возложен на внешнеполитические ведомства, а промежуточные результаты будут рассматриваться на регулярных встречах министров иностранных дел. Планируется, что итоги выполнения плана подведут на третьем саммите формата «Центральная Азия – Россия» в 2027 г.
Таким образом, второй саммит «Россия – Центральная Азия» подтвердил наблюдающуюся в последние годы тенденцию к консолидации региона вокруг РФ, которая предлагает странам ЦА сотрудничество на основе равноправного партнерства. Более того, мероприятие, как и прошедшее 10 октября заседание Совета глав государств СНГ, вполне можно рассматривать как еще один шаг к формированию новой модели взаимодействия в Евразии, в которой Москва стремится предложить странам региона взаимовыгодные совместные проекты в самых различных направлениях, что выгодно отличается от того, что навязывают государствам ЦА Евросоюз и Китай.
По сути, Душанбинский саммит стал символом новой фазы евразийской интеграции, в рамках которой Россия готова содействовать превращению Центральной Азии в один из ключевых элементов новой системы международных отношений. И если первый саммит в Астане заложил основу диалога, то нынешний можно считать доказательством того, что предложенный Россией в 2022 г. формат сотрудничества начинает наполняться реальным содержанием, выгодным всем его участникам.
______________________________
Фото: http://www.kremlin.ru