Второй саммит «Россия – ЦА»: настоящее и перспективы сотрудничества - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 13.10.2025 |

Второй саммит «Россия – ЦА»: настоящее и перспективы сотрудничества

Расположенная на перекрестке важнейших транспортных путей евразийского пространства, а также богатая своими природными ресурсами Центральная Азия в последние годы превратилась в настоящую арену соперничества как региональных, так и мировых игроков. Для России усиление в ЦА Китая, активизация здесь Турции и Ирана, а также рост интереса со стороны западных стран стали настоящими вызовами, заставив Москву активизировать свои действия в данном регионе. Ярким свидетельством стал прошедший в Душанбе 9 октября второй по счету саммит «Россия – Центральная Азия», который продемонстрировал сохранение важнейшей роли РФ в экономических, политических и гуманитарных процессах на евразийском пространстве.

После 2022 г., когда отношения России с Западом перешли в фазу острой конфронтации, значение Центральной Азии для Москвы резко возросло. Санкционное давление со стороны США и ЕС привело к разрушению прежних торговых цепочек, что заставило российские власти искать новые пути взаимодействия со странами евразийского пространства. Это, в свою очередь, нашло отклик среди центральноазиатских республик, увидевших для себя исторический шанс выйти на новый уровень развития. Показательным в данном случае можно считать значительный рост торговли между Россией и государствами ЦА. Так, экспорт из Казахстана в РФ увеличился более чем на 35%, из Узбекистана почти вдвое, а из Киргизии – в 4,5 раза. При этом значительная часть этого роста связана с реэкспортом: страны ЦА стали своеобразными посредниками в поставках санкционных товаров на российский рынок.

Вместе с тем в последние годы в регионе наблюдается серьезная активизация деятельности Китая, Турции и стран Запада, интерес которых к Центральной Азии объясняется экономическими и геополитическими факторами. Например, на Западе этот регион рассматривается и как источник ресурсов, и как возможность ослабить российское и китайское влияние. При этом в 2024 г. ЕС предложил центральноазиатским республикам инвестиционный пакет в размере $12 млрд евро в рамках инициативы Global Gateway, направленный на развитие инфраструктуры, цифровых технологий и управления водными ресурсами.

В свою очередь, Пекин видит в ЦА опору для реализации своей инициативы «Один пояс, один путь», а также инструмент контроля за транспортными и энергетическими коридорами, связывающими КНР с Европой. Поэтому неудивительно, что в сложившихся условиях Москве пришлось действовать более активно, находя новые формы взаимодействия со всеми странами региона, результатом чего и стал саммит «Россия – Центральная Азия».

Первый такой саммит прошел в 2022 г. в Астане, когда лидеры пяти государств региона и РФ собрались, чтобы отметить 30-летие установления дипломатических отношений. Тогда эта инициатива рассматривалась как попытка оформить сложившийся к тому времени диалог в формате «5+1» и создать своеобразную площадку, способную конкурировать по значимости с китайским и западным форматами сотрудничества. Второй саммит в Душанбе, который прошел 9 октября нынешнего года, стал логическим продолжением этой линии. Правда, сегодня речь идет уже не просто о символических встречах, а о конкретных шагах по развитию взаимодействия в политике, экономике, безопасности и гуманитарной сфере.

Место проведения саммита было выбрано неслучайно: столица Таджикистана в эти дни стала центром целого ряда международных мероприятий высокого уровня. Здесь проходили заседания Совета глав государств СНГ, Совета министров иностранных дел Содружества, а также государственный визит президента России Владимира Путина. Причем мероприятие состоялось после двух важнейших встреч российского лидера с главами Таджикистана Эмомали Рахмоном и Азербайджана Ильхамом Алиевым, которые продемонстрировали устойчивость статуса РФ в регионе и способность Москвы решать самые сложные вопросы.

Владимир Путин вместе с президентами Таджикистана, Казахстана, Киргизии, Туркменистана и Узбекистана с самого начала запланировали обсудить самый широкий спектр вопросов – от укрепления политического диалога и борьбы с терроризмом до сотрудничества в энергетике и гуманитарной сфере. Причем одними из центральных тем изначально были заявлены развитие торгово-инвестиционных связей, транспортная логистика и также участие России в модернизации инфраструктуры стран региона. И, как показали итоги саммита, все поставленные перед его началом вопросы были не просто рассмотрены, но и получат практическую реализацию в самое ближайшее время.

Саммит прошел под председательством президента РТ Эмомали Рахмона, а атмосфера мероприятия свидетельствовала о полном доверии и взаимопонимании собравшихся. Как отметил в начале встречи таджикский лидер, активное участие всех сторон в формате «Центральная Азия – Россия» свидетельствует об их стремлении к укреплению диалога и стратегического взаимодействия.

В ходе своих выступлений лидеры были практически едины в обозначении основных приоритетов дальнейшего сотрудничества: укрепление экономических связей, расширение инвестиций, развитие транспортной инфраструктуры, энергетики и промышленной кооперации. Важное место в обсуждениях заняли вопросы региональной безопасности на фоне сохраняющейся напряженной ситуации в Афганистане и на Ближнем Востоке.

В частности, В. Путин отметил, что Россия и страны региона демонстрируют схожие подходы к ключевым мировым проблемам и добились весомых результатов во всех сферах сотрудничества. Российский лидер подчеркнул, что товарооборот с центральноазиатскими государствами превысил $45 млрд, однако потенциал все еще полностью на раскрыт, учитывая численность населения и экономические возможности стран региона. В этой связи президент России сделал ряд предложений своим коллегам. Так, предложено объединить евразийские логистические проекты в единую сеть. Подчеркнута готовность РФ участвовать в строительстве новых гидроэлектростанций в Центральной Азии. В. Путин также отметил, что Москва заинтересована в более активном подключении партнеров к российским промышленным инициативам и в переходе на расчеты в национальных валютах, что позволит снизить зависимость от внешних финансовых систем.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, в свою очередь, подчеркнул, что для его страны Россия остается стратегическим союзником, особенно в условиях глобальной нестабильности. По его словам, приоритетом дальнейшего сотрудничества должно стать развитие промышленной кооперации, агросектора, транспортной и энергетической инфраструктуры. В числе конкретных предложений К.-Ж. Токаев назвал создание совместных кластеров глубокой переработки зерна, запуск программы по инвестиционному и инфраструктурному сопровождению восточной ветки коридора «Север – Юг», ремонт и строительство дорог и пр.

В аналогичном ключе были выдержаны и выступления других лидеров, которые также подтвердили, что Россия остается их ключевым партнером. Так, президент Киргизии Садыр Жапаров отметил, что приоритетом дальнейшего сотрудничества он видит развитие торговли и промышленной кооперации. Глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев выделил необходимость усиления политического диалога и практического сотрудничества, а также призвал к упрощению торговых процедур для более свободного выхода на рынки и развитию транспортных коридоров на евразийском пространстве. Кроме того, он выдвинул идею создания хаба промышленного инжиниринга «Центральная Азия – Россия» в Бухаре, Центра компетенций по атомной энергии в Узбекистане, регионального экспертного совета по искусственному интеллекту и цифровым технологиям и пр. В свою очередь, президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов заметил, что подобные нынешнему саммиту форматы позволяют укрепить стратегическое партнерство между его страной и Россией по множеству направлений: начиная от экономики и заканчивая вопросами политического характера.

Итогом саммита стали два ключевых документа – Коммюнике и План совместных действий на 2025–2027 годы. В частности, в итоговом Коммюнике президенты подтвердили важность сопряжения потенциалов евразийских организаций и многосторонних объединений, а также свое намерение устранять барьеры в торговле, создавать эффективные транспортно-логистические коридоры и укреплять производственные цепочки.

Отдельный блок коммюнике был посвящен вопросам энергетики и экологии. Стороны заявили о намерении совместно развивать традиционные и возобновляемые источники энергии, обмениваться технологиями энерго- и водосбережения, а также продвигать зеленую энергетику в соответствии с Парижским соглашением. Приветствовалась и готовность России делиться передовыми практиками в промышленной, сельскохозяйственной и природоохранной сферах.

Существенное внимание в документе было уделено вопросам безопасности. Так, стороны договорились углублять сотрудничество в противодействии экстремизму, незаконной миграции и наркоторговле, обмениваться информацией и координировать усилия с международными организациями. В документе также подчеркивается приверженность борьбе с терроризмом во всех его формах и необходимость консолидации усилий для предотвращения гуманитарных кризисов, прежде всего в Афганистане, чья стабильность рассматривается как ключ к безопасности региона.

Экономический блок коммюнике содержит в себе намерение продвигать инвестиционное сотрудничество, формировать благоприятный деловой климат и развивать промышленную кооперацию, включая создание совместных предприятий. Особое внимание было уделено новым направлениям – цифровой торговле, искусственному интеллекту, низкоуглеродной энергетике и «экономике замкнутого цикла».

Также в документе была отмечена и гуманитарная сфера, в которой президенты подтвердили готовность укреплять сотрудничество в образовании, культуре, спорте и здравоохранении, развивать межрегиональные связи и программы молодежных обменов. Помимо этого, было отмечено особое значение сохранения общего исторического и культурного наследия, включая память о Победе в Великой Отечественной войне.

Положения коммюнике были конкретизированы в Плане совместных действий на 2025–2027 годы. В нем определены практические шаги по углублению интеграции в экономике, транспорте, энергетике, науке, образовании и гуманитарных связях. Контроль за реализацией документа возложен на внешнеполитические ведомства, а промежуточные результаты будут рассматриваться на регулярных встречах министров иностранных дел. Планируется, что итоги выполнения плана подведут на третьем саммите формата «Центральная Азия – Россия» в 2027 г.

Таким образом, второй саммит «Россия – Центральная Азия» подтвердил наблюдающуюся в последние годы тенденцию к консолидации региона вокруг РФ, которая предлагает странам ЦА сотрудничество на основе равноправного партнерства. Более того, мероприятие, как и прошедшее 10 октября заседание Совета глав государств СНГ, вполне можно рассматривать как еще один шаг к формированию новой модели взаимодействия в Евразии, в которой Москва стремится предложить странам региона взаимовыгодные совместные проекты в самых различных направлениях, что выгодно отличается от того, что навязывают государствам ЦА Евросоюз и Китай.

По сути, Душанбинский саммит стал символом новой фазы евразийской интеграции, в рамках которой Россия готова содействовать превращению Центральной Азии в один из ключевых элементов новой системы международных отношений. И если первый саммит в Астане заложил основу диалога, то нынешний можно считать доказательством того, что предложенный Россией в 2022 г. формат сотрудничества начинает наполняться реальным содержанием, выгодным всем его участникам.

______________________________

Фото: http://www.kremlin.ru

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
445
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика