Постой, паровоз… «Вагоноколлапс» ограничил ж/д перевозки в Центральной Азии - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 03.12.2025 |

Постой, паровоз… «Вагоноколлапс» ограничил ж/д перевозки в Центральной Азии

Рост экономик стран Центральной Азии и непосредственно связанный с этим ростом всё увеличивающийся объём межстрановых железнодорожных грузоперевозок испытывают на прочность транспортно-логистическую инфраструктуру региона.

В этом контексте не стал неожиданностью временный запрет, введённый национальной компанией «Казахстанские железные дороги» на перевозку всех грузов через пограничный пункт «Сарыагаш» в направлении Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Афганистана и Киргизии.

Основной причиной называют критическое скопление грузовых вагонов на казахстанской стороне, достигшее более 8800 единиц по состоянию на середину ноября. Казалось бы, дело в нагрузке на железнодорожную инфраструктуру, но при ближайшем рассмотрении ситуация оказывается не столь однозначной.

Казахстанская сторона называет причиной нынешнего положения несвоевременный приём поездов со стороны «Узбекских железных дорог», которые сократили объемы приема ниже согласованной нормы в 35 поездов в сутки.  В результате вагоны с грузами застревают на подходах к Сарыагашу, создавая пробку, которая парализует весь региональный грузопоток. Отдельные казахстанские СМИ сообщают, что число простаивающих вагонов на самом деле может быть на порядок больше и достигать 12 тысяч вагонов.

Но узбекская сторона сообщает, что готова принимать до 40 поездов в сутки, а сам Казахстан при этом отправляет не более 33 поездов. Узбекистан также предложил перераспределить вагонопотоки с МГСП «Сарыагаш» на МГСП «Оазис». 

Зеркальная ситуация наблюдается и на границе Казахстана с Китаем, где по сообщениям разных источников на станциях Алтынколь и Достык скопилось от 3000 до 8000 вагонов. Казахстан называет причиной таможенные и административные барьеры со стороны Китая, который проводит длительные досмотровые процедуры с отбором проб и лабораторным анализом зерновых грузов в Урумчи и Пекине (5-10 суток), что привело к снижению количества принимаемых поездов с 14 до 10, а в отдельные дни – до 6 поездов в сутки. При этом председатель национальной ассоциации экспортёров KazGrain Зейнолла Абдуманапов сообщает, что с китайской стороны, наоборот, звучат утверждения о готовности принимать поезда из Казахстана, но тот их не отправляет, хотя китайские мощности на этом направлении не загружены и готовы к работе.

Где в данной ситуации истина, пока никто сказать не может. Очевидно лишь то, что проблема связана именно с главным сезонным экспортным товаром Казахстана – зерном. В прошлом маркетинговом году экспортёрам выделялись дополнительные субсидии на транспортные расходы при отправке зерна в дальнее зарубежье в размере 40 млрд тенге (компенсация 20-30 тыс. тенге за тонну). В текущем году субсидии не применяются, что привело к переориентации поставок на более короткие маршруты – в КНР и страны Центральной Азии и в первую очередь в Узбекистан, являющийся потребителем почти половины зернового экспорта Казахстана (1,23 миллиона тонн из 2,6 миллионов по официальным данным Министерства сельского хозяйства РК) (пока готовился этот материал, появилась информация о том, что для стабилизации ситуации правительство Казахстана готовится опять выделить субсидии для дальних экспортных маршрутов. – Ред.). При плане отправки в Центральную Азию 2500 вагонов в месяц поданы заявки на перевозку 5000 вагонов. При этом в октябре объем перевозок в этом направлении вырос на 25% от среднегодовых показателей.

Несмотря на заявления казахстанской стороны о том, что ситуация стабилизируется, проблема сохраняется, обстановка на транзитных узлах остаётся напряжённой, а сам транзит через Сарыагаш по-прежнему закрыт. Официального подтверждения о возобновлении перевозок от КТЖ или УзЖД не поступало, а запрет, изначально объявленный до 24 ноября, оказался фактически продлен до конца ноября.

Скопление вагонов сохраняется на уровне тысяч единиц, и поездная обстановка остается сложной. Фактически КТЖ превращается из компании-перевозчика в регулятора экспорта, который принимает решение об отправке тех или иных грузов на выбранные направления, исходя из загруженности и прибыльности маршрутов. Казахстанские экспортёры жалуются, что транзит поездов из Китая в Россию и из России в Китай продолжает идти, так как коммерческая транзитная ставка по сравнению с внутренним казахстанским тарифом выше в 2-2,5 раза. Участники зернового рынка Казахстана (включая Зерновой союз) выражают крайнюю обеспокоенность: они требуют от КТЖ срочных мер по разгрузке, а в случае отсутствия прогресса планируют обратиться напрямую к президенту Казахстана с просьбой о вмешательстве.

Ситуация усугубляется тем, что затронуты оказались не только прямые поставки в Узбекистан, но и транзит в Таджикистан, Туркмению, Киргизию и Афганистан, поскольку Сарыагаш – ключевой коридор для экспорта из России и Казахстана в регион. В итоге пострадали экспортеры, переработчики и потребители: в Центральной Азии возник дефицит импортных товаров, включая зерно и энергоносители, а в Казахстане – риски порчи урожая из-за задержек на элеваторах. Так, например, Таджикистан назвал причиной дефицита сжиженного газа в стране именно логистические проблемы Казахстана.

Страны ЦА ведут переговоры, стараясь улучшить алгоритмы приёма поездов, распределение графиков и координацию на границе, но пока особых результатов данные меры не приносят.

Нынешний «вагоноколлапс» стал ещё одним «звоночком» о том, что текущая транспортная инфраструктура ЦА-региона не справляется с многократно выросшим за последние несколько лет грузопотоком. Отрасль нуждается в многомиллиардных инвестициях, направленных на увеличение транзитных мощностей и модернизацию уже существующих, диверсификацию и запуск новых транспортных коридоров (в том числе мультимодальных).

Применительно к текущей ситуации стоит отметить, что все эти меры нужно было предпринимать ещё «вчера». С 2021 года по текущий момент грузопоток по направлениям на Узбекистан и Китай вырос в разы (применительно к транзитным маршрутам Россия-Китай, Китай-Россия рост составил 14 раз), но на каждый из этих маршрутов по-прежнему приходится всего по два погранперехода. А в случае с Узбекистаном основная нагрузка приходится именно на Сарыагаш, так как Оазис менее удобен для грузов, идущих на Ташкентский узел (получается слишком большой крюк).

Железнодорожная отрасль региона нуждается в согласованной межстрановой координации – так, создание единого координационного центра по грузопотокам в Центральной Азии могло бы помочь решить многие проблемы, связанные с конфликтом разнонаправленных действий национальных ж/д операторов, перевозчиков и экспортёров. Пока же любое происшествие, будь то сезонные всплески нагрузок, аварийные ситуации, таможенные и иные бюрократические барьеры, непродуманные решения национальных ж/д операторов или же сочетание всех или даже части указанных факторов, приводит к всё учащающимся логистическим кризисам.

По прогнозу Минтранса РК, к 2030 году грузопоток по «Срединному коридору» увеличится втрое. Смогут ли страны региона адаптироваться и подготовиться к этому вызову – пока большой вопрос.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
38
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика