
Позавчера просроченный президент Украины Зеленский был на приеме у Д. Трампа в Белом доме. И покинул его, мягко говоря, разочарованным. Как написал немецкий Bild, по мечте Киева о ракетах Tomahawk («Томагавк») нанесен серьезный удар.
«Нам самим нужны и Tomahawk, и много других мощных видов оружия, которые мы поставляли Украине, – заявил Д. Трамп. – Одна из причин, по которой мы хотим закончить эту войну именно так, потому что нам непросто поставлять огромные количества очень мощного оружия. Надеюсь, мы сможем завершить войну без обсуждения Tomahawk».
Тем не менее точка в вопросе не поставлена. Однако при любых условиях США могут предоставить Украине лишь ограниченное количество крылатых ракет «Томагавк», что вряд ли существенно изменит ход боевых действий на Украине, сообщает Financial Times. Цитируемый изданием военный специалист Марк Кансиан, ранее работавший в Пентагоне, а сейчас состоящий в аналитическом центре, отмечает, что в распоряжении США имеется около 4150 таких ракет. При этом, как утверждают военные эксперты, из 200 «Томагавков», приобретенных Пентагоном с 2022 года, более 120 уже использованы.
В бюджете на 2026 год главное военное ведомство США запрашивает средства только на 57 ракет. Кроме того, по информации Financial Times, Вашингтону могут понадобиться «Томагавки» для операций против Венесуэлы. Директор военных программ в Центре новой американской безопасности Стейси Петтиджон считает, что Вашингтон мог бы отправить Украине от 20 до 50 «Томагавков», но «на ход конфликта это не окажет значительного влияния».
Вывод американских экспертов, что на общую ситуацию на Украине ракеты «Томагавк» никак не повлияют, разделяют и некоторые их российские визави. Они обосновывают это как раз тем, что этих ракет у США не так много, так и тем, что пусковых установок для них еще меньше. Вдобавок ими еще надо научить пользоваться, к тому же «Томагавки», в отличие от российских «Кинжалов», легче перехватываются. Россия имеет спутниковую разведку, поэтому способна обнаружить пусковые установки, после чего по ним можно сразу же запустить «Кинжалы».
С выводами о неспособности «Томагавков» существенно повлиять на ситуацию согласны не все военные эксперты. Причем соответствующие аргументы озвучивались ими много лет назад и до начала СВО. Суть их заключается в следующем. Современная Россия имеет Единую энергосистему, связывающую все крупные электростанции в единую сеть, при этом подавляющая часть электроэнергетики имеет еще более централизованное снабжение топливом – природным газом. Около 80% промышленности, транспорта и городского хозяйства РФ зависят от природного газа, добывающегося в основном в одном месте – на Ямале и передающегося к потребителям и на экспорт по системе магистральных газопроводов. Достаточно перебить эти газопроводы буквально в 3-4 местах, чтобы европейская часть России, где находится основная часть населения и промышленности, включая военную, оказались почти полностью отсечены от газа. И, как следствие, от электроэнергии, тепла и сырья.
По мнению экспертов, ракеты «Томагавк» в состоянии справиться с любым газопроводом, поскольку модификации Block III и Block IV оснащаются боевой частью WVU-36/B с зарядом 340 кг взрывчатки. Взрыву боеголовки достаточно только нарушить герметичность трубопровода и высечь искру, а дальше газ под давлением в 54 атмосферы доделает все остальное. Сила взрыва такова, что вырвет и выбросит в сторону десятки метров стальной трубы большого диаметра и создаст большую воронку, над которой возникнет столб горящего газа.
В случае реализации худшего сценария, последствием ракетного удара по магистральным газопроводам может стать утрата 85% газа, ведущая к остановке большей части электростанций, прекращению подачи электроэнергии и тепла в жилые дома, резкому сокращению работы железных дорог. Электроэнергии останется в обрез, только на самые важные объекты и неотложные нужды. Если удар осуществят зимой, в сильные морозы, то ущерб будет гораздо больше, чем от ядерной бомбардировки.
При этом количество «Томагавков», необходимых для такого удара, по оценкам экспертов, значительным не является – около полусотни. Причем не баллистических с ядерными зарядами, а обычных современных модификаций этой американской крылатой ракеты.
Наряду с трубопроводами, в медиа уже озвучиваются и некоторые из других целей, которые западные хозяева режима в Киеве хотят поражать руками украинских марионеток на территории РФ с помощью «Томагавков». Если Трамп передаст Украине эти ракеты, в зоне поражения ВСУ окажутся около 1,5-2 тысяч российских военных и иных объектов, в т. ч. снабжающих российскую армию. Среди них: нефтебазы, склады с боеприпасами и военной техникой, заводы по производству БПЛА, военные аэродромы военные городки, ТЭЦ, электростанции, железнодорожные депо, мосты, жилые дома, НПЗ и т. д.
У ракет «Томагавк» есть варианты с дальностью полета 2500 и 1600 км. Согласно подсчетам экспертов Института изучения войны (ISW), в первом случае в радиусе их поражения окажется не менее 1945 российских военных объектов, во втором – не менее 1655. По их мнению, Украина сможет подорвать действия российской армии на фронте, если нацелится на тыловые районы, снабжающие ВС РФ вооружениями и поддерживающие их наступательные операции.
Словом, недооценивать тактико-технические возможности ракет «Томагавк» не стоит. Но и преувеличивать их способность коренным образом развернуть ситуацию в украинском конфликте тоже излишне.
Россия обладает мощными системами противовоздушной и противоракетной обороны, такими как С-400, С-500 и «Панцирь-С», способными перехватывать крылатые ракеты на разных высотах и дальностях. Эффективно использование комплексов РЭБ, таких как «Красуха» или «Мурманск-БН», для подавления систем наведения «Томагавков», которые зависят от GPS и инерциальных систем навигации, которые уязвимы для помех. Оперативно задействовать средства перехвата позволит раннее обнаружение пусков ракет путем задействования систем радиолокационного контроля, включая загоризонтные РЛС и спутниковую разведку.
Следует отметить, что вся шумиха вокруг «Томагавков», совершенно увела в тень причины того, почему об этом заговорили в принципе. А данный момент весьма существенен. 9 октября Зеленский заявил не только о том, что Украина выдвинет на Нобелевскую премию мира кандидатуру Трампа, если тот передаст Киеву «Томагавки», но и выдвинул второе непременное условие – достижение прекращения огня.
К этому моменту ракетные атаки России уничтожили почти 60% газодобывающей инфраструктуры Украины, а сама РФ начала важнейшую и результативную стратегическую операцию. Ее цель – комплексное поражение объектов энергетической отрасли и газодобывающих объектов Украины (как пишет Bloomberg, это уже провоцирует стремительный рост закупок Киевом газа за рубежом, объем поставок может составить порядка 2 млрд евро, при этом на ремонт разрушенных объектов понадобится около 758 млн евро).
Как следствие, к концу октября количество пусков украинских дальнобойных БПЛА вглубь территории России должно серьезно сократиться. Другая задача российских ударов – серьезное сокращение мощностей украинского ВПК, отвечающего за выпуск дальнобойных БПЛА, а также ракет – тоже выполняется. Но и без этого, даже несколько дней интенсивных комбинированных ударов поставили Украину на грань тяжелейшего энергетического кризиса, благодаря чему сразу же и всплыла тема спасительного «чудо-оружия» в виде «Томагавков». Именно после того, как Россия нанесла удары по энергетическим и логистическим объектам Украины, Зеленский сделал ультимативные заявления в адрес президента США о поддержке Трампа на Нобелевскую премию мира взамен за получение «Томагавков» и необходимости прекращения огня со стороны РФ.
Имеются и другие четкие сигналы, что ситуация у нынешнего режима Украины стремительно ухудшается. Это рост количества пленных на Восточном фронте за 2025 год. Их число уже является рекордным за все время СВО и при этом постоянно идет по нарастающей. Второй сигнал – прекращение роста производства военной техники на Украине. Похоже, что она уже больше не может поддерживать то военное напряжение, с которым столкнулась. И это в то время, когда Европа требует мобилизации и трубит о готовности якобы обеспечить военные и финансовые потребности Киева. Но, судя по всему, Украине мобилизовываться еще сильнее уже просто некуда, и никакие «Томагавки» и прочее «чудо-оружие» уже не спасут укрорейх в его нынешнем виде.
В случае с возможностью появления «Томагавков» на Украине необходимо принимать во внимание и внешнеполитический аспект, связанный с интересами самих США. С одной стороны, президент Трамп как бизнесмен не прочь получить деньги из Европы за проданное за океан устаревшее оружие, да еще с 10-процентной наценкой. Сами по себе «Томагавки» все еще считаются хорошим оружием, возможно, так оно и есть, но это оружие предыдущего поколения, выпуск которого начался полвека назад. Сегодня США требуется перевооружение, поэтому утилизацию «Томагавков» они рассчитывают сделать, сбагрив их на Украину.
Но, с другой стороны, Трамп не может не понимать, что если поставки ракет «Томагавков» Украине все-таки состоятся, то они разрушат позитивные тенденции в отношениях России и США. Об этом уже недвусмысленно заявил президент РФ В. Путин: «Были вопросы, связанные, скажем, с обсуждением проблем с поставками новых систем оружия, в том числе дальнобойных систем высокой точности. "Томагавки" и так далее. Я уже сказал, что это приведет к разрушению наших отношений, во всяком случае, наметившихся позитивных тенденций в этих отношениях». Ответом России на «Томагавки», по словам В. Путина, будет усиление системы ПВО.
Также передача Украине этих американских крылатых ракет обернется серьезными последствиями для самих США во главе с президентом Дональдом Трампом. Зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев уже намекнул, что в ответ Россия может применить ядерное оружие, причем против США. По его словам, «отличить ядерное исполнение „Томагавков“ от обычного в полете невозможно», а запуск таких ракет, если он состоится, будет проводить не Украина, а США. «Как отвечать России? Вот именно», – отметил Д. Медведев.
Созвучную позицию огласил и белорусский руководитель Александр Лукашенко: «Последние мои встречи с президентом России как раз говорят о том, что россияне, руководство России нацелены на то, чтобы установить мир». Никакие «Томагавки» вопрос не решат! Это эскалирует ситуацию до ядерной войны. Наверное, это лучше всех понимает Дональд Трамп, который не спешит отдавать это смертоносное оружие и разрешать бить вглубь России, как на это рассчитывает президент Зеленский».
Россия не ограничивается одними заявлениями. По информации американского Bloomberg, на фоне недовольства состоянием отношений с США Москва уже выходит из соглашения о плутонии, являющимся стратегически важным для американской промышленности и ВПК ресурсом. Госдума РФ проголосовала за выход из соглашения об утилизации оружейного плутония, подписанного в 2000 году и замороженного В. Путиным ещё в 2016-м. Документ обязывал Россию и США переработать по 34 тонны плутония в топливо для АЭС. Замглавы МИД Сергей Рябков заявил, что «импульс, заданный саммитом в Анкоридже», где летом встречались Трамп и Путин, исчерпан, а выполнение договора в нынешних условиях неприемлемо.
В последние дни появились надежды, что российско-американские отношения получат новый импульс. Состоялся телефонный разговор между президентами двух стран, и уже началась подготовка к новой встрече лидеров России и США в Будапеште. Это дает основание для надежды, что в вопросе поставок «Томагавков» киевскому режиму будет окончательно поставлен «прочерк».