
России, Украине и МАГАТЭ нужно договориться о введении «режима тишины» в районе Запорожской АЭС для проведения ремонта линий электропередачи, которые обеспечивают внешнее питание станции, заявил 16 октября глава госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.
«Что касается конкретного ремонта, МАГАТЭ взяло на себя определенные посреднические функции. В этих переговорах сейчас участвуют МИД РФ, Минобороны и «Росатом». Речь идет о выделении «времени тишины» для проведения работ как на «Днепровской» линии, так и на линии «Ферросплавная», которая находится под контролем ВСУ. Очень ориентировочно, очень предварительно, возможно, такое решение будет реализовано уже завтра», – рассказал он.
А. Лихачев отметил, что, как оценивают специалисты, на ремонт уйдет шесть-семь дней, но когда работы начнутся, пока сказать нельзя. Со стороны России решение о «режиме тишины» будет принято на межведомственном уровне, в первую очередь с учетом позиции Минобороны.
Напомню, в начале месяца глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси сообщил о начале работ по восстановлению внешнего электроснабжения ЗАЭС, прерванного из-за обстрелов ВСУ в сентябре. В сообщении, опубликованном на сайте МАГАТЭ, говорилось, что эти линии электропередачи нуждаются в ремонте. Гросси также отметил, что Россия и Украина конструктивно взаимодействовали с МАГАТЭ по этому вопросу. «Никто не заинтересован в дальнейшем ухудшении ситуации в этом отношении», – сказал он.
Интересно, что в его сообщении ни слова не сказано о том, что послужило причиной прекращения подачи электроэнергии по ЛЭП «Днепровская» на АЭС. А это, как заявили в пресс-службе станции, – атака ВСУ. «В результате огневого воздействия Вооруженных сил Украины отключена высоковольтная линия электропередачи 750 кВ «Днепровская», – говорилось в сообщении.
А вот в отчете Гросси об этом ни слова. Зато он отмечает, что ЗАЭС осталась без внешнего электропитания в десятый раз с начала конфликта, что свидетельствует о сохраняющейся угрозе ядерной безопасности.
В десятый раз! Угроза ядерной безопасности! А кто создал угрозу? Об этом молчок!
И такая ситуация тоже складывается отнюдь не в первый раз. Напомню, делегация МАГАТЭ неоднократно посещала ЗАЭС, отмечая факты обстрела, при этом не уточняя, с чьей стороны.
Еще в начале осени 2020-го Гросси сетовал, что у миссии МАГАТЭ нет средств, которые позволили бы определить, кто обстреливает Запорожскую АЭС. По его словам, это «не только выходит за рамки мандата МАГАТЭ, но и потребовало бы огромного потенциала». А что, он сам или его эксперты не видят своими глазами, кто стреляет? Для этого нужны специалисты по баллистике?
К слову, если их и нет в штате МАГАТЭ (а должны быть!), можно пригласить со стороны. Денег нет в бюджете? А вот это неудивительно, учитывая, что финансируют организацию США, как и многие другие проекты ООН. И не раз Вашингтон угрожал финансирование прикрыть в случае, если МАГАТЭ примет неугодные ему резолюции. Разумеется, американцы не допустят, чтобы Гросси назвал имена тех, кто реально создает угрозу ядерной безопасности. Даже иной раз жалко смотреть, как он лопочет оправдания: мол, не вижу, кто стреляет. Хорошо, что он хотя бы видит, что это рукотворные обстрелы, а не метеориты падают. И не обвиняет во всем Россию. Спасибо и на этом.
В общем, с МАГАТЭ и другими зависимыми от США структурами все понятно. Люди – на работе: получают деньги за озвучивание «правильных» тезисов или молчание.
А вот что думают об этом те, кому за сокрытие или искажение ситуации денег не платят? И для которых ситуация на АЭС, оказавшихся в зоне боевых действий, может представлять непосредственную опасность? Ведь возможность нового Чернобыля на бывшей украинской территории – это угроза всей Европе.
А что Европа? Молчит. Мало того – продолжает во всем вставать на сторону Киева и вооружать его. И как знать, может, те снаряды и ракеты, что дают Украине страны ЕС, полетят в ЗАЭС, а там, как говорится, все будет зависеть, в какую сторону радиоактивный ветер подует.
Может, европейские политики не осознают опасности? Во всяком случае, они ее умеют видеть там, где в действительности ее нет. Достаточно вспомнить строительство Белорусской АЭС. Очень она занимала умы участников саммита осенью 2020-го, увидевших в ее строительстве опасность для Европы. А в феврале 2021-го Европарламент принял резолюцию, требующую приостановить запуск Белорусской АЭС из-за опасений, связанных с ее безопасностью.
А ведь Белорусскую АЭС Россия строила по последнему слову науки и техники, используя новейшие технологии, но в Европе этого «не заметили». Как и не замечали в течение многих лет постоянные инциденты на украинских АЭС, оборудование которых с советских времен было сильно изношено. Не обращали внимания, когда Киев решил отказаться от сотрудничества с «Росатомом» и взялся использовать для питания советских реакторов топливо Westinghouse; когда Украина договорилась с американцами, что те будут строить могильник для отработанного топлива на её территории, в то время как Россия сама забирала свое на утилизацию, т. е. не замечали перспектив появления огромной ядерной свалки с сомнительной степенью защиты.
Весной 2020-го члены Ассоциации ветеранов атомной энергетики и промышленности Украины обратились к властям с предостережением о том, что стране может грозить повторение Чернобыльской катастрофы. В обращении, в частности, отмечалось, что национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом» испытывает проблемы с финансированием обеспечения безопасной эксплуатации и закупок ядерного топлива. При этом, как отмечали авторы обращения, в компании ощущался острый кадровый голод, в связи с чем на руководящие должности привлекали непрофессионалов.
Власти Украины тогда, понятное дело, все проигнорировали? А Европа также предпочла ничего не замечать. Но и там не у всех застит глаза. Ряд европейских СМИ уже тогда обращали внимание на учащение опасных инцидентов на украинских АЭС, таких как замыкания, локальные пожары, сбой систем охлаждения, отключения приборов, главным образом из-за изношенности оборудования.
В том же 2020-м немецкая пресса прямо указывала на то, что украинские власти не могут взять под контроль пожары под Чернобылем. Тогда, напомню, огонь подобрался максимально близко к ЧАЭС, сгорел знаменитый «рыжий лес». Было даже обращение в немецкое правительство, откуда пришел обнадеживающий ответ: мол, «в настоящее время не наблюдают и не ожидают последствий из-за пожаров в заражённой радиацией местности для Германии».
И тут нет ничего про атомную энергетику – тут чистой воды политика. Украина – «свой сукин сын», ей можно спустить с рук все. Причем не только безалаберное отношение к ядерной безопасности. Но и сомнительные эксперименты в Харьковском физтехе, где националисты в 2022-м хотели уничтожить экспериментальный реактор, чтобы российские войска, которые могли взять город, не получили доступа к результатам этих экспериментов. И наконец, неприкрытые обстрелы ЗАЭС и других российских АЭС, что уже является откровенной попыткой спровоцировать ядерную катастрофу, и никак иначе.
Как сообщил посол по особым поручениям МИД РФ Родион Мирошник, в период с июля по сентябрь ВСУ «не менее 19 раз пыталась наносить удары по трем российским атомным электростанциям – Запорожской, Курской и Смоленской».
Еще осенью 2022-го, когда Россия созвала экстренное заседание Совбеза ООН по этой проблеме, представители стран Запада высказались в таком духе: вы передайте ЗАЭС Украине и вообще прекратите СВО и отведите войска на границы, признаваемые Западом, и все будет в шоколаде. Вообще-то, это самый настоящий ядерный шантаж!
Со стороны Киева это смотрится уже привычно, но со стороны европейских правительств тогда это было еще непривычно. Но эту же линию они ведут и сейчас. Понятно, что им плевать на живущих в зоне потенциального поражения людей. Но ведь пострадать могут и сами европейцы. Отмахиваясь от такого рода опасений, власти Брюсселя, Лондона, Берлина, Парижа фактически признают, что безопасность их граждан вторична в сравнении с интересами в украинском конфликте.
Хочется спросить: вы там вообще нормальные? Впрочем, на фоне того, как европейские лидеры всерьез рассуждают о неизбежной войне с Россией, т. е. третьей мировой и ядерной войне, ответ на этот вопрос все больше носит риторический характер…