
Президент США Д. Трамп 13 октября заявил, что рассматривает возможность передачи Украине крылатых ракет наземного базирования BGM-109 «Томагавк» (Tomahawk), способных наносить удары вглубь России, но прежде может обсудить это с В. Путиным. «Украина очень нуждается в Patriots. Им бы хотелось получить «Томагавки». Посмотрим. Возможно, мне придется поговорить об этом с Россией. Хотят ли они, чтобы эти ракеты летели в их сторону? Я так не думаю. «Томагавки» – это новый шаг агрессии. Если эта война не будет урегулирована, я собираюсь отправить им «Томагавки». Это невероятное, очень наступательное оружие», – цитирует президента США американское агентство Bloomberg
Тремя днями ранее, 10 октября, представитель МИД Украины Георгий Тихий заявил, что режим в Киеве согласовывает с США «последние детали» относительно передачи ракет Tomahawk. Специалисты из обеих стран работают над согласованием технических аспектов передачи, включая варианты, пусковые установки и конфигурации, которые могут быть предоставлены ВСУ. Российский военный эксперт В. Прохватилов считает, что США уже передали Украине Tomahawk.
Применение Tomahawk с использованием наземных пусковых установок Typhon несет серьезные угрозы
По информации The Wall Street Journal, президент США Д. Трамп в конце сентября на встрече с В. Зеленским заявил, что открыт для отмены ограничений на использование Киевом оружия большой дальности для ударов по России. Тем не менее прямого одобрения глава Белого дома не дал. Издание Axios сообщало, что на той встрече Зеленский попросил именно ракеты «Томагавк», которые до этого США отказывались поставлять Украине.
По данным Financial Times, США могут передать Киеву от 20 до 50 «Томагавков», хотя эксперты отмечают, что этого «недостаточно для длительных глубоких атак против России». Также следует учитывать, что поставки Tomahawk, если они состоятся, – это не акт благотворительности. Речь идет о том, что ЕС купит эти ракеты у США и под контролем Вашингтона и на его условиях передаст их Киеву. Откуда европейцы возьмут деньги – американцев не интересует.
Кроме того, в случае с использованием этих ракет перед теми, кто намерен и далее усиливать эскалацию, возникают и другие проблемы.
1. США и их союзники не смогут поставить такое количество «Томагавков», которое способно переломить ход боевых действий. Отсутствует возможность обеспечить сколько-нибудь значительный вес залпа. Эти ракеты начали производиться еще с конца 70-х годов прошлого века, большинство из них старые. На вооружении США стоят только ракеты последних модификаций – Block IV и Block V. Block IV начали производить в 2004 году партиями в среднем 200-280 штук в год. В 2004-2020 годах произвели всего 3882 единицы Tomahawk Block IV, из которых около 400 были официально «израсходованы». Какое-то число было списано и израсходовано позднее. В 2021-2023 гг. ВПК США изготовил 260 единиц Tomahawk Block V, их производство имеет буквально штучный характер. В итоге на начало 2024 года США явно обладали не более чем 3,5-3,6 тыс. таких ракет. Режиму Украины Вашингтон даже если и даст, то в лучшем случае несколько десятков Tomahawk Block IV, максимум – сотню-другую. И на этом все.
2. Применение «Томагавков» без участия американских специалистов невозможно, не говоря уж про разведданные. О том, что запуск «Томагавков» требует участия специалистов США и что поставка этих ракет Киеву действительно может плохо кончиться, уже официально заявил пресс-секретарь президента РФ Д. Песков. По мнению военных экспертов, ВСУ не могут самостоятельно формировать цифровые карты и полетные задания. Всю эту информацию создают два американских Центра поддержки крылатых ракет. Поэтому, когда британские медиа рассказывают, что королевский флот самостоятельно пускает крылатые ракеты, то они сильно лукавят. Физический пуск действительно проводят британцы, но всю цифровую информацию они получают из США, без нее «Томагавк» – это болванка.
3. Трамп может передать «Томагавки», но разрешит ли бить ими по России? Допущение подобного рода озвучили 7-8 октября на Украине, пояснив, что тем самым «Путину предоставляется возможность отступить». О том, что передача Украине ракет «Томагавк» займет месяцы, а президент США может не сразу разрешить украинской армии запускать их по целям в России, сообщил британской газете The Telegraph зампред комитета Верховной рады по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки Е. Чернев.
Издание отмечает, что депутат «входит в небольшую группу парламентариев, которые досконально осведомлены» о вопросах поставок вооружений. По словам Чернева, есть несколько вариантов развития событий: Трамп может передумать и отказаться от поставок ракет, либо одобрит их передачу, но запретит использовать по назначению. Также он может разрешить удары только по определенным целям. «На каждом из этих этапов [президенту РФ Владимиру] Путину предоставляется возможность отступить и пойти на переговоры. И поэтому поставки и применение ракет, скорее всего, будут очень постепенными», – отметил Чернев. Он допустил, что в случае поставок Киев сначала получит не более пары десятков «Томагавков», а дальше США будут смотреть на реакцию Кремля. Если её не последует, давление будет усилено, «и наконец, через какое-то время все ограничения будут сняты», полагает представитель Верховной рады.
4. В свое время более чем полусотни «Томагавков» смогли вывести из строя (и то лишь примерно на пару недель) одну авиабазу Шайрат в Сирии. Пропагандисты ВСУ уже успели насчитать на территории РФ около 2 тыс. только военных объектов, которые, по их мнению, годятся как цели для Tomahawk. В зоне поражения окажутся как аэродромы, где базируется стратегическая авиация, так и многие предприятия оборонно-промышленного комплекса РФ, которые ранее ВСУ могли атаковать только с помощью небольших дронов. Например, «Томагавк» может долететь до Елабуги, где находится производство БПЛА «Герань». В целом в зону действия «Томагавков», если их запускать с территории Украины, в России попадают более полутора тысяч важных объектов.
Однако у США просто нет такого количества крылатых ракет, чтобы хотя бы на неделю вывести все их из строя. И то при условии, если допустить гипотетический вариант отсутствия у РФ мощной ПРО.
5. Подобный класс оружия не очень предназначен для текущей стадии СВО. Крылатыми ракетами в основном начинают войну, это оружие первого удара. Они дорогие, специализированные, имеют узкий спектр применения. Поэтому их не производят конвейерным способом, как снаряды или патроны. В этом просто нет практической необходимости. Такое оружие выполняет свою задачу и уступает место другим классам вооружений, а промышленность снова начинает их накапливать на складах. Вдобавок, по состоянию на октябрь 2025 года, в отличие от российских «Калибров», американских «Томагавков» в ядерном оснащении не существует уже более 10 лет.
6. Значительной угрозой остаётся передача «под шумок» крылатых ракет воздушного базирования семейства JASSM. Причины следующие. Общую картину СВО «Томагавки» изменить вряд ли смогут, т. к. в конфликте уже сложилась равновесная ситуация, которую крайне сложно поколебать. По мнению аналитиков, есть только два относительно реалистичных сценария, при которых это равновесие может быть разрушено: 1) внутрь конфликта будет вброшен какой-либо ресурс вроде JASSM, способный качественно изменить всю картину боевых действий, либо 2) создан связанный с этим конфликтом, но отдельный новый очаг масштабных боевых действий, по итогам которого решится судьба и СВО. «Томагавки» не являются ни тем, ни другим, поэтому на какое-то время они могут стать в основном новым фактором, к которому обе стороны будут приспосабливаться, но через некоторое время он перестанет оказывать сколь-либо существенное влияние на происходящее и станет частью общей системы конфликта.
* * *
Владимир Путин уже высказался о возможных поставках Украине «Томагавков». По его словам, ответом России на этот шаг, если он последует, станет усиление системы противоракетной обороны. Это заявление дополнил зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев, сообщивший, что передача Украине ракет Tomahawk обернется серьезными последствиями для самих США, и предупредивший: «Поставка этих ракет может кончиться плохо для всех. И прежде всего – для самого Трампа».