Главной новостью этой недели стал визит в Москву американской делегации в составе спецпосланника президента США Дональда Трампа Стива Уиткоффа и зятя американского лидера Джареда Кушнера, не занимающего в последнее время официальных постов, но заметно активизировавшегося в качестве дипломата в последнее время.
Переговоры с Владимиром Путиным в Кремле продлились около пяти часов и прошли за закрытыми дверями. Никаких официальных заявлений для прессы сделано не было. После них американцы посетили посольство и сразу улетели обратно в Америку, вопреки тому, что в планах у них значилась встреча с главой киевского режима Зеленским в Брюсселе.
Об итогах переговоров можно судить по скупым заявлениям участвовавшего в них помощника президента РФ Юрия Ушакова, который назвал беседу «весьма полезной, конструктивной, весьма содержательной». По его словам, стороны обсудили документы об урегулировании на Украине, которые Москва ранее получила от Вашингтона.
«Мы не обсуждали конкретные формулировки, конкретные американские предложения, а обсуждали суть того, что заложено в эти американские документы. С чем-то мы могли согласиться – и президент это подтвердил своим собеседникам, что-то у нас вызвало критику – и президент тоже не скрывал наше критическое, даже отрицательное отношение к ряду предложений», – рассказал Ю. Ушаков, подчеркнув, что стороны готовы продолжать совместную работу «для достижения долгосрочного мирного урегулирования на Украине».
Он также отметил, что американская сторона передала несколько документов: один содержал 27 пунктов, после него было еще четыре документа, которые также рассматривались в Кремле.
Судя по сообщениям печати, американский план, который изначально содержал 28 пунктов, на прошлой неделе претерпел существенные изменения, сократившись, по словам самого Д. Трампа, до 22 пунктов, по данным Financial Times – до 19. По итогам переговоров американцев с европейцами и представителями киевского режима было решено временно вынести за скобки решение территориального вопроса, решение о сокращении численности ВСУ и гарантий невступления Украины в НАТО, а также вопроса замороженных российских активов. Судя по всему, Европа также настояла на том, чтобы убрать пункт о возрождении G8 с участием РФ и о снятии антироссийских санкций.
Иными словами, если к плану и раньше были вопросы, хотя В. Путин говорил, что его положения «могут быть положены в основу окончательного мирного урегулирования», то после женевских консультаций их стало еще больше. Критически больше. Не случайно, если изначально В. Путин говорил в сослагательном наклонении («могут быть положены в основу»), то в конце прошлой недели он дал четко понять (в очередной, между прочим, раз), что без решения территориального вопроса никаких движений вперед не будет. На пресс-конференции после саммита ОДКБ в Бишкеке российский президент заявил, что боевые действия прекратятся только после вывода украинских войск с территорий ДНР и ЛНР, он также подчеркнул готовность России добиться этой цели «вооруженным путем».
Услышали ли его в США? Несомненно. Не могли не услышать.
Что касается Европы, то она задействует все возможные рычаги влияния на Вашингтон. С 3 по 5 декабря пройдет государственный визит в Китай президента Франции Эмманюэля Макрона, который явно летит не только от себя, но и от всего ЕС, который оказался втянут в торговую войну с Поднебесной. Договориться о её прекращении пока не удавалось и вряд ли удастся. Но Брюссель будет использовать этот рычаг давления на Вашингтон, принуждая не игнорировать его мнение в вопросе Украины в обмен на то, что Европа в противостоянии с КНР не займет сторону последней. Европейцы страдают от торговой войны с Пекином, инициированной США, но страдать «за идею», как в случае с Украиной, они не готовы. Тем более если ситуацию можно обыграть с выгодой для себя.
Вторым препятствием, мешающим Д. Трампу покончить с украинским кризисом, является сама Украина во главе с просроченным Зеленским, который категорически против прекращения конфликта на предложенных условиях. Казалось бы, Трамп сразу зашел с козырей, взяв Зеленского в тиски коррупционным скандалом. Но пока все, чего ему удалось добиться, это отставки казавшегося непотопляемым главы офиса президента Андрея Ермака, но и этот шаг Зеленский, скорее всего, предъявляет американцам как уступку, требуя уступок взамен, а именно не заставлять его принимать условия мирного плана.
Возможным компромиссом могло бы быть выведение спорных пунктов за скобки, что, судя по всему, в Женеве и во Флориде (где американцы контактировали с украинцами) попытались сделать. Однако Россия уже не верит пустым обещаниям, тем более обещаниям «решить вопрос когда-нибудь потом». Об этом Путин четко заявил накануне визита Уиткоффа. Формула «утром стулья, вечером деньги» (сначала мирный договор, а потом решение ключевых вопросов) не пройдет!
Исходя из этого, а также из того, что у американцев просто нет иной формулы, кроме вышеприведенной, которую одобрили бы в Киеве и Брюсселе, я изначально весьма скептически оценивал возможные итоги визита Уиткоффа, и эти ожидания оправдались более чем полностью – американцы уехали ни с чем. Несмотря на сдержанный оптимизм Ю. Ушакова и его слова о том, что «некоторые американские наработки по мирному урегулированию конфликта на Украине выглядят «более-менее приемлемыми».
При этом, по его же словам, есть формулировки, которые России не подходят. Осмелюсь предположить, что речь как раз о том, что ключевые вопросы выносятся за скобки и России вновь и вновь предлагают «утром стулья, вечером деньги».
А ведь все это было еще в Минских соглашениях, подразумевавших, что сразу после прекращения огня Киев начнет вносить изменения в Конституцию и примет закон об особом статусе Донбасса. В итоге этого не произошло. А выигранное от остановки боевых действий время Киев использовал для подготовки новой войны. При полной поддержке Запада и не только моральной.
«Путин заявил, что только первоначальное предложение США может служить основой для дальнейших переговоров, но вместе с тем добавил, что и оно требует существенной доработки», – пишет Guardian.
Не знаю, откуда они это взяли, что В. Путин сказал нечто подобное. Понятно, что британская газета, как и большинство западных СМИ, сегодня разгоняет мысль о том, что Россия якобы снова отвергла такой «прекрасный-замечательный мирный план», поскольку, мол, не хочет мира (очень цинично звучит со страниц газеты той страны, чей премьер некогда произнес сакральное: «Давайте просто воевать»). Тем не менее в этой фразе, как говорится, выдана «база», на которую опирается Запад при решении украинского вопроса.
Россия готова обсуждать изначальный план. Подчеркну – обсуждать, а не принимать безоговорочно, поскольку там есть неприемлемые для нас вещи. Но то, что нам привез Уиткофф сегодня, судя по всему, это не то, чтобы топтание на месте, а натуральный шаг назад. Причем не один. А значит и обсуждать пока нечего.
Хочется надеяться, что американцы это поняли. И тот факт, что они отменили встречу с Зеленским и сразу отправились в Вашингтон, говорит как раз о том, что все они поняли.
Вопрос в том, будут ли выводы и действия? Уже тот факт, что от переговоров фактически отстранен главный ястреб и «засланный неокон» в окружении Трампа Марко Рубио, свидетельствует о желании Белого дома замкнуть процесс на себя, выключив из него все еще испытывающий колоссальное влияние глобалистов Госдеп. Состав переговорной делегации соответствует этому стремлению: друг и партнер по гольфу и зять президента. Другой вопрос, который я уже поднимал: а что они могут?
Интересно, что сам Трамп накануне заявил, что Уиткофф разбирается, возможно ли украинское урегулирование на взаимоприемлемых для сторон условиях, признав при этом, что ситуация непростая. Надеюсь, разобрался.
Поняли, хорошо. Захотели разобраться – еще лучше. А вот по поводу возможностей что-то изменить, пока есть вопросы.
___________________________________
Фото: http://www.kremlin.ru





