
25 сентября польские власти открыли погранпереходы на границе с Белоруссией. Железнодорожное и автомобильное сообщение между двумя странами было прервано Варшавой 12 сентября, причина – российско-белорусские учения «Запад–2025», которые якобы могли отразиться на безопасности поляков и несли угрозу провокаций.
Как сообщила медиаструктура Politico, эта акция Варшавы привела к кризису глобального масштаба. Пролегающий через Белоруссию маршрут обеспечивает около 90% железнодорожных перевозок из Китая в ЕС и товарооборот на сумму 24 млрд долл. в год. От блокады в основном пострадал Китай, поскольку основную часть грузов составляла высокотехнологичная продукция, в том числе электроника. Для гигантских онлайн-ритейлеров Тети и Shein это был жизненно важный канал доставки. Убытки Белоруссии составляли 500-600 тыс. долларов в день.
Реакция в СМИ Польши была диаметрально противоположная. Rzeczpospolita утверждала, что акция польских властей «должна побудить Россию и Беларусь к деэскалации», поскольку остановлен поток грузов из Китая, который поддерживает дружеские отношения с РФ и РБ. Польские власти рассчитывали, что закрытие пограничных переходов может подтолкнуть Пекин к давлению на Москву и Минск.
Но так думали не все. Бывший кандидат в президенты Польши Славомир Ментцен, один из лидеров партии «Конфедерация», назвал решение премьера Дональда Туска бессмысленным, так как из-за него страдают польские транспортные компании, польская торговля и торговля с Китаем. «С экономической точки зрения это полный абсурд. Выигрывают от этого только литовцы, латыши и украинцы», – сказал политик.
Польский аналитик Радослав Пыффель, отмечая, что Польша имеет сильный инструмент давления и готова использовать его в случае новой угрозы, сравнил закрытие границы со «своего рода атомной бомбой». Но бомбы более эффективны, когда ими угрожают, а не используют. За последние три десятилетия Польша превратилась в логистическую империю. На этом держится малый и средний польский бизнес. Если бы Польшу обошли, субподрядчики крупных компаний понесли бы убытки. Говоря о потенциально возможном закрытии границы, аналитик считает, что правительство должно быть в состоянии «правильно разыграть эту карту, она может стать сильным рычагом, а может быть и гранатой, которая взорвётся в руках».
Проблемы затронули, разумеется, и саму Польшу. Государственный перевозчик РКР Cargo предупреждал: длительная блокировка приведёт к уходу грузов на южный маршрут – через Казахстан, Каспий, Чёрное море и Турцию. Это не только потери миллиардных оборотов, но и подрыв авторитета Польши как главного хаба «Нового шёлкового пути». Тысячи водителей, занятых в польских транспортных компаниях, «застряли между мирами». Полное закрытие границы – это проблема не только для логистики, а для всей экономики, подчёркивали эксперты. Польша лишилась критических поставок медикаментов и продуктов. Бывший глава Службы внешней разведки Польши Петр Кравчик считал, что ситуацией могут быть довольны США, которые вместо дополнительных пошлин в отношении Пекина получили паралич сухопутного торгового коридора Китай – ЕС.
Европейские СМИ в этой связи отмечают, что закрытие польско-белорусской границы может парализовать торговлю между Евросоюзом и Китаем. Европейская комиссия пыталась оценить возможные экономические последствия закрытия всех пунктов пропуска между Польшей и Белоруссией. При этом ЕК действовала осторожно, чтобы не показать, что она критикует Польшу.
Вместе с тем европейские эксперты признавали, что задержка поставки комплектующих из Китая может привести к остановке производства в Европе, а убытки будут исчисляться сотнями миллионов евро. Temu, Shein и другие будут вынуждены часть посылок отправлять морским транспортом, а часть (возможно 30%) – авиационным. Это скажется на стоимости и качестве товаров, особенно если самолеты будут перегружены.
Китай был вынужден немедленно отреагировать на действия польских властей, направив в Варшаву министра иностранных дел Ван И, а в Минск – члена постоянного комитета политбюро ЦК КПК Ли Си. Белорусская зарубежная оппозиция встретила эти известия с бурным оптимизмом: «У властей Беларуси забирают "джокера" в отношениях с Китаем», «Лукашенко подставил Китай», «Китай приехал усмирять Лукашенко» и т. д. «Беглых», которые кормятся с рук европейцев, не волнует, каким образом эти деньги зарабатываются. Они твердили одно: «Если торговая блокада продолжалась бы дольше, от режима можно добиться многих уступок». В их воспалённом мозгу всплывали картины «выхода Беларуси из войны против Украины», освобождения всех политзаключённых (гораздо быстрее, чем это делает Дональд Трамп) и даже отставки президента РБ.
Однако эти ожидания не оправдались. По итогам переговоров в Варшаве не состоялось даже совместной пресс-конференции Ван И и его польского коллеги Радослава Сикорского. Итоговое заявление свелось к призыву «нормализовать ситуацию на границе» без каких-либо обвинений в адрес Минска. Более того, МИД Китая публично осудил действия Варшавы и заявил о намерении укрепить связи с арктическими странами, включая Россию.
Владимир Путин, который выступает за развитие арктических транспортных путей, также подключился к обсуждению ситуации. В результате Россия и Китай договорились об отправке судна из китайского порта Нинбо в Европу по Северному морскому пути, минуя Польшу. Последняя, таким образом, может утратить статус ключевого перевалочного пункта.
Ряд приграничных чатов утверждал, что логистические компании не стали ждать открытия границы и перенаправили грузы. Для этого был задействован маршрут через российский Санкт-Петербург, где контейнеры в порту Усть-Луга грузились на морской транспорт и отправлялись в Европу.
В Минске было, что рассказать Ли Си. Заявления Варшавы об угрозе со стороны Белоруссии не соответствуют действительности. Российско-белорусские военные учения были отодвинуты от западной границы и сокращены по масштабам. Так что именно Варшава нагнетает напряженность в этом регионе. Польские власти искусственно сделали из Подлясья один из наиболее напряженных регионов страны. Минобороны призывает граждан активно участвовать в строительстве «щита Восток». Мэр Варшавы Рафал Тщасковски в своих заявлениях призывал к смене власти в Белоруссии на главу беглой белорусской оппозиции Светлану Тихановскую. Президент Польши Кароль Навроцкий заявил, что Польша открыта к размещению иностранного ядерного оружия.
На встрече с Ли Си президент Александр Лукашенко назвал закрытие Польшей границы недружественным шагом против Китая. «Дело здесь не в Беларуси. Польша играет роль какого-то коня-скакуна в пользу других государств», – добавил он. Эксперты при этом разъясняют, что Варшава действовала по указке кураторов из-за океана, для которых ослабление связей ЕС и Китая – стратегическая цель. Белорусский политолог Алексей Дзермант не исключает продолжения провокаций со стороны Варшавы, пока там безраздельно правят евроатлантисты. Без обиняков высказался пропагандист Григорий Азарёнок: «По итогу китайцы подтвердили свою дружбу с Беларусью, а паны, задрав штаны, побежали открывать границу».
Однако история с закрытием границы Туска, похоже, ничему не научила. Он уверяет, что эта акция «выполнила свою задачу». В дальнейшем «закрытие границы как инструмент давления остаётся в распоряжении» Варшавы, если «усилится напряжённость или агрессивное поведение некоторых соседей», правительство не будет колебаться», заявил 23 сентября с. г. премьер-министр Польши.
В связи с открытием границы польская сторона призвала своих граждан, находящихся в Белоруссии, немедленно покинуть страну. Польское посольство объясняет это решение продолжающейся в регионе войной и неоднократными произвольными арестами граждан Польши. Имеются в виду аресты активиста польского меньшинства Анджея Почобута и польского шпиона Гжегоша Гавела.
Показательно, что белорусская сторона предлагала полякам встретиться и обсудить спорные вопросы, но получила отказ. Что касается Гавела, то он дал признательные показания, а при его задержании были обнаружены неопровержимые улики шпионской деятельности.