Ситуация на границе Белоруссии и Литвы в последние месяцы стала одной из наиболее острых тем в отношениях между Минском и Вильнюсом. Она наглядно демонстрирует пагубность современной политики литовского государства, построенной на русофобии и стремлении защищать интересы западных партнёров в ущерб национальным. Литовские власти, подстраиваясь под внешнеполитический курс Брюсселя и Вашингтона, уже давно сделали ставку на давление на своего южного соседа и отказались от прагматизма во взаимодействии с белорусской стороной.
Однако политическая враждебность, санкции, блокировка торговых путей и дипломатические демарши так и не смогли изменить ни внутреннюю, ни внешнюю политику Белоруссии, на что рассчитывали в Вильнюсе. Более того, такая стратегия не только не принесла Литве ожидаемого результата, но и создала для неё целый ряд проблем, ярким свидетельством чего является происходящее сегодня в транспортном сообщении между двумя странами.
В последние годы Литва планомерно делала всё, чтобы сократить автомобильное сообщение с Белоруссией, начиная от медленного оформления транспортных средств на границе и заканчивая закрытием пунктов пропуска. С 1 марта 2024 года литовские власти закрыли КПП «Райгардас» («Привалка» с белорусской стороны) и «Лаворишкес» («Котловка»), а движение пешеходов и велосипедистов было ограничено на оставшихся открытыми КПП «Мядининкай» («Каменный Лог») и «Шальчининкай» («Бенякони»). С 16 августа того же года начал действовать запрет на въезд в Литву автомобилей с белорусскими номерами, кроме случаев, когда владелец имеет визу или вид на жительство Литвы.
Однако в конце октября литовские власти решили пойти на резкую конфронтацию, полностью закрыв границу с соседней республикой – сначала на несколько дней, а затем до 1 декабря. Перемещение через пункты «Шальчининкай – Бенякони» и «Мядининкай – Каменный Лог» теперь возможно только для дипломатов, граждан ЕС и НАТО с видами на жительство, а также в гуманитарных случаях. Причём причина была названа более чем надуманная – борьба с воздушными шарами с контрабандой, которые якобы в последний месяц десятками залетали на литовскую территорию, парализуя работу Вильнюсского аэропорта и «создавая угрозу национальной безопасности».
Более того, официально литовская сторона обвинила в происходящем белорусские власти, хотя доказательств этого предоставлено не было. При этом стоит отметить, что подобные инциденты происходили и ранее, и, как отмечал Александр Лукашенко, литовцы сами принимали участие в этих схемах, получая выгоду от контрабандных товаров.
В действительности истинная причина закрытия границы лежит далеко не в сфере безопасности и тем более не связана с воздушными шарами и контрабандой. Как отметили в белорусском МИД, действия Вильнюса носят ярко выраженный провокационный характер и направлены прежде всего на создание искусственного кризиса, который затем можно представить в Брюсселе как доказательство «гибридной угрозы» со стороны Минска и запросить дополнительное финансирование из фондов ЕС. По сути, Вильнюс пытается заработать на искусственно раздутом конфликте, чтобы получить новые дотации и гранты под предлогом «борьбы с белорусско-российской угрозой». Нечто подобное уже удалось провернуть Польше, которая сумела вырвать из европейского бюджета миллиарды евро на укрепление своих восточных границ, а сегодня, как оказалось, и этих средств уже недостаточно. Однако в Литве явно недооценили все последствия своего шага, снова рассчитывая на то, что реакция Минска будет мягкой. Как показали последующие события, в этот раз белорусская сторона решила действовать довольно жёстко.
Как и ранее, Минск по дипломатическим каналам постарался решить возникшую ситуацию при помощи переговоров, хотя и довел до Вильнюса своё отношение к происходящему, отметив, что решения литовских властей нарушают базовые принципы свободы передвижения, закреплённые в европейских договорах. Более того, А. Лукашенко, заявляя, что Белоруссия не несёт никакой ответственности за происходящее, отметил, что Минск готов к диалогу и даже к извинениям, если будет представлено доказательство вины Белоруссии. Однако всё это никак не изменило подходы Вильнюса, где даже вознамерились сократить возможность железнодорожного транзита белорусских и иных товаров через свою территорию, в том числе в направлении Калининграда.
Подобное не могло не вызвать у Белоруссии ответной реакции, где решили не ждать и нанесли ответный удар, запретив с ноября перемещаться по территории республики литовским и польским грузовикам вне пограничных переходов, на которых они к этому времени находились. Таким образом, литовские фуры теперь не могут выехать из страны через Польшу или через какой-либо другой переход, за исключением того, на котором они были зарегистрированы в электронной очереди.
Более того, 10 ноября белорусские власти стали разгружать дороги, принудительно отправляя застрявшие фуры в специально отведённые стоянки под охраной (около 120 евро в день), откуда их после открытия границ смогут забрать транспортные компании, а водителям разрешили покинуть страну. При этом в МИД Белоруссии и сам А. Лукашенко недвусмысленно дали понять Вильнюсу, что, в случае если в ближайшие дни вопрос с фурами решён не будет, все они могут быть конфискованы в соответствии с белорусскими законами. И никакие требования Вильнюса о компенсации, которые литовские власти уже решили подготовить для судебных разбирательств в ЕС, в Минске учитывать не собираются, так как инициатором происходящего выступила сама Литва.
Ситуация, которая сложилась на границе Белоруссии и Литвы на сегодняшний день, может расцениваться как настоящая катастрофа для литовских перевозчиков. По данным белорусского Государственного таможенного комитета, в начале ноября в стране находилось около 5 тыс. литовских транспортных средств – тягачей, прицепов и полуприцепов. Это вызвало серьёзное недовольство в Литве, где Ассоциация перевозчиков Linava сообщила, что убытки отрасли могут достичь 1 млрд евро в год, если граница не будет открыта в ближайшее время. Как отмечал вице-президент ассоциации Олег Тарасов, ситуация близка к катастрофе, и каждая неделя простоя обходится перевозчикам в миллионы евро. В этой связи транспортные компании потребовали от правительства чёткий план действий и даже пригрозили протестами, а в сейме появились голоса, призывающие вернуть границу к нормальной работе. Спикер парламента Юозас Олекас прямо заявил, что граница должна быть открыта, чтобы люди могли жить нормальной жизнью. Однако всё это никак не изменило позицию руководства страны, а министр внутренних дел Литвы Владислав Кондратович заявил, что решение о закрытии не будет пересмотрено, несмотря на давление бизнеса.
По всей видимости, в Вильнюсе уже давно привыкли не обращать внимания не только на своих граждан и бизнес, но и на национальные интересы страны в целом. Именно Литва в последние годы является инициатором разрушения экономических связей с Белоруссией, что серьёзным образом бьёт по экономике самой прибалтийской республики. Так, из-за введённых санкций и ограничений после 2020 года объём литовского экспорта в Белоруссию сократился более чем на 80%, а доходы от транзита белорусских грузов – в первую очередь калийных удобрений и нефтепродуктов – упали до нуля, что лишило Литву сотен миллионов евро и превратило порт Клайпеды в убыточную морскую гавань.
Нынешние же действия Вильнюса только в ноябре привели к убыткам в 70 млн евро, поставив под угрозу около 35 тысяч рабочих мест. Прекращение движения через границу парализовало деятельность не только перевозчиков, но и экспедиторов, складских предприятий, сервисных компаний. Тот же порт Клайпеды, потерявший часть грузовиков, связанных с восточным направлением, сократил объём переработки на 12% уже в течение первых двух недель. По подсчётам экспертов, к декабрю убытки логистического сектора могут превысить 1,2 млрд евро, а суммарные потери ВВП достигнут 1,5%. Это огромная цифра для небольшой страны, чья экономика и без того находится под давлением внешних факторов и внутренних проблем. При этом Литва уже не первый год сталкивается с системными потерями, которые не удастся компенсировать ни дотациями ЕС, ни политическими заявлениями.
Закрытие границы не только ударило по транспортной отрасли Литвы, где занято около 6% экономически активного населения страны, но и по смежным отраслям – страхованию, сервису, складской инфраструктуре и пр. Уже сейчас литовские компании заявляют о вынужденных сокращениях и приостановке деятельности. Как отмечали в Linava, если ситуация не изменится, Литва может исчезнуть с логистической карты Европы, а в будущем страна рискует утратить позиции даже в торговле с азиатскими государствами. Более того, если впоследствии часть пунктов пропуска будет открыта, доверие к стабильности литовской границы уже подорвано, и грузоотправители будут избегать этого направления, опасаясь новых непредсказуемых решений Вильнюса.
Особенно чувствительными стали последствия для литовских экспортёров и импортёров, зависящих от белорусских и российских рынков. Вследствие закрытия границы им пришлось искать обходные маршруты через Латвию и Польшу, что увеличило расходы на логистику в среднем на 25–30%. Кроме того, возникли трудности с доставкой гуманитарных грузов и транзитом товаров в Калининградскую область. Литва, пытаясь использовать вопрос транзита как элемент давления на Москву, фактически создала риски для собственной репутации в ЕС. В Брюсселе всегда с настороженностью воспринимают любые самостоятельные шаги Вильнюса, связанные с калининградским направлением, так как это напрямую влияет на действия России, которая вполне может расценить происходящее как угрозу национальной безопасности со всеми вытекающими из этого последствиями.
В то же время транспортный коллапс на границе, организованный Вильнюсом, не будет иметь глобальных последствий для Белоруссии, которая уже адаптировалась к постоянному давлению извне и давно научилась быстро перестраивать логистику и торговые связи. Белорусские перевозчики не первый год лишены доступа на рынок ЕС, поэтому закрытие литовской границы не стало для них шоком. Страна научилась жить в условиях санкционного давления, переориентировав свой экспорт на восток и юг, адаптировав под это логистику. Уже в 2023–2024 годах Минск активно развивал направления через Россию, Казахстан, Китай, Иран, Турцию и другие государства.
Более того, возникшая ситуация даже укрепляет позиции Минска как ответственного партнёра в глазах других государств, видящих, что Белоруссия действует сдержанно и рационально, в то время как Литва демонстрирует непредсказуемость. Одновременно белорусская сторона продемонстрировала свою способность оперативно находить выходы из сложившихся неблагоприятных условий. Например, компания «Белтаможсервис» запустила железнодорожную схему доставки грузов в направлении Литвы через станцию Молодечно, а также анонсировала мультимодальный маршрут через Санкт-Петербург и Калининград. Конечно, в краткосрочной перспективе Белоруссия может потерять часть приграничного товарооборота, но в долгосрочной – способна выиграть от сложившейся ситуации, перераспределив потоки через Россию, Китай и новые евразийские маршруты.
Особенно, если учитывать, что Варшава планирует в ноябре открыть два ранее закрытых пункта пропуска на белорусской границе, что снимет напряжённость на литовском направлении, перенаправив транзит через Польшу. Впрочем, пока это всего лишь планы, и их реализация может затянуться по различным политическим причинам. Поэтому Минск сегодня, действуя довольно жестко в отношении Литвы, оставляет возможность для диалога: 11 ноября А. Лукашенко поручил организовать переговоры с литовской стороной «по вопросам нормализации ситуации и возобновления полноценного функционирования пунктов пропуска», которые вполне могут разрешить сложившуюся ситуацию на границе.
Таким образом, нынешние действия Вильнюса привели к тому, что Литва своими же руками загнала себя в ловушку. Политическое решение, принятое под лозунгами безопасности, обернулось катастрофическими последствиями для логистики и торговли, ростом недовольства внутри страны, а также ухудшением имиджа республики на международной арене. Пытаясь сыграть роль жертвы и даже заработать на этом, Литва нанесла серьёзный удар по своей экономике, последствия которого проявятся уже совсем скоро.
Как отмечал лидер партии «Заря Нямунаса» Ремигиюс Жемайтайтис, действия литовского правительства схожи с поведением «крепостного крестьянина, который вредит собственному народу». И если когда-нибудь в Литве возобладает здравый смысл, Вильнюсу придётся признать, что решение закрыть границу стало крупнейшей ошибкой последних лет, а выбранная властями республики агрессивная политика приносит только убытки. В то же время Минск в очередной раз показал свою способность действовать рационально, не поддаваясь на провокации. При этом нынешний кризис вполне может стать тем инструментом, который сделает Белоруссию сильнее и привлекательнее для иностранных партнёров, в очередной раз доказав, что именно диалог является единственным путём к решению любых проблем.





