Транспортный коллапс: как Литва угодила в свой же капкан на границе с РБ - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 13.11.2025 |

Транспортный коллапс: как Литва угодила в свой же капкан на границе с РБ

Ситуация на границе Белоруссии и Литвы в последние месяцы стала одной из наиболее острых тем в отношениях между Минском и Вильнюсом. Она наглядно демонстрирует пагубность современной политики литовского государства, построенной на русофобии и стремлении защищать интересы западных партнёров в ущерб национальным. Литовские власти, подстраиваясь под внешнеполитический курс Брюсселя и Вашингтона, уже давно сделали ставку на давление на своего южного соседа и отказались от прагматизма во взаимодействии с белорусской стороной.

Однако политическая враждебность, санкции, блокировка торговых путей и дипломатические демарши так и не смогли изменить ни внутреннюю, ни внешнюю политику Белоруссии, на что рассчитывали в Вильнюсе. Более того, такая стратегия не только не принесла Литве ожидаемого результата, но и создала для неё целый ряд проблем, ярким свидетельством чего является происходящее сегодня в транспортном сообщении между двумя странами.

В последние годы Литва планомерно делала всё, чтобы сократить автомобильное сообщение с Белоруссией, начиная от медленного оформления транспортных средств на границе и заканчивая закрытием пунктов пропуска. С 1 марта 2024 года литовские власти закрыли КПП «Райгардас» («Привалка» с белорусской стороны) и «Лаворишкес» («Котловка»), а движение пешеходов и велосипедистов было ограничено на оставшихся открытыми КПП «Мядининкай» («Каменный Лог») и «Шальчининкай» («Бенякони»). С 16 августа того же года начал действовать запрет на въезд в Литву автомобилей с белорусскими номерами, кроме случаев, когда владелец имеет визу или вид на жительство Литвы.

Однако в конце октября литовские власти решили пойти на резкую конфронтацию, полностью закрыв границу с соседней республикой – сначала на несколько дней, а затем до 1 декабря. Перемещение через пункты «Шальчининкай – Бенякони» и «Мядининкай – Каменный Лог» теперь возможно только для дипломатов, граждан ЕС и НАТО с видами на жительство, а также в гуманитарных случаях. Причём причина была названа более чем надуманная – борьба с воздушными шарами с контрабандой, которые якобы в последний месяц десятками залетали на литовскую территорию, парализуя работу Вильнюсского аэропорта и «создавая угрозу национальной безопасности».

Более того, официально литовская сторона обвинила в происходящем белорусские власти, хотя доказательств этого предоставлено не было. При этом стоит отметить, что подобные инциденты происходили и ранее, и, как отмечал Александр Лукашенко, литовцы сами принимали участие в этих схемах, получая выгоду от контрабандных товаров.

В действительности истинная причина закрытия границы лежит далеко не в сфере безопасности и тем более не связана с воздушными шарами и контрабандой. Как отметили в белорусском МИД, действия Вильнюса носят ярко выраженный провокационный характер и направлены прежде всего на создание искусственного кризиса, который затем можно представить в Брюсселе как доказательство «гибридной угрозы» со стороны Минска и запросить дополнительное финансирование из фондов ЕС. По сути, Вильнюс пытается заработать на искусственно раздутом конфликте, чтобы получить новые дотации и гранты под предлогом «борьбы с белорусско-российской угрозой». Нечто подобное уже удалось провернуть Польше, которая сумела вырвать из европейского бюджета миллиарды евро на укрепление своих восточных границ, а сегодня, как оказалось, и этих средств уже недостаточно. Однако в Литве явно недооценили все последствия своего шага, снова рассчитывая на то, что реакция Минска будет мягкой. Как показали последующие события, в этот раз белорусская сторона решила действовать довольно жёстко.

Как и ранее, Минск по дипломатическим каналам постарался решить возникшую ситуацию при помощи переговоров, хотя и довел до Вильнюса своё отношение к происходящему, отметив, что решения литовских властей нарушают базовые принципы свободы передвижения, закреплённые в европейских договорах. Более того, А. Лукашенко, заявляя, что Белоруссия не несёт никакой ответственности за происходящее, отметил, что Минск готов к диалогу и даже к извинениям, если будет представлено доказательство вины Белоруссии. Однако всё это никак не изменило подходы Вильнюса, где даже вознамерились сократить возможность железнодорожного транзита белорусских и иных товаров через свою территорию, в том числе в направлении Калининграда.

Подобное не могло не вызвать у Белоруссии ответной реакции, где решили не ждать и нанесли ответный удар, запретив с ноября перемещаться по территории республики литовским и польским грузовикам вне пограничных переходов, на которых они к этому времени находились. Таким образом, литовские фуры теперь не могут выехать из страны через Польшу или через какой-либо другой переход, за исключением того, на котором они были зарегистрированы в электронной очереди.

Более того, 10 ноября белорусские власти стали разгружать дороги, принудительно отправляя застрявшие фуры в специально отведённые стоянки под охраной (около 120 евро в день), откуда их после открытия границ смогут забрать транспортные компании, а водителям разрешили покинуть страну. При этом в МИД Белоруссии и сам А. Лукашенко недвусмысленно дали понять Вильнюсу, что, в случае если в ближайшие дни вопрос с фурами решён не будет, все они могут быть конфискованы в соответствии с белорусскими законами. И никакие требования Вильнюса о компенсации, которые литовские власти уже решили подготовить для судебных разбирательств в ЕС, в Минске учитывать не собираются, так как инициатором происходящего выступила сама Литва.

Ситуация, которая сложилась на границе Белоруссии и Литвы на сегодняшний день, может расцениваться как настоящая катастрофа для литовских перевозчиков. По данным белорусского Государственного таможенного комитета, в начале ноября в стране находилось около 5 тыс. литовских транспортных средств – тягачей, прицепов и полуприцепов. Это вызвало серьёзное недовольство в Литве, где Ассоциация перевозчиков Linava сообщила, что убытки отрасли могут достичь 1 млрд евро в год, если граница не будет открыта в ближайшее время. Как отмечал вице-президент ассоциации Олег Тарасов, ситуация близка к катастрофе, и каждая неделя простоя обходится перевозчикам в миллионы евро. В этой связи транспортные компании потребовали от правительства чёткий план действий и даже пригрозили протестами, а в сейме появились голоса, призывающие вернуть границу к нормальной работе. Спикер парламента Юозас Олекас прямо заявил, что граница должна быть открыта, чтобы люди могли жить нормальной жизнью. Однако всё это никак не изменило позицию руководства страны, а министр внутренних дел Литвы Владислав Кондратович заявил, что решение о закрытии не будет пересмотрено, несмотря на давление бизнеса.

По всей видимости, в Вильнюсе уже давно привыкли не обращать внимания не только на своих граждан и бизнес, но и на национальные интересы страны в целом. Именно Литва в последние годы является инициатором разрушения экономических связей с Белоруссией, что серьёзным образом бьёт по экономике самой прибалтийской республики. Так, из-за введённых санкций и ограничений после 2020 года объём литовского экспорта в Белоруссию сократился более чем на 80%, а доходы от транзита белорусских грузов – в первую очередь калийных удобрений и нефтепродуктов – упали до нуля, что лишило Литву сотен миллионов евро и превратило порт Клайпеды в убыточную морскую гавань.

Нынешние же действия Вильнюса только в ноябре привели к убыткам в 70 млн евро, поставив под угрозу около 35 тысяч рабочих мест. Прекращение движения через границу парализовало деятельность не только перевозчиков, но и экспедиторов, складских предприятий, сервисных компаний. Тот же порт Клайпеды, потерявший часть грузовиков, связанных с восточным направлением, сократил объём переработки на 12% уже в течение первых двух недель. По подсчётам экспертов, к декабрю убытки логистического сектора могут превысить 1,2 млрд евро, а суммарные потери ВВП достигнут 1,5%. Это огромная цифра для небольшой страны, чья экономика и без того находится под давлением внешних факторов и внутренних проблем. При этом Литва уже не первый год сталкивается с системными потерями, которые не удастся компенсировать ни дотациями ЕС, ни политическими заявлениями.

Закрытие границы не только ударило по транспортной отрасли Литвы, где занято около 6% экономически активного населения страны, но и по смежным отраслям – страхованию, сервису, складской инфраструктуре и пр. Уже сейчас литовские компании заявляют о вынужденных сокращениях и приостановке деятельности. Как отмечали в Linava, если ситуация не изменится, Литва может исчезнуть с логистической карты Европы, а в будущем страна рискует утратить позиции даже в торговле с азиатскими государствами. Более того, если впоследствии часть пунктов пропуска будет открыта, доверие к стабильности литовской границы уже подорвано, и грузоотправители будут избегать этого направления, опасаясь новых непредсказуемых решений Вильнюса.

Особенно чувствительными стали последствия для литовских экспортёров и импортёров, зависящих от белорусских и российских рынков. Вследствие закрытия границы им пришлось искать обходные маршруты через Латвию и Польшу, что увеличило расходы на логистику в среднем на 25–30%. Кроме того, возникли трудности с доставкой гуманитарных грузов и транзитом товаров в Калининградскую область. Литва, пытаясь использовать вопрос транзита как элемент давления на Москву, фактически создала риски для собственной репутации в ЕС. В Брюсселе всегда с настороженностью воспринимают любые самостоятельные шаги Вильнюса, связанные с калининградским направлением, так как это напрямую влияет на действия России, которая вполне может расценить происходящее как угрозу национальной безопасности со всеми вытекающими из этого последствиями.

В то же время транспортный коллапс на границе, организованный Вильнюсом, не будет иметь глобальных последствий для Белоруссии, которая уже адаптировалась к постоянному давлению извне и давно научилась быстро перестраивать логистику и торговые связи. Белорусские перевозчики не первый год лишены доступа на рынок ЕС, поэтому закрытие литовской границы не стало для них шоком. Страна научилась жить в условиях санкционного давления, переориентировав свой экспорт на восток и юг, адаптировав под это логистику. Уже в 2023–2024 годах Минск активно развивал направления через Россию, Казахстан, Китай, Иран, Турцию и другие государства.

Более того, возникшая ситуация даже укрепляет позиции Минска как ответственного партнёра в глазах других государств, видящих, что Белоруссия действует сдержанно и рационально, в то время как Литва демонстрирует непредсказуемость. Одновременно белорусская сторона продемонстрировала свою способность оперативно находить выходы из сложившихся неблагоприятных условий. Например, компания «Белтаможсервис» запустила железнодорожную схему доставки грузов в направлении Литвы через станцию Молодечно, а также анонсировала мультимодальный маршрут через Санкт-Петербург и Калининград. Конечно, в краткосрочной перспективе Белоруссия может потерять часть приграничного товарооборота, но в долгосрочной – способна выиграть от сложившейся ситуации, перераспределив потоки через Россию, Китай и новые евразийские маршруты.

Особенно, если учитывать, что Варшава планирует в ноябре открыть два ранее закрытых пункта пропуска на белорусской границе, что снимет напряжённость на литовском направлении, перенаправив транзит через Польшу. Впрочем, пока это всего лишь планы, и их реализация может затянуться по различным политическим причинам. Поэтому Минск сегодня, действуя довольно жестко в отношении Литвы, оставляет возможность для диалога: 11 ноября А. Лукашенко поручил организовать переговоры с литовской стороной «по вопросам нормализации ситуации и возобновления полноценного функционирования пунктов пропуска», которые вполне могут разрешить сложившуюся ситуацию на границе.

Таким образом, нынешние действия Вильнюса привели к тому, что Литва своими же руками загнала себя в ловушку. Политическое решение, принятое под лозунгами безопасности, обернулось катастрофическими последствиями для логистики и торговли, ростом недовольства внутри страны, а также ухудшением имиджа республики на международной арене. Пытаясь сыграть роль жертвы и даже заработать на этом, Литва нанесла серьёзный удар по своей экономике, последствия которого проявятся уже совсем скоро.

Как отмечал лидер партии «Заря Нямунаса» Ремигиюс Жемайтайтис, действия литовского правительства схожи с поведением «крепостного крестьянина, который вредит собственному народу». И если когда-нибудь в Литве возобладает здравый смысл, Вильнюсу придётся признать, что решение закрыть границу стало крупнейшей ошибкой последних лет, а выбранная властями республики агрессивная политика приносит только убытки. В то же время Минск в очередной раз показал свою способность действовать рационально, не поддаваясь на провокации. При этом нынешний кризис вполне может стать тем инструментом, который сделает Белоруссию сильнее и привлекательнее для иностранных партнёров, в очередной раз доказав, что именно диалог является единственным путём к решению любых проблем.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
116
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика