Белоруссия на протяжении многих лет находится в непростой ситуации, касающейся как её международного, так и внутреннего положения. Продолжающийся конфликт на Украине, санкционное давление со стороны стран Запада, нестабильность мировой экономики и трансформация системы международных отношений – всё это ставит перед белорусским руководством сложные задачи по сохранению стабильности в стране и её дальнейшему развитию. В этих условиях проведение 18–19 декабря очередного заседания Всебелорусского народного собрания (ВНС) рассматривалось властями республики как необходимость зафиксировать стратегические ориентиры и обозначить принципы, на которых будет строиться государственная политика в ближайшие годы.
Необходимо напомнить, что Всебелорусское народное собрание появилось в 1996 году и изначально задумывалось как форма народного обсуждения ключевых направлений развития страны, объединяющая представителей власти, трудовых коллективов, общественных организаций и регионов страны. В последующие годы ВНС созывалось для подведения итогов социально-экономического развития и определения стратегических приоритетов республики, однако с 2022 года статус Собрания вышел на качественно новый уровень. Теперь это высший представительный орган народовластия, обладающий правом определять стратегические направления внутренней и внешней политики, утверждать программы развития и обеспечивать преемственность государственной власти.
Первое заседание VII ВНС в новом конституционном качестве прошло 24–25 апреля 2024 года под девизом «Время выбрало нас!». Это был исторический шаг в институционализации этого органа и закреплении его роли в политической системе республики. Заседание 18–19 декабря стало второй сессией заседания, на которой рассматривались практические вопросы реализации новых полномочий.
На ВНС в Минск прибыло около 1200 делегатов из всех регионов и более 700 приглашённых участников, включая высших должностных лиц страны, представителей реального сектора экономики, политических партий и общественных объединений, глав зарубежных дипломатических миссий, руководителей международных организаций и объединений. Первый день работы Собрания был сосредоточен вокруг Послания президента Белоруссии народу и парламенту. Именно оно стало ориентиром для последующих выступлений и решений.
Своё выступление Александр Лукашенко начал с оценки внешнеполитической ситуации, отметив, что мир вступил в период серьёзных трансформаций, а Белоруссия вынуждена действовать в условиях постоянного давления. Он подчеркнул, что страна не стремится к конфронтации, но будет жёстко отстаивать свои интересы. Говоря об отношениях с Соединёнными Штатами Америки, Лукашенко отметил, что диалог с Вашингтоном ведётся «сильного с сильным», иногда «жёстко и упорно», но при этом остаётся важным элементом внешнеполитического баланса. Он подчеркнул, что Минск при этом сохраняет стратегические отношения с Россией и Китаем.
Лукашенко также отметил, что США являются серьёзным игроком, которого невозможно игнорировать, однако любые контакты возможны только при уважении суверенитета Белоруссии. По его словам, определённые переговоры с Белым домом продолжаются, их он охарактеризовал как подготовку «большой сделки», направленной на улучшение двусторонних отношений без ущерба для союзных связей с Россией. Среди прочего была упомянута возможность будущей встречи с Дональдом Трампом и работа над открытием посольства США в Минске.
Отдельно Лукашенко остановился на ситуации в Европейском союзе, заявив, что ЕС сегодня сталкивается с глубокими внутренними проблемами, экономическими трудностями и кризисом управления. По его словам, решения, принимаемые в Брюсселе, зачастую продиктованы не интересами европейских народов, а политической конъюнктурой, что в перспективе может привести к серьёзным последствиям для самого Евросоюза, который «может рухнуть». В этом контексте он отметил, что Белоруссия не закрыта для сотрудничества со странами ЕС, но не будет «бегать и унижаться», добиваясь снятия санкций.
Большой блок выступления был посвящён конфликту на Украине. Лукашенко в очередной раз подчеркнул, что Белоруссия не является стороной конфликта, однако напрямую ощущает его последствия, особенно в сфере безопасности. В этой связи он заявил, что союз с Россией обеспечивает защиту белорусских границ и сдерживание возможных угроз, но страна должна самостоятельно укреплять свою обороноспособность, в том числе с учётом ситуации на Украине. Он подтвердил, что размещение российских систем вооружений на территории Белоруссии является элементом совместной оборонной политики и направлено исключительно на предотвращение агрессии. Отдельно был упомянут российский ракетный комплекс «Орешник», который уже находится в Белоруссии и вскоре заступит на боевое дежурство, что позднее подтвердил министр обороны республики Виктор Хренин.
Подробно Лукашенко остановился и на состоянии белорусской экономики. Он отметил, что, несмотря на санкции, страна не только выстояла, но и адаптировалась к новым условиям. Президент привёл данные о росте отдельных отраслей, расширении экспортных направлений, сохранении занятости, выполнении социальных обязательств, снижении долговой нагрузки, росте золотовалютных резервов и укреплении доверия к национальной валюте. Особый акцент он сделал на развитии промышленности и сельского хозяйства. По его словам, деревня остаётся основой продовольственной безопасности страны, и государство будет продолжать поддерживать аграрный сектор, требуя при этом эффективности, дисциплины и отдачи от вложенных средств. Он подчеркнул, что «заливать деньгами» без результата больше никто не будет, а развитие должно идти через современные технологии и грамотное управление.
Отдельно президент Белоруссии говорил о технологическом суверенитете. Он отметил, что зависимость от внешних поставок в ряде сфер стала серьёзным уроком последних лет, и страна должна развивать собственные компетенции в машиностроении, микроэлектронике, IT и других направлениях. При этом он подчеркнул, что технологическое импортозамещение является ключевым для укрепления суверенитета в стратегических секторах, и сегодня речь о разумном сотрудничестве с теми странами, которые готовы работать на равных. По его словам, успешной моделью такого взаимодействия является партнёрство Минска с Москвой и Пекином.
Говоря о внутриполитической ситуации, Лукашенко достаточно жёстко высказался о попытках дестабилизации обстановки в стране. Он заявил, что попытки раскачать ситуацию извне продолжаются, но они не находят поддержки внутри общества. Лукашенко подчеркнул, что власть извлекла уроки из событий прошлых лет и не допустит повторения сценариев хаоса и уличных беспорядков. При этом белорусский лидер отметил, что в стране есть пространство для дискуссий и критики, но исключительно в рамках закона.
Он также говорил о недопустимости конфликта между институтами власти и о необходимости поддерживать гражданское согласие. По его мнению, текущая система управления должна строиться так, чтобы быть устойчивой к внешним и внутренним вызовам. При этом Лукашенко откровенно заявил, что он «уходящий президент» и не может занимать пост бесконечно. В этом контексте он подчеркнул роль ВНС как инструмента обеспечения преемственности и стабильности власти в будущем, отметив, что именно такие институты должны стать опорой государства при смене поколений.
После завершения основного доклада президент ответил на вопросы делегатов. В частности, он прокомментировал тему помилований, отметив, что подобные решения принимаются взвешенно и исходя из интересов государства, а не под внешним давлением. Лукашенко также ответил на вопросы о развитии спорта, подчеркнув, что проблемы в этой сфере связаны не только с международной изоляцией, но и с внутренними недоработками. Кроме того, он много говорил о патриотизме и необходимости сохранить мир на белорусской земле, вновь вспомнил о беглой белорусской оппозиции и агрессивной позиции Польши, возвращался к теме ответственности руководителей на местах и пр. По сути, его ответы, как и само Послание, стали квинтэссенцией заявлений и действий белорусского лидера за последний год, ещё раз подчеркнув незыблемость его прежних позиций как по внутренним вопросам, так и по международной повестке дня.
Второй день работы ВНС, 19 декабря, был посвящён ключевым организационным и программным решениям. Основным объектом внимания делегатов стал проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026–2030 годы – ключевого документа, который определяет ориентиры страны на ближайшую пятилетку. Документ, представленный премьер-министром Александром Турчиным, основывается на семи приоритетных направлениях, призванных обеспечить устойчивый рост и развитие всех сфер жизни в Белоруссии. Среди них: демографическая безопасность, укрепление здоровья нации и поддержка семьи, развитие человеческого потенциала, повышение качества окружающей среды, рост конкурентоспособности, цифровизация экономики, усиление обороноспособности и развитие инфраструктуры регионов.
В числе конкретных целей, которые были представлены на обсуждение, были заявлены увеличение ВВП за пятилетку на 15,8%, создание 5 млн кв. м нового арендного жилья и улучшение дорожной сети между районными центрами и агрогородками. Программа также уделяет внимание развитию цифровой экономики. В частности, уже в ближайшие пять лет власти намерены увеличить среднюю скорость мобильного интернета в четыре раза, что будет способствовать созданию условий для роста инновационных отраслей и улучшения качества доступа к услугам. В целом программа предусматривает масштабную модернизацию всех жизненно важных сфер страны, включая здравоохранение, образование, транспортную инфраструктуру и жильё. Как отмечал Турчин, национальный бюджет будет ориентирован на устойчивый рост реальных доходов граждан, создание новых рабочих мест и поддержку малого и среднего бизнеса. Программа была принята единогласно и имеет статус, аналогичный закону.
В рамках второго дня собрания были утверждены и другие структурные решения, в том числе кадровые назначения и избрания в руководство государственных органов. Делегаты переизбрали членов президиума и утвердили назначение ряда ответственных за реализацию ключевых направлений программы, что подчёркивает согласованность власти и общества в реализации стратегических задач. Принятие этих решений сопровождалось активным обсуждением, в котором приняли участие руководители ключевых министерств и ведомств, представляя детальную картину предстоящей работы и отвечая на вопросы делегатов. Например, министр связи и информатизации в своём выступлении подчеркнул, что цифровизация станет инструментом, обеспечивающим безопасность и удобство для граждан, включая практические примеры внедрения цифровой медицины.
Выступления А. Лукашенко во второй день были направлены на укрепление доверия к выбранной стратегии государственного развития. Президент неоднократно подчёркивал, что программа на ближайшие пять лет должна быть реалистичной и понятной каждому гражданину, да и исполнена без изменений по сути и форме: «Коль ВНС утвердил программу – это закон».
Лукашенко не мог во второй день обойти вопросы международного характера и безопасности страны. Он подчеркнул, что Белоруссия продолжит укреплять свой суверенитет и способность защищать государственные интересы, подтвердил появление в республике «Орешника» и сообщил об активном развитии местного ракетостроения. Важной темой также стали отношения с США, с которыми продолжаются контакты, а также с соседними государствами, в первую очередь Литвой. В последнем случае Лукашенко не только поручил компетентным органам разобраться с переброской «шариков» с контрабандой на литовскую территорию, чтобы не допустить эскалации, но и заявил о готовности Минска к диалогу с Вильнюсом на уровне внешнеполитических ведомств, несмотря на напряжённые вопросы миграции и безопасности на границе.
В целом второй день VII ВНС подтвердил намерение белорусских властей двигаться в рамках системного планирования и социально-экономической устойчивости. Как заявил Лукашенко по итогам заседания, утверждённая программа является основой для планомерной, последовательной и устойчивой работы по дальнейшему развитию республики, а выбранный на Собрании путь ориентирован на «обеспечение стабильности, повышение качества жизни, укрепление национального суверенитета и интеграцию современных технологий в экономику и социальную сферу, что должно создать условия для благополучия всех граждан».
Таким образом, VII Всебелорусское народное собрание можно назвать не только торжественным мероприятием, но и важным политическим событием, отражающим основные направления стратегии властей Белоруссии в нынешней международной конъюнктуре.





