Седьмое Всебелорусское народное собрание – республика выбрала своё будущее - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 21.12.2025 |

Седьмое Всебелорусское народное собрание – республика выбрала своё будущее

Белоруссия на протяжении многих лет находится в непростой ситуации, касающейся как её международного, так и внутреннего положения. Продолжающийся конфликт на Украине, санкционное давление со стороны стран Запада, нестабильность мировой экономики и трансформация системы международных отношений – всё это ставит перед белорусским руководством сложные задачи по сохранению стабильности в стране и её дальнейшему развитию. В этих условиях проведение 18–19 декабря очередного заседания Всебелорусского народного собрания (ВНС) рассматривалось властями республики как необходимость зафиксировать стратегические ориентиры и обозначить принципы, на которых будет строиться государственная политика в ближайшие годы.

Необходимо напомнить, что Всебелорусское народное собрание появилось в 1996 году и изначально задумывалось как форма народного обсуждения ключевых направлений развития страны, объединяющая представителей власти, трудовых коллективов, общественных организаций и регионов страны. В последующие годы ВНС созывалось для подведения итогов социально-экономического развития и определения стратегических приоритетов республики, однако с 2022 года статус Собрания вышел на качественно новый уровень. Теперь это высший представительный орган народовластия, обладающий правом определять стратегические направления внутренней и внешней политики, утверждать программы развития и обеспечивать преемственность государственной власти.

Первое заседание VII ВНС в новом конституционном качестве прошло 24–25 апреля 2024 года под девизом «Время выбрало нас!». Это был исторический шаг в институционализации этого органа и закреплении его роли в политической системе республики. Заседание 18–19 декабря стало второй сессией заседания, на которой рассматривались практические вопросы реализации новых полномочий.

На ВНС в Минск прибыло около 1200 делегатов из всех регионов и более 700 приглашённых участников, включая высших должностных лиц страны, представителей реального сектора экономики, политических партий и общественных объединений, глав зарубежных дипломатических миссий, руководителей международных организаций и объединений. Первый день работы Собрания был сосредоточен вокруг Послания президента Белоруссии народу и парламенту. Именно оно стало ориентиром для последующих   выступлений и решений.

Своё выступление Александр Лукашенко начал с оценки внешнеполитической ситуации, отметив, что мир вступил в период серьёзных трансформаций, а Белоруссия вынуждена действовать в условиях постоянного давления. Он подчеркнул, что страна не стремится к конфронтации, но будет жёстко отстаивать свои интересы. Говоря об отношениях с Соединёнными Штатами Америки, Лукашенко отметил, что диалог с Вашингтоном ведётся «сильного с сильным», иногда «жёстко и упорно», но при этом остаётся важным элементом внешнеполитического баланса. Он подчеркнул, что Минск при этом сохраняет стратегические отношения с Россией и Китаем.

Лукашенко также отметил, что США являются серьёзным игроком, которого невозможно игнорировать, однако любые контакты возможны только при уважении суверенитета Белоруссии. По его словам, определённые переговоры с Белым домом продолжаются, их он охарактеризовал как подготовку «большой сделки», направленной на улучшение двусторонних отношений без ущерба для союзных связей с Россией. Среди прочего была упомянута возможность будущей встречи с Дональдом Трампом и работа над открытием посольства США в Минске.

Отдельно Лукашенко остановился на ситуации в Европейском союзе, заявив, что ЕС сегодня сталкивается с глубокими внутренними проблемами, экономическими трудностями и кризисом управления. По его словам, решения, принимаемые в Брюсселе, зачастую продиктованы не интересами европейских народов, а политической конъюнктурой, что в перспективе может привести к серьёзным последствиям для самого Евросоюза, который «может рухнуть». В этом контексте он отметил, что Белоруссия не закрыта для сотрудничества со   странами ЕС, но не будет «бегать и унижаться», добиваясь снятия санкций.

Большой блок выступления был посвящён конфликту на Украине. Лукашенко в очередной раз подчеркнул, что Белоруссия не является стороной конфликта, однако напрямую ощущает его последствия, особенно в сфере безопасности. В этой связи он заявил, что союз с Россией обеспечивает защиту белорусских границ и сдерживание возможных угроз, но страна должна самостоятельно укреплять свою обороноспособность, в том числе с учётом ситуации на Украине. Он подтвердил, что размещение российских систем вооружений на территории Белоруссии является элементом совместной оборонной политики и направлено исключительно на предотвращение агрессии. Отдельно был упомянут российский ракетный комплекс «Орешник», который уже находится в Белоруссии и вскоре заступит на боевое дежурство, что позднее подтвердил министр обороны республики Виктор Хренин.

Подробно Лукашенко остановился и на состоянии белорусской экономики. Он отметил, что, несмотря на санкции, страна не только выстояла, но и адаптировалась к новым условиям. Президент привёл данные о росте отдельных отраслей, расширении экспортных направлений, сохранении занятости, выполнении социальных обязательств, снижении долговой нагрузки, росте золотовалютных резервов и укреплении доверия к национальной валюте. Особый акцент он сделал на развитии промышленности и сельского хозяйства. По его словам, деревня остаётся основой продовольственной безопасности страны, и государство будет продолжать поддерживать аграрный сектор, требуя при этом эффективности, дисциплины и отдачи от вложенных средств. Он подчеркнул, что «заливать деньгами» без результата больше никто не будет, а развитие должно идти через современные технологии и грамотное управление. 

Отдельно президент Белоруссии говорил о технологическом суверенитете. Он отметил, что зависимость от внешних поставок в ряде сфер стала серьёзным уроком последних лет, и страна должна развивать собственные компетенции в машиностроении, микроэлектронике, IT и других направлениях. При этом он подчеркнул, что технологическое импортозамещение является ключевым для укрепления суверенитета в стратегических секторах, и сегодня речь о разумном сотрудничестве с теми странами, которые готовы работать на равных. По его словам, успешной моделью такого взаимодействия является партнёрство Минска с Москвой и Пекином.

Говоря о внутриполитической ситуации, Лукашенко достаточно жёстко высказался о попытках дестабилизации обстановки в стране. Он заявил, что попытки раскачать ситуацию извне продолжаются, но они не находят поддержки внутри общества. Лукашенко подчеркнул, что власть извлекла уроки из событий прошлых лет и не допустит повторения сценариев хаоса и уличных беспорядков. При этом белорусский лидер отметил, что в стране есть пространство для дискуссий и критики, но исключительно в рамках закона.

Он также говорил о недопустимости конфликта между институтами власти и о необходимости поддерживать гражданское согласие. По его мнению, текущая система управления должна строиться так, чтобы быть устойчивой к внешним и внутренним вызовам. При этом Лукашенко откровенно заявил, что он «уходящий президент» и не может занимать пост бесконечно. В этом контексте он подчеркнул роль ВНС как инструмента обеспечения преемственности и стабильности власти в будущем, отметив, что именно такие институты должны стать опорой государства при смене поколений.

После завершения основного доклада президент ответил на вопросы делегатов. В частности, он прокомментировал тему помилований, отметив, что подобные решения принимаются взвешенно и исходя из интересов государства, а не под внешним давлением. Лукашенко также ответил на вопросы о развитии спорта, подчеркнув, что проблемы в этой сфере связаны не только с международной изоляцией, но и с внутренними недоработками. Кроме того, он много говорил о патриотизме и необходимости сохранить мир на белорусской земле, вновь вспомнил о беглой белорусской оппозиции и агрессивной позиции Польши, возвращался к теме ответственности руководителей на местах и пр. По сути, его ответы, как и само Послание, стали квинтэссенцией заявлений и действий белорусского лидера за последний год, ещё раз подчеркнув незыблемость его прежних позиций как по внутренним вопросам, так и по международной повестке дня.

Второй день работы ВНС, 19 декабря, был посвящён ключевым организационным и программным решениям. Основным объектом внимания делегатов стал проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026–2030 годы ­– ключевого документа, который определяет ориентиры страны на ближайшую пятилетку. Документ, представленный премьер-министром Александром Турчиным, основывается на семи приоритетных направлениях, призванных обеспечить устойчивый рост и развитие всех сфер жизни в Белоруссии. Среди них: демографическая безопасность, укрепление здоровья нации и поддержка семьи, развитие человеческого потенциала, повышение качества окружающей среды, рост конкурентоспособности, цифровизация экономики, усиление обороноспособности и развитие инфраструктуры регионов.

В числе конкретных целей, которые были представлены на обсуждение, были заявлены увеличение ВВП за пятилетку на 15,8%, создание 5 млн кв. м нового арендного жилья и улучшение дорожной сети между районными центрами и агрогородками. Программа также уделяет внимание развитию цифровой экономики. В частности, уже в ближайшие пять лет власти намерены увеличить среднюю скорость мобильного интернета в четыре раза, что будет способствовать созданию условий для роста инновационных отраслей и улучшения качества доступа к услугам. В целом программа предусматривает масштабную модернизацию всех жизненно важных сфер страны, включая здравоохранение, образование, транспортную инфраструктуру и жильё. Как отмечал Турчин, национальный бюджет будет ориентирован на устойчивый рост реальных доходов граждан, создание новых рабочих мест и поддержку малого и среднего бизнеса. Программа была принята единогласно и имеет статус, аналогичный закону.

В рамках второго дня собрания были утверждены и другие структурные решения, в том числе кадровые назначения и избрания в руководство государственных органов. Делегаты переизбрали членов президиума и утвердили назначение ряда ответственных за реализацию ключевых направлений программы, что подчёркивает согласованность власти и общества в реализации стратегических задач. Принятие этих решений сопровождалось активным обсуждением, в котором приняли участие руководители ключевых министерств и ведомств, представляя детальную картину предстоящей работы и отвечая на вопросы делегатов. Например, министр связи и информатизации в своём выступлении подчеркнул, что цифровизация станет инструментом, обеспечивающим безопасность и удобство для граждан, включая практические примеры внедрения цифровой медицины.

Выступления А. Лукашенко во второй день были направлены на укрепление доверия к выбранной стратегии государственного развития. Президент неоднократно подчёркивал, что программа на ближайшие пять лет должна быть реалистичной и понятной каждому гражданину, да и исполнена без изменений по сути и форме: «Коль ВНС утвердил программу – это закон».

Лукашенко не мог во второй день обойти вопросы международного характера и безопасности страны. Он подчеркнул, что Белоруссия продолжит укреплять свой суверенитет и способность защищать государственные интересы, подтвердил появление в республике «Орешника» и сообщил об активном развитии местного ракетостроения. Важной темой также стали отношения с США, с которыми продолжаются контакты, а также с соседними государствами, в первую очередь Литвой. В последнем случае Лукашенко не только поручил компетентным органам разобраться с переброской «шариков» с контрабандой на литовскую территорию, чтобы не допустить эскалации, но и заявил о готовности Минска к диалогу с Вильнюсом на уровне внешнеполитических ведомств, несмотря на напряжённые вопросы миграции и безопасности на границе.

В целом второй день VII ВНС подтвердил намерение белорусских властей двигаться в рамках системного планирования и социально-экономической устойчивости. Как заявил Лукашенко по итогам заседания, утверждённая программа является основой для планомерной, последовательной и устойчивой работы по дальнейшему развитию республики, а выбранный на Собрании путь ориентирован на «обеспечение стабильности, повышение качества жизни, укрепление национального суверенитета и интеграцию современных технологий в экономику и социальную сферу, что должно создать условия для благополучия всех граждан».

Таким образом, VII Всебелорусское народное собрание можно назвать не только торжественным мероприятием, но и важным политическим событием, отражающим основные направления стратегии властей Белоруссии в нынешней международной конъюнктуре.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
108
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика