
Как ни старались представители коллективного Запада расшатать обстановку в Туркменистане, устроив громкую шумиху в международном информационном пространстве, связанную с «противоправными действами» руководства страны и «полным отсутствием» прав и свобод простого населения, им это не удалось.
Поводом стала история «гражданского активиста» Мурата Душемова, который вновь напомнил о себе жестоким избиением заключенного в колонии в Сейди, где он отбывал срок по предыдущему приговору, за что, соответственно, ему и «впаяли» очередные восемь лет лишения свободы за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
Безусловно, сей факт не мог остаться без пристального внимания прозападной местной прессы, которая с наступлением осени с утроенной силой бросилась дискредитировать туркменское руководство, обвиняя его в полном произволе и главное – политической мотивированности процесса над Душемовым. Из этого маргинального типа делают сакральную жертву и символ оппозиционного Туркменистана. Дело «активиста» уже привлекло внимание крупнейших международных правозащитных групп (помнится, к нему даже подключалась спецдокладчица ООН по вопросу о положении правозащитников Мэри Лолор).
Вследствие этого, по словам прикормленных журналистов, огромный срок наказания Душемова якобы «ставит на репутации Туркменистана и лично президента Сердара Бердымухамедова такое же огромное пятно». Более того, оказывается, во все новые международные отношения, «будь то политические или экономические, Туркменистан будет заходить именно с такой печатью позора – как страна, которая не уважает собственные законы и защищавшего их активиста».
Конечно же, это далеко не первый громкий повод, когда правозащитники пытались «взбодрить» местное население при помощи очернения туркменского руководства. В частности, в апреле этого года все та же спецдокладчица ООН по вопросу положения правозащитников Мэри Лолор призвала Ашхабад немедленно расследовать предполагаемые попытки отравления «независимой» 75-летней журналистки Гурбансолтан (Солтан) Ачиловой, обеспечить ей безопасность и право выехать не куда-нибудь, а в сытую Швейцарию. Там Ачилова должна была получить высокую награду за свою деструктивную антиправительственную деятельность.
Неистовая М. Лолор также добивается освобождения «идейного» активиста за права белуджского меньшинства Мансура Мингелова, который 13 лет содержится за решеткой за участие в контрабанде и незаконном обороте наркотиков.
Сдаётся, что представителям коллективного Запада просто не удаётся выбирать себе приспешников из числа приличных и образованных граждан Туркменистана, и только неадекватные персоналии с криминальным или нечистоплотным прошлым готовы ввязываться в их проекты, в том числе громко молить о помощи из мест не столь отдаленных, примеряя на себя тяжкую роль серьезного политического заключённого.
Правда, основатель оппозиционного ресурса turkmen.news Руслан Мятиев с грустью отмечает, что европейцы и американцы в своих месседжах стали изворотливее в своих оценках и суждениях в отношении Туркменистана. В связи с этим, по мнению главного редактора, подобная политика двойных стандартов коллективного Запада очень сильно демотивирует: «Например, наши люди внутри страны рискуют очень многим, пытаясь передавать сведения наружу, пытаясь обеспечить какую-то правозащитную повестку. Они рискуют не только свободой, они рискуют самой своей жизнью. Мы публикуем добытые сведения, но это все словно в пустоту уходит».
А дальше Мятиевым вообще делается, надо сказать, весьма справедливый вывод о том, что «очевидно, на Западе на нас смотрят, как на страну третьего мира, где всегда царствует закон джунглей. На этот счёт есть негласная позиция: в таких странах свои обычаи, правила, они всегда так жили, пусть так и живут. Но на самом деле люди везде одинаковые. И у нас люди хотят дышать, жить, пользоваться благами цивилизации, ездить по миру, общаться с другими людьми, быть свободными, строить карьеру и так далее. Мы из той же плоти и крови, как и норвежцы, как и американцы, как и китайцы, как кто угодно. Мы – люди, и это в нас главное, и это надо видеть в первую очередь».
В данном контексте так и хочется посоветовать главному редактору оппозиционного сайта переформатировать свою профессиональную деятельность, а не заниматься поиском ярких антиправительственных и русофобских фейков. Чего только стоит выпущенная 9 сентября провокационная статья под названием «В туркменской армии офицерам и старшинам не дают увольняться, месяцами удерживая их паспорта». Мол, в редакцию turkmen.news поступил очередной тревожный сигнал о состоянии туркменской армии: армейское командование Туркменистана продолжает удерживать офицерский и старшинский состав искусственными методами, не давая увольняться, дескать, уставшие «от бедности и бардака в армии люди уже не первый год массово покидают вооруженные силы и едут работать за рубеж».
Да и в целом, по оценке иных прозападных псевдоаналитиков, за последние 15 лет Туркменистан якобы пережил массовый исход населения, сравнимый по масштабам лишь с периодами войн и социальных катаклизмов.
Самое смешное, что в качестве примера здесь приводится рост трудовой миграции в Россию, а также увеличение числа туркменских студентов в российских вузах (за последние 10 лет оно выросло аж в 7 раз). Они-то как раз, в отличие от Мятиева, вносят позитивный вклад в социально-экономическое развитие Туркменистана.
Кстати, по официальным данным на конец прошлого года, российское посольство выдало свыше 109 тыс. виз, из которых 30,5 тыс. – учебные, а 58 тыс. – туристические, что на 50% превышают результаты аналогичного периода 2023 года, а по количеству выданных туристических виз рост составил более чем 60%. На сегодняшний день более 47 тыс. студентов из Туркменистана учатся в российских вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Астрахани, Волгограда, Саратова и Ростова-на-Дону (в 2022 году в российских вузах обучалось более 30,7 тыс. туркменских граждан), поскольку была двукратно (до 500 мест) увеличена квота правительства России для абитуриентов из Туркменистана на обучение за счет бюджета.
Более того, на завершающей стадии проработки находится проект межправсоглашения об учреждении и условиях деятельности в Ашхабаде Российско-Туркменского университета. А российско-туркменская школа имени А.С. Пушкина считается одной из наиболее престижных в стране, и в следующем году начнется строительство ее нового корпуса для учащихся младших классов.
Еще один показатель: за семь месяцев прошлого года увеличился на 58% не только объём взаимной торговли между Россией и Туркменистаном, но и экспортных, импортных и транзитных перевозок по железной дороге, а в Туркменистане сейчас функционируют порядка 190 субъектов экономической деятельности с участием российского капитала. Тут комментарии излишни...
_____________________________
Рис: А. Горбаруков