Второй саммит «Россия–Центральная Азия» и развесистая «аналитическая» клюква - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 08.10.2025 |

Второй саммит «Россия–Центральная Азия» и развесистая «аналитическая» клюква

9 октября в ЦА предстоят громкие события, ознаменованные государственным визитом в Душанбе Президента России Владимира Путина, а также тем, что столица Таджикистана станет на время политическим центром СНГ, проведя одновременно саммит глав государств Содружества и второй саммит «Россия–Центральная Азия». На этом фоне нервно засуетилась «независимая» пресса, пытаясь представить «глубокомысленную» аналитику.

Так, в одном из известных таджикских изданий некий специалист взялся за освещение вопроса, изменится ли баланс сил в регионе после визита Путина? При этом он проводит некорректный сравнительно-сопоставительный анализ прошедших саммитов «Китай–Центральная Азия» и «ЕС–Центральная Азия», показывая соперничество в регионе между Россией, Китаем и ЕС. Вследствие этого эти акторы пытаются закрепить свое присутствие в Центрально-Азиатском регионе, предлагая инвестиции (включая гранты и гуманитарную помощь), опыт и технологии, которые могут способствовать развитию и решению социально-экономических проблем, стоящих перед странами ЦА.

Касаясь, например, второго саммита «Китай–Центральная Азия», он напоминает, что Пекин посулил выделить государствам региона порядка 208 млн долларов США в виде грантов на поддержку «проектов по обеспечению средствами к существованию и развитию по всей Центральной Азии». Кроме того, была заявлена возможность реализации таких масштабных энергетических и промышленных проектов, как строительство крупной гидроаккумулирующей электростанции в Казахстане для поддержки возобновляемой энергетики и завода по газификации угля, который будет производить 2 млрд кубометров газа в год. А в рамках проходившего бизнес-форума «Китай–Центральная Азия» в ходе того же саммита было подписано 58 соглашений на сумму 25 млрд долларов в области зеленых технологий, энергетики, сельского хозяйства и инфраструктуры. В целом же по итогам мероприятия КНР и ЦА утвердили 12 документов, ключевым из которых стал Договор о вечной дружбе и добрососедстве. Вспомнило независимое издание и про первый саммит, в процессе которого сторонам удалось подписать соглашение об институционализации взаимодействия в формате «5+1» с учреждением соответствующего секретариата, начавшего работу в прошлом году.

Автор отмечает, что от Китая не отстаёт и Европейский союз, поскольку по результатам первого саммита «ЕС–Центральная Азия» в рамках инициативы Global Gateway и «углубления торговых связей и расширения сотрудничества в области транспорта, критически важного сырья, цифровой связи, водных ресурсов и энергетики» Брюссель сильно расщедрился и объявил о пакете инвестиций в размере 12 млрд евро. В ходе саммита Европейский инвестиционный банк также подписал соглашение с Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном на сумму 365 млн евро для реализации проектов в области устойчивого транспорта, управления водными ресурсами и устойчивости к изменению климата.

Однако как только разговор в статье дошел до Москвы, то запал в статье сразу же снизился, и осталась лишь одна неконструктивная фиксация того, что саммиты СНГ якобы давно уже превратились в некую «символическую рутину», где страны-участники только и делают, что говорят о «необходимости развития отношений» в широком спектре направлений и сохранения традиционных, исторически определённых дружеских отношений. «Но каких-либо конкретных выгод Центральной Азии эти встречи не дают», – делается вывод в статье. Да и первый саммит «Россия–Центральная Азия», по оценке автора, якобы «не предложил никаких конкретных предложений и заявлений со стороны России, как это было, например, от КНР и ЕС».

В результате своих рассуждений автор просто «умыл руки», заявив, что «не торопится говорить о каких-либо кардинальных изменениях в конфигурации сил в Центрально-Азиатском регионе и не ожидает обнадёживающих итогов от визита президента РФ в Душанбе».

На самом же деле, если прошедшие и предстоящие мероприятия в формате «Россия–Центральная Азия» рассматривать не через призму прозападной русофобской дискредитации, то можно без труда обнаружить, что итоги вышеупомянутых саммитов Китая и ЕС со странами ЦА не идут ни в какое сравнение с аналогичным форматом взаимодействия между Москвой и странами региона.

Достаточно хотя бы вспомнить результаты первого саммита «Россия–Центральная Азия», прошедшего в 2022 году в Астане в честь 30-летия со дня установления дипломатических отношений Москвы с пятью центральноазиатскими странами, в ходе которого в совместном заявлении были определены основные направления сотрудничества в данном формате.

По оценке директора центра исследовательских инициатив «Ма’nо» Бахтиёра Эргашева, в вышеназванном документе были поставлены такие насущные вопросы экономического сотрудничества, как развитие промышленной кооперации, совместного инвестирования и создания новых производств, определены задачи в сфере продовольственной безопасности, а также имеются намерения совместно работать в направлении формирования системы санитарно-эпидемиологического контроля, чтобы противостоять будущим серьёзным эпидемиям и глобальным пандемиям.

Узбекский эксперт считал наиболее значимым, что между лидерами стран состоялся открытый и честный обмен мнениями, поскольку заседания глав государств в формате «Россия+ЦА» не могут быть проходными, они должны быть наполнены откровенным диалогом и дискуссиями по тем вопросам, которые важны и интересны для стран. Это «нужно как странам Центральной Азии, так и России, поскольку саммиты – площадка, где можно открыто ставить вопросы и принимать решения, которые будут работать на большую экономическую, гуманитарную и политическую взаимосвязь между нашим регионом и Россией», убежден Б. Эргашев.

Интересным представляется сравнение Б. Эргашевым двух форматов: «США+Центральная Азия», где встречаются министры иностранных дел стран региона и госсекретарь США и отсутствуют главы государств, с саммитами «Россия+ЦА», куда приезжают лидеры стран, что является важным и позитивным отличием от «американского» формата.

Ну и наконец, по оценке аналитика, хотя взаимодействие и партнерство между странами ЦА и Россией идет в разных форматах – СНГ, ЕАЭС и ОДКБ, но в любом случае есть две аспекта, которые требуют появления нового формата. «Во-первых, не все страны региона участвуют в этих интеграционных объединениях (имеются в виду ЕАЭС и ОДКБ. – Ред.), что не даёт возможности обсудить те или иные вопросы в формате "все страны ЦА – РФ" сфокусированно. Во-вторых, их участниками являются также страны, не относящиеся к Центральной Азии, поэтому эти платформы для нашего региона носят характер площадок для дискуссий общего характера».

О том, что упомянутый выше формат конструктивного диалога Москвы и ЦА продемонстрировал свою жизнеспособность и востребованность и будет только развиваться, говорил 19 сентября этого года на очередном заседании делового совета при МИД России и министр иностранных дел Сергей Лавров.

Накануне второго саммита «Россия–Центральная Азия» в Душанбе, приуроченного к встрече глав государств СИГ, он отметил, что главы шести государств планируют обсудить весь комплекс вопросов взаимодействия. На повестке дня будет тематика сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной, промышленной и научно-технологической областях и т. д.

По словам главы российского внешнеполитического ведомства, Россия остаётся одним из ведущих торгово-экономических партнёров государств Центрально-Азиатского региона, совокупный товарооборот с которым превышает 45 млрд долларов в год. Кроме того, в Центральной Азии работают порядка 24 тыс. компаний с российским капиталом, реализуются совместные проекты, растёт доля расчетов в национальных валютах, улучшается транспортно-логистическая инфраструктура.

Углублению экономической интеграции в соответствии с договоренностями, которые достигаются на уровне президентов и глав правительств, по оценке С. Лаврова, также способствует существующий в центральноазиатских странах устойчивый интерес к привлечению российских предприятий для стимулирования деловой активности: партнёры приветствуют расширение участия Москвы в инфраструктурных проектах. И важным подспорьем для этого служит задействование ресурсов Евразийского банка развития и соответствующих программ Евразийской экономической комиссии.

В качестве живых примеров успешного сотрудничества Москвы со странами ЦА глава МИД России привёл развитие восточной ветки МТК «Север – Юг» и участие ГК «Росатом» в формировании регионального ядерного кластера. Значимые достижения есть у российских компаний в области разработки месторождений полезных ископаемых, строительства промышленных и энергетических объектов, предоставления цифровых услуг. При этом наиболее перспективными направлениями с точки зрения предполагаемой отдачи от инвестиций и реального развития соответствующих отраслей в центральноазиатских государствах можно считать энергетику, логистику, добывающую и перерабатывающую промышленность, цифровизацию. «А с учётом современных веяний, которые множатся в мировой экономике, науке и технике, особое место принадлежит (видим это в позиции других государств) сфере добычи и переработки критически важных сырьевых материалов, а также разработке и внедрению технологий  искусственного интеллекта», – подчеркнул С. Лавров.

Резюмируя изложенное, остается только констатировать, что неумелые попытки заранее подорвать доверие к предстоящим и обещающим, исходя из заявленной повестки, быть весьма плодотворными мероприятиям в Душанбе явно обречены на провал.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
769
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика